Реализация принципа наглядности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Все названные основные виды наглядности очень часто дополняются еще одним своеобразным видом, это так называемая внутренняя наглядность, когда в процессе обучения как бы осуществляется опора на прежний опыт обучающихся, когда им предлагается просто представить какую-либо ситуацию, какое-то явление. Например, при выводе формулы расчета сопротивления проводника (на уроках физики) учащимся не надо показывать проводники разного сечения, из разного материала. Здесь необходимо, чтобы они представили абстрактный проводник и логически рассуждали, отчего может зависеть его сопротивление.

В последнее время особое значение в процессе обучения отводится изобразительной наглядности (хотя желательно использовать разнообразные виды в их сочетании). Преимущества изобразительной наглядности (учебные кинофильмы, например) заключаются в том, что она дает возможность показать некоторые явления в ускоренном темпе (образование ржавчины при коррозии металлов) или в замедленном (сгорание горючей смеси в двигателе).

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 112.91 Кб (Скачать)

     Введение.

     В процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют  все органы чувств человека. Поэтому  принцип наглядности выражает необходимость  формирования у учащихся представлений  и понятий на основе всех чувственных  восприятий предметов и явлений. Однако пропускная способность у  органов чувств или «каналов связи» человека с окружающим миром различна. По мнению некоторых специалистов, если, например, орган слуха пропускает 1000 условных единиц информации за единицу  времени, то орган осязания за ту же единицу времени пропускает 10 000 условных единиц информации, а орган  зрения — 100 000, т.е. около 80% сведений об окружающем мире человек получает с  помощью зрения.

     Таким образом, отмечая наибольшую пропускную способность информации у органов  зрения, мы ставим принцип наглядности  на первое место. Однако он предусматривает  не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств. На это  положение обращал внимание и  великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он отмечал, что чем большее количество органов чувств принимает участие  в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти. Физиологи и  психологи объясняют это положение  тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны. Экспериментально доказано, что если человек получает информацию одновременно с помощью зрения и  слуха, то она воспринимается более  обостренно по сравнению с той  информацией, которая поступает  только через посредство зрения, или  только через посредство слуха.

     Применение  наглядных и технических средств  обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у них  способность увязывать теорию с  практикой, с жизнью; формирует навыки технической культуры; воспитывает  внимание и аккуратность; повышает интерес к учению и делает его  более доступным.

     Наглядность, используемая в процессе изучения различных  учебных дисциплин, имеет свои конкретные особенности, свои виды. Однако дидактика  изучает процесс обучения как  таковой, безотносительно к какому-либо учебному предмету, поэтому она изучает  наиболее общие виды наглядности:

     Натуральная или естественная наглядность. К  этому виду относятся естественные объекты и явления, т.е. такие, какие  встречаются в действительности. Например, в процессе обучения демонстрируются  растения или животные на уроках биологии, электродвигатели при изучении физики и т. п.

     Изобразительная наглядность. К этому виду относятся: макеты, модели каких-то технических  устройств, стенды, разнообразные экранные средства (учебные фильмы, диафильмы  и пр.), графические учебные пособия (плакаты, схемы, таблицы, рисунки и  пр.). К этому виду относится большинство  наглядных пособий, которые используются в процессе обучения.

     Специфическим видом наглядности является словесно-образная наглядность. К этому виду относятся  яркие словесные описания или  рассказы об интересных случаях, например, при изучении истории или литературы, различного рода звуковые средства (видео  и магнитофонные записи).

     Другим  видом наглядности является практический показ обучающим тех или иных действий: выполнение физических упражнений на уроках физкультуры, работа с определенным инструментом на уроках трудового обучения, выполнение конкретных практических операций при обучении в ПТУ и т. п.

     Все названные основные виды наглядности  очень часто дополняются еще  одним своеобразным видом, это так  называемая внутренняя наглядность, когда  в процессе обучения как бы осуществляется опора на прежний опыт обучающихся, когда им предлагается просто представить  какую-либо ситуацию, какое-то явление. Например, при выводе формулы расчета  сопротивления проводника (на уроках физики) учащимся не надо показывать проводники разного сечения, из разного материала. Здесь необходимо, чтобы они представили  абстрактный проводник и логически  рассуждали, отчего может зависеть его сопротивление.

     В последнее время особое значение в процессе обучения отводится изобразительной  наглядности (хотя желательно использовать разнообразные виды в их сочетании). Преимущества изобразительной наглядности (учебные кинофильмы, например) заключаются  в том, что она дает возможность  показать некоторые явления в  ускоренном темпе (образование ржавчины при коррозии металлов) или в замедленном (сгорание горючей смеси в двигателе).

