Физическая культура как компонент здорового образа жизни студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 08:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в том, что бы рассмотреть физическую культуру как компонент здорового образа жизни студентов.

Задачи данной курсовой работы заключаются в том, что бы рассмотреть и проанализировать следующие вопросы и понятия:
Влияние окружающей среды и наследственности на здоровье
Образ жизни студентов и его влияние на здоровье
Организация двигательной активности студентов
Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни
Физическое самовоспитание и самосовершенствование – условие здорового образа жизни
Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ 5
1.1. Понятие «здоровье», его содержание и критерии 5
1.2. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье 7
1.3. Влияние окружающей среды и наследственности на здоровье 9
1.4. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности 11
ГЛАВА II. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ 16
2.1. Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни 16
2.2. Организация двигательной активности студентов 18
2.3. Физическое самовоспитание и самосовершенствование – условие здорового образа жизни 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

Физическая культура как компонент здорового образа жизни студентов_1000.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

      Видовая принадлежность человека закреплена в наследственности и связана с биологической эволюцией. Но человек как существо социальное стал не только приспосабливаться к окружающей среде, но и приспосабливать ее к себе, стал производить необходимые средства для жизни. Человечество в результате производственной практики превратилось в мощную преобразующую силу, которая проявляется значительно быстрее, чем ход естественной эволюции биосферы, и способна сотворить «вторую природу» – техносферу. [15]

      Человечество  как элемент экосистемы связано  со всеми земными формами жизни: с воздухом, водами, почвой. Производство, вооруженное наукой и оснащенное современной техникой, часто нарушает нормальное функционирование природных систем, совокупность которых – наша среда обитания.

      Жизнедеятельность организма человека протекает в  определенных границах, установленных  природой. Нормальная температура тела и благоприятная для человека температура внешней среды; нормальное давление в кровеносных сосудах и атмосферное давление вокруг; нормальное количество жидкости в организме и нормальная влажность воздуха и т. д.

      Хозяйственное вторжение человека в биосферу по ряду параметров резко нарушило оптимум устоявшейся природной гармонии.

      Некоторые синтетические, искусственные материалы  и промышленные отходы чужды физико-химической структуре живых организмов, а  иногда просто ядовиты. Эти вещества вследствие циркуляции воды и воздуха  распространяются и проникают в стратосферу и океанские глубины, вызывая промышленные загрязнения воды, воздуха, почвы.

      Нарушение экологического равновесия – «экологические ножницы» – опасно срывом механизмов адаптации. Возникла своеобразная биосоциальная  аритмия – рассогласованность природных и социальных ритмов жизни человека. [15]

      Сложно  сохранять здоровье, когда на человека вместе с благами цивилизации  наваливаются ее издержки.

      Понятие «загрязнение внешней среды» включает три составляющие:

    • чем загрязняется: тяжелыми металлами, пылью, пестицидами и т. п.;
    • что загрязняет: промышленность, транспорт, шум и т. д.;
    • что загрязняется: атмосфера, гидросфера, почва.

      Они позволяют определить качество среды, в которой живет человек. Внешняя  среда считается нездоровой, если она вызывает нарушения здоровья, если к ней трудно приспособиться. Есть и экстремальная среда, в которой жизнь человека просто невозможна без предварительного ее «переоборудования» для жизни, например Арктика и Антарктида.

1.4. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности

 

      Изучение ценностных ориентаций студентов на здоровый образ жизни позволяет выделить среди них условно 4 группы. Первая группа включает в себя абсолютные, общечеловеческие ценности, получившие у студентов оценку огромного значения (от 69 до 93 %).[13] К ним относятся: удачная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений. Вторая группа “преимущественных ценностей”: (от 63 до 66 %) – хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих. [13]

      Третья  группа ценностей получила наименованием  “противоречивых” за то, что в них  одновременно представлены признаки большого и небольшого значения (от 35,5 до 59,2 %).[13] Она включает наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворённость учёбой, занятие физическими упражнениями и спортом, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых. Четвёртая группа ценностей названа “частными”, т.к. её содержанию студенты придают небольшое значение (от 17 до 28 %) – знания о функционирования человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность. [13]

      Полученные  данные дают основание к суждению о наличии противоречия между  абсолютной ценностью общих положений  здорового образа жизни и конкретными  ценностями его поддержания, в том  числе профессионального здоровья. Их разрешение – одна из ведущих  задач в биосоциальном развитии студентов.

