Элементы умк по дисциплине методы математической физики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 22:19, дипломная работа

Краткое описание

В современном мире на человека многократно возрос поток информации, в том числе и учебной. Ориентирование в этом потоке, отбор из него наиболее содержательного и необходимого в будущей профессиональной деятельности, либо в дальнейшем образовании обучающегося является важной составляющей эффективного и надежного обучения.
Далее, в нашей стране взят курс на реформирование высшего образования, предполагающий переход на кредитную технологию обучения. В ней основной упор делается на самостоятельность студентов, а преподавателям отводится роль консультантов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1 СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ЯЗЫКА HTML 7
1.1 ПОНЯТИЕ «ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК». 7
1.1.1 Электронный учебник - программно-методический комплекс 8
1.1.2 Общая характеристика и структура 13
1.2 ОСНОВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 18
1.2.1 Общие характеристики дистанционного образования 18
1.2.2 Дидактические и организационные основы ДО 21
1.2.3 Основные модели ДО 25
2 ТЕСТ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ 30
2.1 История возникновения интеллектуальных тестов. 31
2.2 Формы тестовых заданий 33
2.3 Классификация тестов 36
2.4 Этапы осуществления процесса тестирования 42
2.5 Надежность тестов 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ НА CD

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Мантаева А.Е..doc

— 531.50 Кб (Скачать)

Система отсчета

1.весы 

2.часы 

3.материальная точка 

4.тело отсчёта 

5.система координат

3) Задания открытой формы

Задания открытой формы требуют от учащегося произвольного ответа. На бланке (или экране дисплея) для ответов отводится столько места, сколько необходимо. Инструкцией в подобных заданиях может быть слово: ДОПОЛНИТЬ.

При составлении тестовых заданий открытой формы желательно

  • придерживаться следующих общепринятых правил:
  • дополнять в предложении необходимо наиболее важное;
  • в каждом задании должно быть только одно дополнение;
  • дополнение ставится в конце предложения;
  • дополнение должно быть однозначным и не допускать двойного толкования;
  • лучше, если дополнением будет одно слово (буква, символ, формула), но возможно использование и устойчивого сочетания слов;

4) Задания на установление соответствия

Данные задания включают в себя два множества, между элементами которых необходимо установить соответствие. Эти множества обязательно должны иметь заголовки, а элементы множеств обозначаются цифрами (слева) и буквами (справа). Инструкция к заданиям данной формы следующая: УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ. При ответе студент должен указать, какой элемент (или элементы) правого множества соответствует каждому элементу левого множества. Буквы, соответствующие этим элементам студент вписывает в ответы, расположенные под заданием. При составлении заданий данной формы полезно соблюдать следующие правила:

  • число элементов слева обычно не должно превышать пяти;
  • число элементов справа примерно в два раза больше числа элементов слева.

5) Задания на установление правильной последовательности

В данных заданиях требуется имеющиеся в задании элементы, расположенные в случайном порядке, упорядочить в соответствии с некоторыми правилами. Слева от элементов задания (внутри  прямоугольников) необходимо расставить цифры в той последовательности, которая нужна для упорядочивания элементов. Перед заданием должно быть короткое и четкое название задания в именительном падеже, выделенное цветом или шрифтом. Инструкция к заданиям данной формы: УСТАНОВИТЬ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ.

Например,

1. СПЕКТР 


- красный 


- жёлтый 


- синий 

- оранжевый 


- голубой 

- фиолетовый 


- зелёный 

2. ЗАКОН ОМА 

-напряжение 


- прямо пропорциональный 


-сила тока 

-сопротивление 


-обратно пропорциональный 


 

Данная форма удобна для проверки знания определений, законов, теорем, алгоритмов действий при выводе формул и т.п. Желательно, чтобы число элементов в задании не превышало 7-9.

 

2.3 Классификация тестов

 

Существуют два основных вида тестов: традиционные и нетрадиционные.

1) Традиционный тест

Традиционный тест – это система заданий возрастающей трудности, специфической формы; система, позволяющая качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности учащихся.

