Реализация принципа наглядности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Все названные основные виды наглядности очень часто дополняются еще одним своеобразным видом, это так называемая внутренняя наглядность, когда в процессе обучения как бы осуществляется опора на прежний опыт обучающихся, когда им предлагается просто представить какую-либо ситуацию, какое-то явление. Например, при выводе формулы расчета сопротивления проводника (на уроках физики) учащимся не надо показывать проводники разного сечения, из разного материала. Здесь необходимо, чтобы они представили абстрактный проводник и логически рассуждали, отчего может зависеть его сопротивление.

В последнее время особое значение в процессе обучения отводится изобразительной наглядности (хотя желательно использовать разнообразные виды в их сочетании). Преимущества изобразительной наглядности (учебные кинофильмы, например) заключаются в том, что она дает возможность показать некоторые явления в ускоренном темпе (образование ржавчины при коррозии металлов) или в замедленном (сгорание горючей смеси в двигателе).

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 112.91 Кб (Скачать)

     при подготовке к уроку не обязательно  использовать интерактивную доску, достаточно иметь на компьютере то же самое программное обеспечение, что и для интерактивной доски. Это позволяет готовить и подбирать  нужные материалы к уроку на любом  компьютере (например, домашнем).

     можно применять свои ранее созданные  презентации, без каких - либо изменений  или переработать их с использованием возможностей интерактивной доски, сохранив изменения в данном программном  обеспечении.

     Эти преимущества позволяют сделать  уроки русского разнообразными, динамичными  и интересными.

     Учитель при работе с ИД может использовать следующие ресурсы:

     мультимедийные  продукты от известных производителей (мультимедийные приложения к учебникам, виртуальные лаборатории и практикумы, интерактивные наглядные пособия);

     собственные презентации и материалы, сконструированные  в стандартных программах;

     собственные мультимедийные продукты, выполненные  в программах сопровождения ИД

     Насыщенный  учебный материал, удобство и простота в использовании –это характерные  признаки мультимедийных приложений к  учебникам и интерактивных наглядных  пособий.

     Как можно использовать на уроке встроенные программные средства ИД?

     Цвет  рекомендуется использовать для  акцентирования внимания учащихся на чем-то важном, обозначения связи  между элементами схем, рисунков, формул, построения нескольких графиков в одной  плоскости (смотри приложение).

     Например, учащимся могут быть предложены задания, при выполнении которых используются разные цвета маркеров:

     -установи  связь между рисунками, используя  различные цвета;

     - выдели одним цветом название  формулы и её математическую  запись;

     - составь логическую схему, используя  различные цвета маркера.

     Заметки на экране могут применяться для  того, чтобы сформулировать какой-либо вопрос, проблему, причем рукописные записи на экране можно сохранять для  дальнейшего просмотра, анализа, печати.

     Перемещение объектов позволяет учащимся составлять логические цепочки, схемы, размещать  информацию в сравнительных и  обобщающих таблицах, диаграммах и  многое другое.

     Учащимся  могут быть предложены следующие  задания:

     - перемещая объекты, совместить  изображение прибора и его  подпись;

     - перемещая объекты, построить  логическую схему;

     Функция затемнения нижней части экрана удобна в тех случаях, когда учитель  планирует воспроизводить информацию на слайде поэтапно. Например, сначала  условие задачи, а затем её решение.

     Выделение отдельных элементов на изображении  целесообразно применять для  акцентирования внимания учащихся на нужной области. Этот приём уместен, если на слайде помещена объемная информация. При повторении формул с помощью  трафарета есть возможность направить  внимание учащихся на ту или иную формулу, затемняя остальное поле слайда.

     Вставка (вырезка) частей изображения наряду с отменой и повтором действия позволяют учителю создавать  на уроке ситуацию успеха, ученик знает, что всегда может исправить свои ошибки – это придает ему уверенность  в своих силах.

     Просмотр  действий видеозаписи выполненных  на доске, можно использовать для  анализа фрагментов урока. Данная функция  позволяет отложить проверку и оценку работы ученика. Запись в режиме реального времени информирует учителя, когда ученик испытывает затруднения, как он исправлял свои ошибки.

     Компьютерное  моделирование на интерактивной доске вызывает у учащихся живой интерес. Компьютерную модель можно рассматривать как аналог действующей экспериментальной установки, в которой можно изменять условия опыта, вмешиваться в ход эксперимента.

     Динамическая  ситуация, развивающаяся на экране, часто подсказывает новую проблему, которую учащимся интересно решить самим.

     За  счёт созданной интерактивной среды, учащиеся могут самостоятельно проводить  исследования, моделировать различные  события, выполнять практические задания.

     Кроме того, использование наглядных моделей, интерактивных анимаций на уроке, поможет  проще и доходчивее объяснить  суть сложных физических явлений, продемонстрировать «виртуальные» опыты и эксперименты, без инвентаря и лаборантов.

         Как можно использовать ИД на различных этапах урока.

     Создавая  мультимедийное сопровождение урока, учитель может конструировать слайды для различных этапов урока. Слайды целесообразно использовать как  отдельные страницы при актуализации, повторении, изучении нового материала, закреплении изученного.

     Перед учителем открываются широкие возможности  по созданию материалов индивидуального  и фронтального опроса, текущего и  итогового контроля. Варианты заданий, уровень их сложности, время и  место включения в урок определяет сам учитель. Учитель при этом находится в постоянном поиске, повышает свой профессиональный уровень.

         Какие проблемы могут возникнуть при использовании  ИД?

     Компьютерных  наглядных материалов и обучающих  ресурсов по любой теме можно найти  великое множество.