     Реализуется принцип наглядности посредством  следующих правил обучения:

     1. Нельзя игнорировать даже самые  простые, технически несовершенные,  устаревшие пособия, если они  дают положительный результат.  Это могут быть, к примеру, самодельные  пособия, изготовленные учителем  или учащимися. Такие старые  пособия порой не дают должного  эффекта не потому, что они  плохи сами по себе, а потому  что неправильно используются.

     2. Наглядные пособия необходимо  использовать не для того, чтобы  «осовременить» процесс обучения, а как важнейшее средство успешного  обучения.

     3. При использовании наглядных  пособий должно соблюдаться определенное  чувство меры. Если учитель даже  располагает большим количеством  хороших пособий по конкретному  учебному материалу, это не  значит, что они все обязательно  должны быть использованы на  уроке. Это ведет к рассеиванию  внимания, и усвоение материала  будет затруднено.

     4. Демонстрировать наглядные пособия  нужно лишь тогда, когда они  необходимы по ходу изложения  учебного материала. До определенного  момента желательно, чтобы все  приготовленные наглядные пособия  (приборы, карты и пр.) были каким-то  образом закрыты от взора учащихся. Их необходимо демонстрировать  в определенной последовательности  и в необходимый момент. Исключение  составляют наглядные пособия  типа табличек с правильным  написанием трудных слов, плакатов  каких-либо сложных физико-математических  формул, таблиц умножения, математических  постоянных величин, которые необходимо  запомнить и т. п. Такие наглядные  пособия должны постоянно находиться  перед глазами учащихся.

     5. С целью концентрации внимания  учащихся необходимо руководить  их наблюдениями. Прежде чем демонстрировать  наглядное пособие, нужно разъяснить  цель и последовательность наблюдения, предупредить о каких-то побочных, несущественных явлениях.

     Наглядные пособия сами по себе в процессе обучения никакой особой роли не играют, они эффективны только в сочетании  со словом учителя. Очень часто принцип  наглядности воспринимается педагогами как необходимость непосредственных наблюдений учащимися за определенными  явлениями. Однако не всякое восприятие и не всегда продуктивно, оно может  быть таковым только при активном мышлении, при возникновении вопросов и стремлении учащихся найти на них ответы. Еще Н.Пирогов в свое время отмечал, что «ни наглядность, ни слово сами по себе, без умения с ними обращаться как надо... ничего путного не сделают» (Пирогов Н. Вопросы жизни. Соч. Т. 1. - СПб, 1887. - С. 116).

     Существуют  разные способы сочетания слова  и наглядности, которые подробно проанализированы и обобщены Л.В.Занковым в его книге «Наглядность и  активизация учащихся в обучении» (М.: Учпедгиз, 1960). Наиболее типичными  из них являются:

     - при помощи слова учитель сообщает  сведения об объектах и явлениях  и потом, демонстрируя соответствующие  наглядные пособия, подтверждает  правдивость своей информации;

     - при помощи слова учитель руководит  наблюдениями учащихся, а знания  о соответствующих явлениях они  приобретают в процессе непосредственного  наблюдения за этим явлением.

     Очевидно, что второй способ более эффективен, нежели первый, так как он ориентируется  на активизацию деятельности учащихся, но чаще всего используется именно первый. Это объясняется тем, что  первый способ более экономичен по времени, он проще для учителя  и требует меньшего времени при  подготовке к занятиям.

     С одной стороны, наглядность может  быть использована с целью обогащения чувственного опыта учащихся. В этих случаях она должна быть как можно  ярче и красочнее, например, при изучении истории, литературы и т. п.

     С другой стороны, наглядность может  использоваться лишь для разъяснения  сущности явления. Когда младших  школьников мы обучаем счету, то не нужны плакаты с красивыми  корабликами или самолетами, здесь  необходимы плакаты с обычными карандашами, так как в противном случае мы привлечем внимание детей не к  количеству предметов, не к счету, а  к самолетикам, к самой картинке.  
 
 

     ИКТ на уроках физики.

