Реализация принципа наглядности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Все названные основные виды наглядности очень часто дополняются еще одним своеобразным видом, это так называемая внутренняя наглядность, когда в процессе обучения как бы осуществляется опора на прежний опыт обучающихся, когда им предлагается просто представить какую-либо ситуацию, какое-то явление. Например, при выводе формулы расчета сопротивления проводника (на уроках физики) учащимся не надо показывать проводники разного сечения, из разного материала. Здесь необходимо, чтобы они представили абстрактный проводник и логически рассуждали, отчего может зависеть его сопротивление.

В последнее время особое значение в процессе обучения отводится изобразительной наглядности (хотя желательно использовать разнообразные виды в их сочетании). Преимущества изобразительной наглядности (учебные кинофильмы, например) заключаются в том, что она дает возможность показать некоторые явления в ускоренном темпе (образование ржавчины при коррозии металлов) или в замедленном (сгорание горючей смеси в двигателе).

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 112.91 Кб (Скачать)

     Дидактический материал в виде карточек с заданиями  обеспечивает приспособление к индивидуальным особенностям учащихся. Некоторые виды карточек позволяют освободить учащихся от переписывания заданий, что дает возможность выполнить больше упражнений.

     Многие  наглядные пособия - таблицы, некоторые  модели, некоторые виды раздаточного материала и т.п. - могут быть сделаны  самими учащимися. При изготовлении того или иного пособия, у учащихся неизбежно возникает интерес  к нему, появляется желание разобраться в его назначении и математической структуре. А это приводит к лучшему пониманию и лучшему усвоению учебного материала.

 

Принципы  использования наглядных  пособий

 

     Знание  видов наглядных пособий дает возможность правильно их подбирать  и эффективно использовать при обучении. С точки зрения использования  наглядные пособия делят на общеклассные и индивидуальные.

     В процессе обучения наглядные пособия  используют с различными целями: для  ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений, навыков, для проверки их усвоения.

     Когда наглядное пособие выступает  как источник знаний, оно особенно должно подчеркивать существенное - то, что является основой для обобщения, а также показывать несущественное, его второстепенное значение.

     Знакомя с новым материалом, нужно использовать наглядное пособие с целью  конкретизации сообщаемых знаний. В  этом случае наглядное пособие выступает  как иллюстрация словесных объяснений.

     При ознакомлении с новым материалом и особенно при закреплении знаний и умений надо так организовать работу с наглядными пособиями, чтобы учащиеся сами оперировали ими и сопровождали действия соответствующими пояснениями.

     Качество  усвоения материала в большинстве  случаев значительно повышается, так как в работу включаются различные  анализаторы (зрительные, двигательные, речевые, слуховые). При этом дети овладевают не только знаниями согласно материалу  урока. Но и приобретают умения самостоятельно использовать наглядные пособия. Учитель  должен всячески поощрять детей к  использованию наглядных средств, к самостоятельной работе.

     На  этапе закрепления знаний и умений необходимо широко использовать для  разнообразных упражнений справочные таблицы, таблицы, рисунки, схемы. Рекомендуется  практиковать воспроизведение наглядно воспринятого материала путем моделирования, рисования, словесного описания.

     Наглядные пособия иногда используют для проверки знаний и умений учащихся. Используя  раздаточный дидактический материал, учитель проверяет умения применять формулы на практике.

     Важным  условием эффективности использования  наглядных пособий является применение на уроке достаточного и необходимого количества наглядного материала. Если наглядные средства применять там, где этого совсем не требуется, то они играют отрицательную роль, уводя детей в сторону от поставленной задачи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Современные проблемы в культуре изготовления наглядных  пособий

     Расширение  возможностей в реализации принципа наглядности на основе современных  информационно-технических средств  значительно облегчает создание в практической педагогической деятельности иллюзии полного решения проблемы техническими средствами, приводит в  ряде случаев к забвению основных инвариантных принципов, вызывает ничем  не оправданное увлечение формой предъявления материала во вред содержанию и целям обучения. Эти явления  находят отражение и в непосредственной педагогической практике, и при создании учебников, наглядных пособий, дидактических  тетрадей, что не может не сказаться  отрицательно на эффективности всего  педагогического процесса, компрометируя  новые средства наглядности и  новые средства обучения.