      При рассмотрении соотношений общей  и физической культуры студентов  ответы респондентов на вопрос “можно ли считать культурным человека, не заботящегося о своём физическом состоянии?” выявили, что 21,9 % считают  это возможным, а 51 % отрицают такую взаимосвязь, 27,9 % - затрудняются в определении своей позиции. [13]

      Таким образом, менее половины студентов  имеет определённые представления  о тесной взаимосвязи общей и  физической культуры в своём личностном развитии и в соответствии с этим принимают поведенческие решения.

      Суждения  студентов о влиянии физической культуры на общекультурное развитие личности в большей степени связаны  с улучшением форм телесного и  функционального развития. Заметное снижение влияния физической культуры на другие стороны личности и её деятельность обусловлены постановкой физического воспитания в ВУЗе, недостаточной реализацией его гуманитарного содержания, негативным опытом предшествующих занятий, воздействием ближайшего окружения и др.

      Менее четверти студентов приобщено к регулярной физкультурно-спортивной деятельности на досуге. На этом фоне наблюдается недостаточная эффективность пропаганды здорового образа жизни преподавателями физического воспитания, медицинскими работниками.

      Студенты  выделяют среди факторов риска здоровью, прежде всего злоупотребление алкоголем – 75,6 %, курение – 73,5 %, что отражает один из стереотипов пропаганды здорового образа жизни. Недостаток двигательной активности отмечен 39,9 % студентов; загрязнение окружающей среды осознаётся 29,3 % респондентов; на конфликты с окружающими указали 29,1 %; на перегруженность учебно-профессиональными и домашними обязанностями 7,9 %. В то же время напряжённый режим учебного труда, как показывают многие исследования, - существенный фактор возникновения эстетических состояний студентов. [13]

      Что побуждает студентов поддерживать своё физическое состояние? Уверенно чувствовать  себя среди других людей, “больше  нравиться им, вызывать у них уважение” (68,1 % опрошенных) и “получать удовольствие от двигательной деятельности, ощущать радость и красоту движений собственного тела, испытывать мышечную радость, чувствовать высокий мышечный тонус” (44,5 % опрошенных). [13]

      Это свидетельствует о гедонистическом  характере физического совершенствования  студентов. Очевидно, в приобщении к физической культуре необходимо обращать внимание на разнообразие её эмоциональных, рекреативных эффектов. Стремление достигнуть высоких спортивных результатов престижно лишь для очень ограниченного круга сегодняшних студентов (2,5 % женщин и 6% мужчин) к сожалению, возможности физической культуры как средства поддержания работоспособности ещё не получили должной оценки у студентов (менее четверти ответов). Такое положение вызвано ограниченным образовательным потенциалом учебных занятий по физическому воспитанию. [13]

      Среди причин невнимания к поддержанию  своего физического состояния студентами отмечается нехватка времени (18,5 % женщин и 41,6 % мужчин) и отсутствие необходимого упорства, воли, настойчивости (17,5 % женщин и 20,8 % мужчин). Это свидетельствует о недостаточной организованности и требовательности к себе студентов в организации жизнедеятельности, где органиченно присутствуют и волевые начала. [13]

      Забота  о своём физическом состоянии  отличается у женщин и мужчин. У женщин это проявляется в поддержании “внешних” форм состояния (пропорции телосложения – 27 %, соотношение роста и массы тела 54 %, особенности фигуры); у мужчин отмечена забота о развитии мускулатуры – 61,2 %, пропорций телосложения – 50 %, физических качеств – 32-47 %.[13]

      Полученные  данные говорят об отсутствии у большинства  студентов активных усилий по поддержанию  своего физического состояния. Даже в количественном отношении число случаев систематического использования необходимых средств для этой цели (6 %) существенно уступает числу случаев пренебрежения этими средствами (70 %). Простые и доступные средства – самомассаж, закаливание, аутогенная тренировка очень редко используется студентами, что свидетельствует о существенных изъянах в их образовательной подготовке. А наличие в арсенале средств регулирования физического состояния табака, алкоголя и даже наркотиков, с одной стороны характеризует ограниченный выбор средств, с другой – говорит об отсутствии валеологического мышления и поведения у большинства студентов.