     Физика  занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет  она создает у учащихся представление  о научной картине мира. Являясь  основой научно- технического прогресса, физика показывает учащимся гуманистическую  сущность научных познаний, подчеркивая  их особую нравственную ценность. Физика формирует творческие способности  учащихся, их мировоззрение и убеждения, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности. 
В России в последние годы возникает все большая потребность в специалистах с техническим образованием. Использование разнообразных информационно-коммуникативных технологий, виртуальных лабораторий и программ в процессе обучения физике эффективно способствует переходу от репродуктивного заучивания физических формул и законов к исследовательской активной позиции учащегося в учебном процессе, к творческому познанию природы, а, следовательно получению прочных глубоких знаний по физике и формированию технического изобретательского мышления у школьников, которые должны в будущем стать опорой нашей страны. 
Использование ИКТ на уроках физики позволяют повышать интерес к изучению предмета, расширяют возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов, повышает интерес к обучению. Хорошо известно, что курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать. В первую очередь речь идет о таких разделах, как "Молекулярная физика", некоторые главы "Электродинамики", "Ядерная физика", "Оптика" и др. Строго говоря, в любом разделе курса физики можно найти главы, трудные для понимания. К сожалению, многие ученики не владеют необходимыми мыслительными навыками для глубокого понимания явлений, процессов, описанных в данных разделах. В таких ситуациях на помощь приходят современные технические средства обучения и, в первую очередь, - персональный компьютер. 
Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Компьютер может не только создать модель таких явлений, но также позволяет изменять условия протекания процесса, "прокрутить" с оптимальной для усвоения скоростью. 
Физика - наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. К сожалению, оснащение физического кабинета не всегда позволяет провести программные лабораторные работы, не позволяет вовсе ввести новые работы, требующие более сложного оборудования. На помощь приходит персональный компьютер, который позволяет проводить достаточно сложные лабораторные работы. В них ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы. 
Все выше изложенное предъявляет к педагогу высокие требования. Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель умеет: 
обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих редакторов для подготовки дидактических материалов, чтобы работать с ними на уроке; 
создавать по данному учебному презентации MS PowerPoint, продемонстрировать презентацию на уроке; 
использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине; 
организовать работу с электронным учебником на уроке; 
применять учебные программные средства ; 
осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям; 
организовывать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке; 
работать на уроке с материалами Web-сайтов; 
создавать web- страницы по интересующему вопросу учебного материала; 
разрабатывать тесты, используя готовые программы -оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование. 
Мультимедийные сценарии уроков выполняются в виде презентаций с применением программы Power Point , входящей в состав пакета программ Microsoft Office . Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации. При подготовке презентации заранее продумывается структура урока, последовательность слайдов предполагает определенный темп и логику изложения материала, т.е. создается сценарий проведения урока. 
По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение. 
 Безусловно, компьютер можно применять и на уроках разных типов: при самостоятельном изучении нового материала, при решении задач, во время контрольных работ. Необходимо также отметить, что использование компьютеров на уроках физики превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения. Есть возможность отобрать необходимый материал, подать его ярко, наглядно и доступно. Использование ИКТ на уроке повышает мотивацию обучающихся к процессу учения, создаются условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Интерактивная доска на уроках физики.

     Школа, являясь зеркальным отражением процессов, происходящих в обществе, сегодня  не может существовать без использования  информационно- коммуникационных технологий.

     Современные школьники имеют совершенно иной, чем в былые годы психотип. Поколение, выросшее на мобильных телефонах  и компьютерах, требует постоянной зрительной стимуляции, быстрого динамичного  образовательного процесса.

     Неотъемлемым  атрибутом любого учебного класса всегда являлась школьная доска. Доска –  это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребёнок, это поле информационного  обмена между учителем и учеником.

     Интерактивная доска (ИД) - это новейшее техническое  средство обучения, объединяющее в  себе все преимущества современных  компьютерных технологий.

     ИД  не только соответствует способу  восприятия информации поколения современных  школьников, но и позволяет учителю  создать ситуацию успеха для любого ученика, не зависимо от его уровня знаний и умений.

     Применение  интерактивной доски  на уроке даёт учителю  ряд преимуществ:

     можно полностью управлять любой компьютерной демонстрацией - выводить на экран доски  презентацию, репродукции картин, картинки, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные  анимации, выделять важные моменты  цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами (например, разгадывать всем классом кроссворд, выполненный в программе Exсel, вписывая ответы в клетки прямо на экране).

     всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить  в компьютере для последующего просмотра  и анализа, в том числе и  виде видеозаписи.

     работая на доске электронным маркером как  мышью, можно быстро и наглядно показать тот или иной прием работы сразу  всему классу.

     благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу, обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание  и запоминание материала. Включенные в состав программного обеспечения интерактивной доски различные спецэффекты (например, Зум, Лупа, Шторка) позволяют акцентировать внимание учеников на наиболее существенных фрагментах урока.

Информация о работе Реализация принципа наглядности