     Чтобы преодолеть эти негативные тенденции, необходимо неуклонно придерживаться принципа системности в отношении  любых педагогических новаций и  всегда соотносить новые технико-педагогические параметры современных средств  наглядности с основными структурными компонентами дидактической системы (ее целями и задачами, содержанием, методами). Основываясь на анализе  устойчивых связей между ними, можно  получить необходимые дидактические  рекомендации по созданию, оценке, включению  в педагогический процесс новых  наглядных материалов. Исходя из практической направленности таких рекомендаций, они должны быть не абстрактными требованиями, а конкретными ограничениями  для использования средств наглядности  в реальных условиях современной  образовательной системы.

     Сегодня в помощь учителю, воспитателю, родителям  приходят компьютерные технологии создания и применения наглядных материалов. Технология мультимедия позволяет  соединить в единое целое различные  формы представления информации: текст, голос, музыку, графику, иллюстрации, видео и т.д. Технологии CD-ROM, CD-RW и DVD позволяют создавать огромные информационные банки визуальной и  акустической информации на компактных и надежных носителях (на одном диске CD-ROM помещается многотомная энциклопедия с десятками тысяч статей, тысячами иллюстраций, сотнями фрагментов звукозаписи, видео и анимации). Телекоммуникационные технологии предоставляют в распоряжение учителя безграничные информационные ресурсы планеты. Поисковые технологии и системы управления базами данных позволяют эффективно ориентироваться  в этих ресурсах и быстро находить необходимые материалы. Проекционные технологии избавляют учеников от необходимости  быть прикованными к экрану компьютера, перенося его изображение (в том числе и динамическое) на большой настенный экран. Технологии допечатной подготовки предоставляют каждому желающему мощный и удобный инструментарий создания и содержательного наполнения композиции, верстки, изготовления макетов учебных пособий, альбомов, книг, вспомогательных наглядных материалов.

     Все это впечатляет, но в, то же время, как показывает практика, часто мешает адекватной оценке новых средств с точки зрения дидактики, особенно на начальном этапе знакомства с новыми технологиями.

     Естественное  желание учителя наиболее полно  реализовать выразительные возможности  мультимедийных систем нередко приводит к возникновению несоответствия между направлениями деятельности учеников.

     С помощью эффектной, многогранной подачи учебного материала учитель успешно  концентрирует их внимание на средстве наглядности (альбомной иллюстрации, экране монитора, проекционном изображении  и т.д.). Когда решается общеобразовательная  задача обогащения чувственного опыта  детей, расширения их кругозора, то никаких  проблем не возникает. Однако, как  правило, средства наглядности применяются  в контексте совсем другой педагогической задачи - не просто познакомить учеников с объектами и процессами действительности, а раскрыть сущность этих объектов, выявить законы, которым подчиняется  развитие процессов. В этом случае концентрация внимания на внешних, случайных, не имеющих  существенного значения особенностях наглядного материала только мешает исполнению дидактической задачи.

     Это означает, что наглядный материал утрачивает свою психолого-педагогическую функцию "служить как бы опорой внутренних действий, осуществляемых ребенком под руководством учителя  в процессе овладения знаниями". Вместо того, чтобы "быть представителем изучаемого предмета", наглядный  материал сам делается "непосредственным предметом учебных действий ребенка". Возможность таких ошибок основывается на непроизвольном смешивании того, что  фактически осознается учениками, с  тем, что должно ими осознаваться в соответствии с определенной педагогической задачей. "С психологической точки  зрения это и есть центральный  вопрос наглядности".

     В отличие от научно-исследовательских  моделей в учебном процессе именно на роли наглядного пособия в решении  собственно педагогических задач должны основываться выводы о необходимой  степени его убедительности, функциональности, динамичности, всех тех параметров, что позволяют реализовать современные информационные средства создания наглядности.

     Вместе  с дидактическими задачами определенные ограничения на использование современных  средств наглядности накладывают  и другие структурные компоненты педагогической системы: содержание и  методы обучения, особенности мировосприятия и миропонимания учеников.

     Так, с помощью современных информационных средств учитель имеет все  технические возможности для  того, чтобы в полной мере реализовать  принцип выразительности речи письма за счет его цветовой насыщенности и графического разнообразия.

