Элементы умк по дисциплине методы математической физики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 22:19, дипломная работа

Краткое описание

В современном мире на человека многократно возрос поток информации, в том числе и учебной. Ориентирование в этом потоке, отбор из него наиболее содержательного и необходимого в будущей профессиональной деятельности, либо в дальнейшем образовании обучающегося является важной составляющей эффективного и надежного обучения.
Далее, в нашей стране взят курс на реформирование высшего образования, предполагающий переход на кредитную технологию обучения. В ней основной упор делается на самостоятельность студентов, а преподавателям отводится роль консультантов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1 СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ЯЗЫКА HTML 7
1.1 ПОНЯТИЕ «ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК». 7
1.1.1 Электронный учебник - программно-методический комплекс 8
1.1.2 Общая характеристика и структура 13
1.2 ОСНОВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 18
1.2.1 Общие характеристики дистанционного образования 18
1.2.2 Дидактические и организационные основы ДО 21
1.2.3 Основные модели ДО 25
2 ТЕСТ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ 30
2.1 История возникновения интеллектуальных тестов. 31
2.2 Формы тестовых заданий 33
2.3 Классификация тестов 36
2.4 Этапы осуществления процесса тестирования 42
2.5 Надежность тестов 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ НА CD

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Мантаева А.Е..doc

— 531.50 Кб (Скачать)

3) Критериально-ориентированные тесты

Такой вид тестов связан с ориентацией на такие конкретные цели и задачи, как, например, проверка уровня усвоения сравнительно короткого перечня требуемых знаний, умений и навыков, выступающих в качестве заданного стандарта или критерия усвоения. Например, для аттестации выпускников образовательных учреждений важно иметь такие задания, которые позволяют делать вывод о минимально допустимой компетентности выпускников. При проверке минимально допустимого уровня знаний содержание заданий носит принципиально облегченный характер. Поскольку такие задания должны выполнять все выпускники, допущенные учебным заведением к аттестации, здесь невозможно говорить о тестах, как методе объективного и эффективного измерения испытуемых с разным уровнем подготовленности, в строгом смысле понятия "тест". Этот подход выработан для органов управления образованием, стоящих перед необходимостью в короткое время проверить состояние образования в большом количестве учебных заведений, и не позволять последним опускаться ниже предельно допустимого уровня требований.

 

2.4 Этапы осуществления процесса тестирования

 

Процесс проведения любого теста требует поэтапности. Каждый этап требует определённого подхода к его выполнению.

1) Определение содержания тестовых заданий. При составлении тестовых заданий большое внимание уделяется форме, но, очевидно, что не меньшее внимание должно быть уделено и их содержанию. Каких же принципов необходимо придерживаться при отборе содержания учебной дисциплины в содержание тестовых заданий?:

  • т.к. всё содержание учебной дисциплины в тест включить невозможно, то при составлении тестовых заданий отбирается наиболее важное и значимое.
  • кроме того, учебный материал, отбираемый в тестовые задания, должен быть научно достоверен, соответствовать современному уровню науки. Непроверенные данные, гипотезы и т.п. в тестовые задания, как правило, не включаются.
  • тестовое задание должно быть ясным, чётким, обеспечивать однозначность понимания и ответа.
  • задание должно быть корректно с точки зрения учебной дисциплины.

Для того чтобы тестовые задания удовлетворяли вышеперечисленным требованиям всегда необходимо проводить экспертизу заданий при помощи  высококвалифицированных специалистов.

Таким образом, перед написанием тестового задания чётко сформулируйте себе, что вы  хотите проверить данным заданием, и постарайтесь, чтобы задание проверяло именно этот элемент знания или умения.

2) Разработка плана теста. Тест в окончательном виде должен включать в себя 30 – 60 заданий. Если учебная дисциплина состоит из нескольких разделов, то необходимо провести примерную раскладку необходимого числа заданий на каждый раздел. Например, если делается тест по механике, то раскладку можно проводить, исходя из числа часов, отведённых по программе на изучение соответствующих разделов механики.

3) Составление и подбор заданий. Этот этап является наиболее ответственным. Здесь важно хорошо владеть различными формами тестовых заданий и, естественно, самим предметом. На данном этапе количество составленных тестовых заданий должно быть примерно в два раза больше запланированного числа заданий теста. Это делается потому, что многие задания будут убираться в ходе опытной проверки теста и последующего анализа результатов тестирования.

4) Проведение тестирования. После того, как задания подобраны, производится предварительное (пилотажное) тестирование. Если тестирование производится на бланках, то желательно иметь отдельные листы ответов. При этом все элементарные расчёты и рисунки, помогающие ученикам ответить на вопрос, могут выполняться на этих же листах.

Необходимо принять все меры для исключения списывания: рассаживать студентов по одному, не допускать нахождения на столах посторонних предметов, осуществлять достаточно жёсткий контроль со стороны преподавателей и т.п. Время проведения тестирования оценивается следующим образом. Если вы хотите, чтобы каждый студент попробовал ответить на каждое задание, то для этого нужно отвести на тестирование достаточное время. Вместе этим, время, отводимое на тестирование, не должно быть чрезмерно большим. Хорошо составленное задание рассчитано на минимальное время для тех, кто знает ответ. В любом случае время, отводимое на выполнение одного задания не должно превышать 2 – 3 мин. В среднем же можно руководствоваться критерием ~1 мин/задание. Для каждого теста есть оптимальное время тестирования, при котором данный тест наилучшим образом производит дифференциацию студентов. Это время определяется экспериментально.

