Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 20:47, курсовая работа
Все названные основные виды наглядности очень часто дополняются еще одним своеобразным видом, это так называемая внутренняя наглядность, когда в процессе обучения как бы осуществляется опора на прежний опыт обучающихся, когда им предлагается просто представить какую-либо ситуацию, какое-то явление. Например, при выводе формулы расчета сопротивления проводника (на уроках физики) учащимся не надо показывать проводники разного сечения, из разного материала. Здесь необходимо, чтобы они представили абстрактный проводник и логически рассуждали, отчего может зависеть его сопротивление.
В последнее время особое значение в процессе обучения отводится изобразительной наглядности (хотя желательно использовать разнообразные виды в их сочетании). Преимущества изобразительной наглядности (учебные кинофильмы, например) заключаются в том, что она дает возможность показать некоторые явления в ускоренном темпе (образование ржавчины при коррозии металлов) или в замедленном (сгорание горючей смеси в двигателе).
3.
Создание и использование
Таблицы - наиболее распространённый, традиционный вид пособий по физике, реализующий зрительную наглядность. Ведущее место таблиц среди других средств зрительной наглядности определяется тем, что они обеспечивают длительное, практически неограниченное во времени экспонирование материала. Таблицы просты в использовании.
В отличие от плаката таблица предполагает не просто зрительное предъявление материала, но и определенную группировку, систематизацию. Таким образом, в самой табличной форме заложены возможности для широкого использования приема сравнения, облегчающего понимание изучаемого материала, сознательное усвоение его.
Указанные особенности таблиц позволяют наметить наиболее целесообразную сферу применения их: формирования навыков .
Большое
распространение получили так называемые
таблицы-схемы. Из всех существующих форм
наиболее распространены схемы, представляющие
собой организацию
Учебные средства наглядности облегчают восприятие теоретического материала, способствуют быстрому его запоминанию, причём не механическому и бездумному, а осмысленному и более прочному, поскольку при такой подаче учебной информации наглядно демонстрируется логические связи.
Из
всех существующих форм наглядности
сейчас наиболее распространены схемы,
представляющие собой особую организацию
теоретического материала в форме
графического изображения, которое
обнажает и зрительно подчёркивает
соотношение и зависимость
Наблюдения показывают, что несистематическое использование схем приводит к тому, что ученики, случайно столкнувшись с ними на отдельных занятиях, рассматривают как эпизодическую, не очень важную форму работы и не осознают, какую практическую помощь может оказать схема при усвоении теоретического материала и выполнении упражнений.
Между тем опытным путём доказано, что систематическое использование даже одного какого-то методического приёма способно придать сложному многоплановому процессу обучения определённую цельность и стабильность.
Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих обучающихся приводит к тому, что на определенном этапе обучения они уже могут самостоятельно, опираясь на схему, изложить тот или иной материал. Сначала с таким заданием справляются только сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабые.
Работая
со схемой на уроке физики, приходится
учитывать и этапы обучения, степень подготовленности
учеников к полноценному восприятию и
анализу схемы, и их способности самостоятельно
составить и записать подобную информацию,
проговорить её, расшифровать незнакомую
запись, оформленную в виде схемы, и их
способность и умение пользоваться ею
в процессе занятия.
Реализация принципа наглядности при изучении темы физики "Электромагнитные явления"
Принцип наглядности означает, что в обучении необходимо, следуя логике процесса усвоения знаний, на каждом отрезке обучения найти его исходное начало. В фактах и наблюдениях единичного или в аксиомах, научных понятиях и теориях, после чего определить закономерный переход от восприятия единичного, конкретного предмета к общему, абстрактному или, наоборот, от общего, абстрактного к единичному, конкретному.
Классическая дидактика установила принцип наглядности, исходя из того очевидного факта, что успешным оказывается такое обучение, которое начинается с рассмотрение вещей, предметов, процессов и событий окружающей действительности. Наглядность и в особенности наблюдение натуральных объектов, взятых в их естественных условиях, несомненно, имеет большое значение и служит исходным пунктом знаний детей об объективном мире. Она дает учащимся полную убежденность в истинности наблюдаемого явления. Наглядность обучения рассматривается в тесной связи с активностью учащихся. Необходимо отметить большое значение правильно поставленной наглядности обучения именно на основе наблюдений предметов, явлений и процессов окружающей действительности.
Таким образом, можно сделать вывод, что наглядность является исходным пунктом обучения.
Теорию
наглядности разрабатывали: Я.А. Коменский,
К.Д. Ушинский и многие другие. В последствии
проблемой наглядности
Разработано
большое количество наглядного материала
по данной теме, но нет систематизации
этой наглядности, поэтому мы решили
систематизировать и
Наглядность - это показ различных предметов, материалов, пособий и опытов с подробным сопроводительным текстом. Изучая, анализируя литературу и систематизируя её, наглядность была разделена на следующие направления: Демонстрация приборов и механизмов Демонстрация картин Демонстрация слайдов, диафильмов Демонстрация кинофильмов Демонстрация видеофильмов Демонстрация опытов Логические конспекты, структурные схемы Задачи-рисунки, опытные задачи Компьютерные программы
Принцип
наглядности реализуется в
Разработано учебное пособие для учителя, которое содержит в себе планы уроков с подробным подбором средств наглядности и методическими рекомендациями к ним.
Примеры:
Решение задач
I. Стальной
магнит ломают пополам. Будет
ли обладать магнитными
1. Концы А и В магнитными свойствами обладать не будут.
2. Конец А станет северным магнитным полюсом, а В - южным.
3. Конец В станет северным магнитным полюсом, а А - южным.
Показ диафильмов 1. "Наглядные примеры по физике: Электромагнитные явления"
Демонстрация опытов:
1. Опыт Эрстеда.
2. Действие магнитного поля на проводник с током.
3. Электромагнит.
4. Получение спектров магнитных полей.
Методические рекомендации к демонстрациям
При проведении опытов полезно обсудить (если можно, экспериментально подтвердить) следующие вопросы:
1. Будут ли реагировать на появление тока в проводнике магнитная стрелка, помещённая далеко от проводника?
2. Можно ли говорить о магнитном поле, что оно бывает сильным или слабым?
3. Что
произойдет с направлением
В опытах можно использовать не железные опилки, а магнитные стрелки.
При демонстрации спектра магнитного поля прямого тока также можно продемонстрировать спектр магнитного поля витка с током. Поскольку части витка, пересекающие столик, находятся довольно далеко друг от друга, на столике из опилок складываются картины магнитных полей двух прямых токов. Но проще показать спектр с помощью демонстрационного зеркала. Можно также пронести панель со спектром по рядам.
Я считаю,
что использование в учебном процессе
наглядности приведёт к повышению успеваемости
учащихся, к более глубокому и лучшему
пониманию учебного материала.