     Представляемые  современными информационными средствами удобство и простота в создании новых  наглядных материалов так же нередко  вводят педагога в заблуждение, создавая иллюзию неограниченных возможностей. Однако это совсем не так. Наглядный  материал - это не просто некоторая  информация в чувственной форме  представления, а информационная модель определенного педагогического  опыта, которая должна соответствовать  требованиям эстетики, эргономики, дизайна и т.д. Вместе с тем, поскольку  это учебный материал, он должен воплощать и некоторый педагогический опыт, быть на уровне методических достижений своего времени в плане структуры, содержания, формы подачи материала. Отсюда понятно, что технично создать  пятиминутную запись учебного видеофильма  вовсе не означает снять пятиминутный учебный видеофильм, на что может  потребоваться и сто часов  напряженного труда. Таким образом, использование современного инструментария создания наглядности ограничивается уровнем подготовки самого учителя  во многих областях деятельности.

     Наконец, создание и использование наглядности  ограничивается обыкновенным чувством меры. Утверждение, что наглядности  не может быть слишком много, является справедливым только в условиях ее дефицита. Познание начинается с чувственного восприятия, однако не ограничивается им. Необходимо всегда помнить, что  первостепенное значение для становления  и развития личности имеет именно мышление и не в последнюю очередь  мышление абстрактное.

     2. Современные требования к наглядным  пособиям по физике

     С точки зрения санитарно-гигиенических  требований и требований к оформлению к наглядным пособиям можно выделить следующие:

     1. Верхнее, наружное и нижнее  поля, не включая иллюстративного  заполнения полей, должны быть  не менее 10 мм.

     2. При печати черной краской интервал оптических плотностей элементов изображения текста и бумаги в издании должен быть не менее 0,7. Не допускается печать текста с нечеткими ("рваными") штрихами знаков.

     3. Не допускается печатать текст на цветном, сером фоне, участках многокрасочных иллюстраций с оптической плотностью фона более 0,3.

     4. Не допускается применять в изданиях шрифты узкого начертания, кроме заголовков.

     5. Не допускается применять:

     для основного и дополнительного  текста выворотку шрифта и цветные  краски;

     для выделения текста выворотку шрифта и цветные краски на цветном фоне;

     цветной и серый фон в прописях и  рабочих тетрадях на участках, предназначенных  для письма;

     для наглядных изображений (график, схема, таблица, диаграмма и т.п.) цветные  краски на цветном фоне;

     для основного и дополнительного  текста набор в три и более  колонок.

     6. В пособиях для 1 - 4 классов междусловный пробел должен быть не менее кегля шрифта текста; для 5 - 11 классов - не менее половины кегля шрифта текста.

     7. В изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения:

     непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать;

     затеки  клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение  текста или иллюстраций при раскрывании;

     деформация  блока или переплетной крышки.

     В пособии всё должно быть на "отлично" от иллюстраций до практических заданий. Нельзя допускать ни грамматических ни смысловых ошибок в учебнике. Содержание учебного материала должно очень хорошо делиться на необходимый материал и второстепенный.

     Наглядное пособие не должно содержать ошибок. Должна быть последовательность в изложении  учебного материала. Материал пособия  должен соответствовать программному материалу. Пособие для обучения физике должно обязательно содержать задания проблемного характера, задания развивающие творческую мысль, активность учащихся и коммуникативную компетенцию.

     Самым важным критерием для наглядного пособия начальных классов является его внешняя привлекательность: это иллюстрирование, красочность. Так же не мало важна доступность  материала и системность его  расположения. Задания должны носить разноуровневый характер (задания отвечающие стандартам затем задания повышенного  уровня и задания творческого  характера).

     На полиграфические материалы как отечественного, так и импортного производства, применяемые для изготовления издания, должны быть представлены санитарно-эпидемиологические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья. При отсутствии сведений о полиграфических материалах следует проводить санитарно-химические исследования на наличие формальдегида. Количество формальдегида, мигрирующего в модельный раствор (дистиллированная вода), не должно превышать 0,1 мг/л. Не допускается применение газетной бумаги, кроме изданий, функционально предназначенных к постраничному разъединению (разрезанию), например, дидактические материалы, карточки с заданиями и т. п.

Информация о работе Реализация принципа наглядности