5) Оценка тестовых заданий. Наиболее технологичны следующие оценки ответов на тестовые задания: правильный ответ – 1,

неправильный – 0. Однако, возможны и другие подходы, учитывающие, какую именно ошибку совершил студент. В этом случае оценки могут иметь диапазон от 0 до n (n>1). Более того, за грубые ошибки можно наказывать отрицательной оценкой. Таким образом, подходов к оценке  ответов на задания достаточно много, и учитель волен, выбирать ту, которую он считает наиболее целесообразной. Однако наиболее часто используется бинарная шкала оценок.

6) Оценка результатов тестирования. Абсолютное число баллов, набранное студентами при ответе на задания теста, практически ничего не говорят. Оценка зависит от того, сколько заданий содержит тест, и какие баллы получили другие студенты. Более точно определить место, занимаемое группе в группе, прошедшей  тестирование, позволит знание  среднего арифметического и стандартного отклонения по тесту. При этом нужно сравнить результат студента со средним по группе и, определить, насколько эти величины отличаются друг от друга.

 

2.5 Надежность тестов

 

Так как тест представляет собой педагогический инструмент измерения знаний, то он должен обеспечивать определённую точность измерений, т.е. обладать свойством надёжности. Надёжный тест при применении его в сходных условиях должен дать сходные результаты. Самый простой метод определения надёжности теста – его двукратное использование в одной и той же группе.

Ниже приведены примеры тестовых заданий, которые могут быть предложены студентам при изучении курса «Методы математической физики». Темы тестовых заданий приведены в соответствии с изложением учебного материала в электронном учебнике.

1) Если любой точке пространства  проходящие через неё три координатные  линии взаимно перпендикулярны, то система координат называется

  1. ортогональной.
  2. неортогональной.
  3. криволинейной
  4. сферической
  5. декартовой

2) Коэффициенты Лямэ в ДСК

3) Какими скалярами характеризуется  вектор

4) Скалярным полем называется 

  1. область пространства, каждой точке которого сопоставляется некоторое значение скалярной величины  φ
  2. область пространства, каждой точке которого значение скалярной величины  φ=0
  3. область пространства, каждой точке которого
  4. область пространства, каждой точке которого 0
  5. Нет правильного ответа

5) Оператор Гамильтона 

6) Оператор Лапласа

7) Поле называется безвихревым, если

8) Уравнение теплопроводности

9) Формула Даламбера

10) Теорема Гаусса связывающая поверхностный интеграл с объемным

11) Если заряды  находятся в точках то потенциал в произвольной точке  М определяется суммой

12) Какой интеграл называется  потенциалом двойного слоя? Выберите  правильный ответ

13) Метод Фурье применяется к  решению краевых задач для  уравнений

  1. гиперболического типа
  2. параболического типа
  3. гиперболического и параболического типов
  4. эллиптического типа
  5. параболического и эллиптического типов

14) Функция Грина для трехмерного  пространства имеет вид

15) Функцией Грина будет функция

16) Потоком вектора через площадку  называется величина

17) По определению формула дивергенции

18) Укажите криволинейные координаты 

  1. r,φ,θ
  2. X,Y,Z
  3. X/,Y/,Z/
  4. r,φ,z

19) По определению градиент скалярного  поля

20) Уравнение диффузии

Так как экзамен по дисциплине «Методы математической физики» сдается устно, приведенные примеры тестовых заданий могут использоваться преподавателем на практических занятиях.

 

Заключение

 

При подготовке данной дипломной работы была изучена различная методическая литература, в процессе чего были достигнуты основные цели. Т.е. ввелось понятие электронного учебника, была определена роль, структура, особенности электронного учебника, как программно-методического комплекса.

После определения роли, структуры, особенностей электронного учебника, как программно-методического комплекса в качестве практической части курсовой работы был предложен вариант электронного учебника, составлены примеры тестовых заданий по дисциплине “Методы математической физики”, что являлось решением поставленных задач.

Комплекс имеет широкий спектр применения по различным видам обучения. Его главное предназначение заключается в разгрузке преподавателя и увеличении роли студентов в своём образовании. Поэтому комплекс идеально подходит для дистанционного и заочного видов обучения, а также для самостоятельных студентов очников. Эффективность комплекса многократно возрастёт, если использовать все его потенциальные технические и методические возможности.

Проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что для единообразного подхода к образованию в целом, целесообразно продолжить подобные разработки, связанные с созданием учебно-методических комплексов по различным дисциплинам. При достижении достаточного количества предметов в форме УМК, их следует объединить в некую информационно-образовательную среду, позволяющую ко всему обучению подходить со стандартных позиций. Тогда можно говорить о полноценном дистанционном образовании. Таким образом, настоящая работа является малой частью той большой, которую необходимо проводить хотя бы в рамках наименьшего подразделения университета.

Информация о работе Элементы умк по дисциплине методы математической физики