      Во  внеучебной деятельности физкультурно-спортивная активность студентов низка. Не участвуют  в ней 60 % женщин и 46 % мужчин. В спортивных занятиях факультета задействовано лишь 36,5 % женщин и 45,6 % мужчин, а в сборных командах ВУЗа участвуют – 3,5 и 8,4 %. Женщины предпочитают не слишком продолжительные по времени занятия (менее часа), но достаточно регулярные. Мужчинам нравятся более длительные по времени занятия, но проводимые не более 2-3 раз в неделю. К сожалению, при планировании двигательной деятельности в самостоятельных занятиях и её регулировании 57,5 % женщин и 33,6 % мужчин не могут использовать каких-либо показателей – не хватает необходимых занятий; 24-37 % ориентируются лишь на самочувствие. [13]

      Путь  к общекультурному развитию и здоровью начинается с овладения знаниями. Они опережают практику, указывают путь её преобразования, превращают знания в элементы сознания, расширяя и перерабатывая их в убеждения. А убеждения строятся не столько на логическом характере знаний, сколько на их практическом смысле.

      Основной  источник информации для студентов  – занятия по физическому воспитанию – теоретические и практические (38-51 %).[13] Заметно влияние средств массовой информации: газет, теле- и радиорепортажей (25-44 %). Редко используется информация, полученная из специальной литературы, от посещения спортивных зрелищ (14-23 %). В качестве значимой студенты выделяют информацию о рациональном питании, методике оздоровительного бега и ходьбы, а также самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями, методике использования гимнастических и дыхательных упражнений, закаливания, о вопросах регулирования половой жизни (60-87 %)[13]. Повышенный интерес студентов к вопросам регулирования половой жизни отражает актуализацию одной из важных социально-биологических функций молодёжи – репродуктивную.

      Анализ  полученной информации свидетельствует  о мозаичности структуры знаний студентов, их недостаточной упорядоченности и взаимосвязи. Имеющиеся знания не обладают необходимым функциональным характером для использования в повседневной жизнедеятельности, а студентам не хватает поисково-познавательной активности для их пополнения и расширения.

 

Глава II. Роль физической культуры в обеспечении  здоровья

2.1. Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни

 

      Содержательные особенности составляющих здорового образа жизни : режим труда и отдыха, личная гигиена[9]

      Режим труда и отдыха

      Одно  из главных требований гигиены –  науки о сохранении и укреплении здоровья – научно обоснованный и  неукоснительно соблюдаемый порядок  труда, отдыха, сна и питания. Соблюдение режима значительно облегчает любую  деятельность, позволяя максимально использовать все возможности организма человека. Примером положительного влияния строгой организованности на здоровье и работоспособность служит жизнь замечательного немецкого философа И. Канта, которую называли уникальным гигиеническим экспериментом. Будучи с детства болезненным и слабым ребёнком, он создал для себя в зрелые годы строгий режим дня и соблюдал его практически всю жизнь, подвергаясь жестким ограничениям. Это помогало ему сохранять высокую работоспособность и хорошее самочувствие.

      Физиологической основой режима дня является выработка  динамического стереотипа. Динамический стереотип – система условных рефлексов. В результате длительного  следования определённому распорядку дня эта система закрепляется, упрочивается. Беспорядочное же чередование занятий разрушает стереотип и отрицательно сказывается на состоянии организма. [9]

      Конечно, прежде всего, надо считаться с условиями, продиктованными профессиональной деятельностью. Работа, труд занимают большую часть времени бодрствования и должны быть организованы рационально, с учётом гигиенических требований.

      Наилучшему  восстановлению сил, полноценному отдыху способствует также регулярное выполнение физических упражнений. Великие люди неоднократно подчёркивали их важность для сохранения и укрепления здоровья, для продления активной творческой жизни. В режиме дня необходимо отвести постоянное время для утренней зарядки и регулярных физкультурных упражнений. Их следует планировать в зависимости от занятости.

Информация о работе Физическая культура как компонент здорового образа жизни студентов