Ценности физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 17:53, реферат

Краткое описание

Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства, качества, ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в гармонии с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1.Понятие физической культуры личности ………………………………5
Глава 2. Деятельная сущность физической культуры в различных сферах жизни……………………………………………………………………………….10
2.1. Деятельностный аспект физической культуры………………………10
2.2. Особенности физической деятельности………………………………11
Глава 3. Ценности физической культуры…………………………………………13
3.1. Объективные и субъективные ценности ……………………………...13
3.2. Отношение личности к ценности физической культуры ……………14
3.3. Дифференциация ценностей физической культуры …………………15
Заключение …………………………………………………………………………18
Литература ………………………………………

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 41.48 Кб (Скачать)

     Центральным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, предстает физкультурно-спортивная (физкультурная) деятельность, направленная на физическое совершенствование человека.

     Эмоционально-целостное  отношение к физкультурной деятельности не формируется спонтанно и не наследуется, оно приобретается  личностью в процессе самой деятельности и эффективно развивается с освоением  знаний и творческого опыта, с  проявлением инициативы и активности в истинном педагогическом процессе.

     Выносливость, сила, быстрота, высокий уровень  функциональной подготовленности организма, его работоспособности могут  быть приобретены только путем использования  эффекта целенаправленного организационного процесса адаптации организма к физическим нагрузкам определенного содержания, объема и достаточной (разумной) интенсивности.

Глава 2. Деятельная сущность физической культуры в различных сферах жизни

 

     2.1. Деятельностный аспект физической культуры

     Физическая  культура – достаточно сложное социальное образование. В ее структуре можно  выделить три самостоятельных аспекта: деятельный, ценностный и личностный.

     Основными признаками физической культуры можно  считать: систематические занятия  физическими упражнениями для решения  задач физического самосовершенствования; специальные физкультурные занятия, позволяющие с пользой применить  их на практике; владение определенными  двигательными умениями и навыками для решения лично значимых задач; владение достаточными организационно-методическими  умениями построения своих самостоятельных  физкультурно-спортивных занятий, т.к. самостоятельная физкультурная деятельность по праву считается высшей формой личной физической культуры.

     Деятельностный аспект физической культуры заключается в том, что физическое совершенствование происходит только в результате оптимальной, целенаправленной двигательной активности человека. Причем не любой, а только той, которая осуществляется по законам физического воспитания, т.е. по законам развития силы, выносливости, законам формирования техники движений, законам активного отдыха и т.д.

     В процессе жизни человек занимается многими видами деятельности, которые  в той или иной степени связаны  с двигательной активностью и  значительными физическими нагрузками. Однако далеко не все они могут быть отнесены к физической культуре.

     Поэтому сущностным ядром физической культуры можно считать только двигательную активность, связанную с обязательным выполнением физических упражнений.

       Выполняемые при этом физические  нагрузки могут быть разной  величины, зависящие от поставленных  задач – восстановить, поддержать  или развить свои физические  кондиции. Поэтому не всякая, а  только окультуренная (полезная, целесообразная) двигательная деятельность, воздействующая положительным образом  на психофизическую сферу человека, может быть отнесена к культуре  физической. А вот двигательная  деятельность, например, грузчика к  физической культуре напрямую  не имеет непосредственного отношения,  т.к. она имеет цель не развитие  самого себя, а выполнение производственного  задания, которое может быть  достигнуто любой ценой, даже  перенапряжением. Подобная ситуация  в физической культуре в принципе  недопустима и вредна.

     Таким образом, деятельностный аспект физической культуры реализуется в результате выполнения человеком физических упражнений; при этом деятельность должна отвечать задачам физического воспитания и быть организованной в полном соответствии с закономерностями физического  воспитания.  

     2.2. Особенности физической деятельности

     В отличие от других видов физической активности человека физкультурная  деятельность имеет ряд принципиальных особенностей:

  1. Физкультурная деятельность обязательно содержит двигательный компонент, который в ней, как правило, является преобладающим;
  2. Деятельность в сфере физической культуры представлена наиболее рациональными формами двигательных действий, имеющими свою конкретную методику занятий;
  3. Физкультурная деятельность человека всегда направлена на совершенствовании самого себя в аспекте овладения рациональной техникой упражнения, воспитания физических качеств, формирования правильной осанки, укрепления здоровья и т.д. Цели, лежащие вне самого человека, хотя и могут существовать и решаться параллельно, но ведущими при этом не являются.

     Все эти признаки в  своей совокупности присущи только физической культуре. Для других аспектов человеческой деятельности в полном объеме они не характерны [6].

 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Ценности физической культуры 

     3.1. Объективные и субъективные ценности

     Приобщение  людей к фундаментальным культурным ценностям, к числу которых относится  и физическая культура, становится главным средством достижения цели образовательной системы [1].

     Ценности  физической культуры необходимо рассматривать  как единство объективных и субъективных ценностей.  Наиболее значимыми в  формировании ценностных отношений  личности  к физической культуре являются:

     1). Ценности объективных форм физической культуры:

      - материальные ценности (спортивные  сооружения, инвентарь для физкультурно-спортивной  деятельности, предметы искусства);

     - исторические ценности (истории  великих спортивных побед, становление  видов спорта, деятельность выдающихся  людей в области физической  культуры);

     - ценности – общественные отношения  (к спорту, к здоровью, к персоналиям-носителям  физической культуры);

     - информационные ценности (публикации, трансляции в СМИ).