     Однако  большинство из них не имеют методического  сопровождения и конкретных рекомендаций по применению и порождают определённые проблемы.

     Цифровые  образовательные ресурсы, предназначенные  для мультимедийного сопровождения  урока, которые предлагает издательство «Дрофа», снабжены различными интерактивными тренажёрами и тестами. Но, к сожалению, обычно они представлены в одном  варианте, что позволяет опросить, протестировать и оценить только одного ученика.

     Слайды  презентаций, выполненные учителем в программе Microsoft Power Point, могут быть использованы как отдельные страницы. Однако, данная программа не позволяет перемещать и изменять объекты в режиме просмотра. Перемещение объектов может происходить в режиме редактирования, но при этом слайды имеют малый масштаб и их использование не всегда удовлетворяет принципам удобочитаемости.

     ИД  разных производителей имеют программное  обеспечение различных функциональных возможностей. Поэтому учитель должен конструировать сопровождение урока, исходя из особенностей конкретной доски.

     В отличие от обычной доски, при  работе на ИД, учитель имеет неограниченное пространство и возможность возврата к предыдущим записям при помощи управляющих кнопок. Это позволяет  существенно экономить время  и более эффективно конструировать урок.

     Учитель и ученик работают как партнеры. Ученик активно «добывает» новое  знание, разрешает проблемные ситуации, работает с разными источниками  информации. В результате происходит развитие его интеллектуальных и  творческих способностей.

     Возможность интерактивного взаимодействия способствует формированию устойчивых навыков получения  и анализа необходимой информации. Хотя подготовка к уроку, с использованием ИД требует значительных временных  затрат, учителю легче конструировать урок, поскольку он имеет возможность  варьировать ход урока с учетом уровня подготовки учащихся и особенностей аудитории.

     Использование ИД не только усиливает наглядность  изложенного материала, делает урок живым и увлекательным, но и повышает заинтересованность учащихся, позволяет улучшить запоминание учебного материала. ИД открывает широкий диапазон для педагогического поиска учителя, моделирования им проблемных учебных ситуаций.

     Применение  любых цифровых образовательных  ресурсов позволяет делать акцент на развитие каждого ребенка, на формирование способности к самообучению.

     Интерактивные доски - это лучшее техническое средство обучения для взаимодействия учителя  с классом. Работая с интерактивной  доской, учитель всегда находится  в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с учащимися.

     Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие, повышается концентрация внимания. Результаты анкетирования  школьников свидетельствуют о повышении  уровня мотивации и интереса к  предмету. Ученики отмечают, что  уроки с использованием ИД, являются для них наиболее интересными  и запоминающимися.

     Всё вышесказанное позволяет сделать  вывод, что эффективность современного урока определяется уровнем его  интерактивности. 
 
 
 
 
 
 
 

Виды  наглядных пособий

 

     Наглядные пособия по физике - учебные пособия, позволяющие опираться на зрительное, слуховое и зрительно-слуховое восприятие.

     Применение  различных средств наглядности  активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность  экономить время.

     В обучении физики используются различные  виды наглядных пособий (Рис.1.1).

     Основные  группы наглядности, применяемые в  школе:

     Натуральные вещественные модели (реальные предметы, муляжи, геометрические тела, макеты объектов, фотографии и т.д.)

     Условные  графические изображения (чертежи, эскизы, схемы, графики, географические карты, планы, диаграммы и т.д.)

     Знаковые  модели, математические, химические формулы  и уравнения и другие интерпретированные модели

     Динамические  наглядные модели (кино и телефильмы, диапозитивы, мультфильмы и др.)

     1. Предметы окружающей среды. 

     

     Рис.1.1 Виды наглядных пособий 

     2. Демонстрационные изобразительные  пособия. К демонстрационным изобразительным  пособиям относятся также модели  измерительных приборов и инструментов (часовой циферблат, весы), муляжи  и макеты. Муляжи и макеты могут  использоваться как иллюстративный  материал при составлении упражнений. Наконец, к демонстрационным изобразительным  пособиям относятся изображения  и модели различных предметов.

     3. Таблицы. Таблицами называют текстовые  или числовые записи, располагаемые  в определенном порядке. Чаще  всего в виде колонок, а также  сгруппированные вместе серии  рисунков и схем с текстом  или без него. Таблицы издаются  на больших листах бумаги, наклеенных  для удобства пользования на  ткань или картон. По своему  значению таблицы могут быть  разделены на группы.

     4. Иллюстрации. Под иллюстрациями  обычно понимают помещенные в  учебнике рисунке и схематические  изображения различных предметов  и групп предметов. А также  планы, чертежи, схемы, таблицы,  как и рассмотренные выше наглядные  демонстрационные пособия, иллюстрации  используются в самых различных  случаях. С их помощью наглядно  показываются предметы, о которых  идет речь, выполняемые действия  или разъясняется содержание  упражнения.

     При необходимости иллюстрации к  отдельным упражнениям могут  быть сделаны на больших листах бумаги или в виде диапозитивов. В настоящее  для каждого класса издаются серии  карточек с упражнениями, включающие иллюстрации. Эти карточки предназначаются  для обучения составлению и решению  задач.

     5. Дидактический материал. Для формирования  основных понятий, а также для  выработки навыков писания и  говорения необходимо использовать  разнообразный дидактический материал. Дидактическим материалом называют  учебные пособия для самостоятельной  работы учащихся, позволяющие индивидуализировать  и активизировать процесс обучения. Дидактический материал можно  подразделить на:

     предметный  дидактический материал;

     дидактический материал в виде карточек с заданиями.

     Предметный  материал необходимо использовать как  при объяснении новых знаний, так  и при их закреплении.

Информация о работе Реализация принципа наглядности