     2). Ценности субъективных форм физической культуры:

     - физические ценности (физическое  развитие, состояние организма в  процессе физкультурно-спортивной  деятельности),

     - духовно-нравственные ценности (наличие  высокого духовного идеала; жизненная  установка на служение благородным  целям: Отечеству, ближним; эстетическое  отношение к миру; следование  принципам  гуманизма, справедливости, чести; стремление к саморазвитию; принятие объективных ценностей  физической культуры),

     - психические ценности (знания о  двигательной активности, функционировании  организма человека, способах здоровьесбережения; межличностное общение; личное  самоутверждение).

     Кроме того, к духовным ценностям физической культуры относятся накопленные  практикой и наукой специальные  физкультурные знания, отраженные в  соответствующих теориях физической культуры и спорта, и содержащиеся в различных методических пособиях, учебниках, монографиях, справочниках достижений, правилах соревнований.

     В какой степени данные ценности будут  освоены в процессе образования  отдельным человеком, зависит от факторов и условий их освоения. Например, бассейн для человека, который не желает в нем заниматься, вряд ли представляет какую-то реальную ценность. Люди же, приобщенные к  физической культуре, данные ценности осваивают, с пользой применяют, а по возможности и развивают.

     Ценностное  отношение личности к физической культуре представляет собой сознательное восприятие личностью объекта «физическая  культура», выражающееся в готовности и способности использовать его  ценности в целях самовоспитания и саморазвития.  

     3.2. Отношение личности к ценности  физической культуры

     Ценностное  отношение личности к физической культуре необходимо рассматривать  как интеграцию более частных  отношений к различным объектам физической культуры, ситуациям, событиям в области физической культуры, то есть к объективным и субъективным формам физической культуры. Отношение  личности к какой-либо конкретной ценности физической культуры будет складываться из следующих компонентов: аксиологического (насколько значима для личности данная ценность); интеллектуального (что знает личность об этой ценности); эмоционального (какие эмоции испытывает личность при освоении данной ценности); деятельностного (какие усилия прилагает личность для овладения данной ценностью).

     Высокие духовные ценности (самоценность человеческой личности, приоритет духовного над  материальным, забота о ближнем, духовно  и физически здоровая семья) и  нравственные (чувство ответственности  в решении личных и общественно  значимых жизненных задач) ценности в области физической культуры являются той базисной основой становления  представлений о здоровом образе жизни, которая создает человека образцы ценностных отношений к  физической культуре человека. Соответственно складываются относительно устойчивые образцы поведения при использовании  средств физической культуры для  собственного физического совершенствования. Наличие образа (образца) является важнейшим  условием эффективности дальнейших воспитательных воздействий по формированию у человека ценностных отношений к физической культуре.

     Аксиологический компонент представляет собой совокупность относительно устойчивых ценностей физической культуры. Субъективное восприятие и присвоение ценностей человеком определяется богатством его личности, развитым общекультурным мышлением и сознанием, опытом деятельности в сфере физической культуры, наличием индивидуальной системы использования ее средств, соответствующих направленности личности, ее интересам, актуальному состоянию психофизических и функциональных возможностей и способностей.

     В процессе физического воспитания человек  актуализирует лишь те ценности физической культуры, которые приобретают для  него жизненный и профессионально  необходимый смысл. На этой основе в  его сознании формируется образ  культурной личности будущего профессионала  как совокупность целей, идей, установок, корригирующих индивидуальный опыт культурной практики и связанные  с ними переживания, убеждения, связи  и отношения. Ассимилируя и преобразуя общественно необходимые и социально-групповые  ценности, человек строит собственную  систему ценностей, элементы которой  приобретают вид аксиологических  функций.  

     3.3. Дифференциация ценностей физической  культуры

     Ценности  физической культуры могут быть дифференцированы по следующим основаниям.

     Ценности-цели - раскрывают значение и смысл индивидуальных целей включения в систематическую физкультурно-спортивную деятельность и достижения посредством ее культурной стратегии и тактики жизнедеятельности, успешности реализации профессиональных планов и намерений психического и физического благополучия, сохранения и укрепления здоровья и др.

     Ценности-знания - определяют упорядоченную систему теоретико-методологических, научно-практических (философских, социологических, психолого-педагогических, медико-биологических) и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов сопряженного функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального самосовершенствования при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.

     Ценности-средства - создают основу для достижения ценностей-целей: овладение закономерностями, принципами, средствами, формами, методами, приемами и условиями их использования в физкультурно-спортивной деятельности для развития творческой индивидуальности в самоизменении, самообучении, самовоспитании, в достижении необходимого психоэмоционального состояния, культуры межличностного общения, в оценке и контроле за эффективностью их использования и др.

     Ценности-отношения - характеризуют человека как активного субъекта физической культуры с определенным мотивационно-личностным отношением к самому себе, профессиональной деятельности, к природной и социальной среде, в которых осуществляется его физкультурно-спортивная деятельность, к ее участникам.

     Ценности-качества - раскрывают значение и смысл приобретения, развития, воспитания и коррекции многообразия взаимосвязанных качеств и свойств личности (индивидуальных, психофизических, коммуникативных, статусно-позиционных, деятельностно-профессиональных), обеспечивающих ей полноценное самовыражение и самореализацию в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах при выполнении физкультурно-спортивной деятельности, профессиональной и жизнедеятельности в целом.

     Выделенные  группы ценностей образуют систему  как содержательную основу физической культуры личности человека. Очевидна связь между группами ценностей: ценности-цели определяют характер ценностей-знаний и ценностей-средств; ценности-отношения  определяются характером ценностей-целей  и ценностей-качеств и т.д. Система  ценностей служит основой и критерием  принятия или непринятия личностью  новых или ранее выработанных ценностей. Чем богаче мир ценностей  человека, тем эффективнее и целенаправленнее идут отбор и приращение новых  ценностей, их переход в мотивы поведения  и деятельности.

Информация о работе Ценности физической культуры