Тест обладает составом, целостностью и структурой. Он состоит из заданий, правил их применения, оценок за выполнение каждого задания и рекомендаций по интерпретации тестовых результатов. Целостность теста означает взаимосвязь заданий, их принадлежность общему измеряемому фактору. Каждое задание теста выполняет отведенную ему роль и потому ни одно из них не может быть изъято из теста без потери качества измерения. Структуру теста образует способ связи заданий между собой. В основном, это так называемая факторная структура, в которой каждое задание связано с другими через общее содержание и общую вариацию тестовых результатов.

Традиционный тест представляет собой единство, по меньшей мере, трех систем:

  • содержательной системы знаний, описываемой языком проверяемой учебной дисциплины;
  • формальной системы заданий возрастающей трудности;
  • статистических характеристик заданий и результатов испытуемых.

Традиционный педагогический тест нужно рассматривать в двух существенных смыслах: – как метод педагогического измерения и как результат применения теста. Оба эти смысла характеризуют тест с разных сторон, потому что тест надо понимать одновременно и как метод, и как результат педагогического измерения. Одно дополняет другое. Тест, как метод, не мыслится без результатов, подтверждающих качество его самого и качество оценок измерения испытуемых различного уровня подготовленности.

В приведенном выше определении традиционного теста получили развитие несколько идей. Первая идея – тест рассматривается не как обычная совокупность или набор вопросов, задач и т.п., а в виде понятия "система заданий". Такую систему образует не всякая совокупность, а только та, которая обусловливает возникновение нового интегративного качества, отличающего тест от элементарного набора заданий и от других средств педагогического контроля. Из множества возможных систем наилучшую образует та целостная совокупность, в которой качество теста проявляется в сравнительно большей степени. Отсюда вытекает мысль о выделении первого из двух главных системообразующих факторов – наилучшего состава тестовых заданий, образующих целостность. Исходя из этого, можно дать одно из самых коротких определений: тест – это система заданий, образующих наилучшую методическую целостность. Целостность теста – это устойчивое взаимодействие заданий, образующих тест как развивающуюся систему.

Вторая идея состоит в том, что в данном определении теста совершен отход от укоренившейся традиции рассмотрения теста как простого средства проверки, пробы, испытания. Всякий тест включает в себя элемент испытания, он не сводится весь к нему. Ибо тест – это еще и концепция, содержание, форма, результаты и интерпретация – все, требующее обоснования. Этим подразумевается, что тест является качественным средством педагогического измерения. В соответствии с положениями теории, тестовые оценки не являются точными оценками испытуемых. Правильно говорить, что они лишь репрезентируют эти значения с некоторой точностью.

Третья идея, развиваемая в данном определении традиционного теста – это включение нового понятия – эффективность теста, который ранее в литературе по тестам не рассматривался в качестве критерия анализа и создания тестов. Ведущая идея традиционного теста – минимумом числом заданий, за короткое время, быстро, качественно и с наименьшими затратами сравнить знания как можно большего числа учащихся.

По существу, этим отражается идея эффективности педагогической деятельности в области контроля знаний. Это означает, что нужно не только хорошо разъяснить учебный материал, но и качественно проверить требуемые знания, у всех учеников, по всему изученному материалу.

К традиционным тестам относятся тесты гомогенные и гетерогенные. Гомогенный тест представляет собой систему заданий возрастающей трудности, специфической формы и определенного содержания – система, создаваемая с целью объективного, качественного, и эффективного метода оценки структуры и измерения уровня подготовленности учащихся по одной учебной дисциплине.

Гомогенные тесты распространены больше других. В педагогике они создаются для контроля знаний по одной учебной дисциплине или по одному разделу такой, например, объемной учебной дисциплины, как физика. В гомогенном педагогическом тесте не допускается использование заданий, выявляющих другие свойства. Наличие последних нарушает требование дисциплинарной чистоты педагогического теста, так как каждый тест измеряет что-то заранее определенное.

Гетерогенный тест представляет собой систему заданий возрастающей трудности, специфической формы и определенного содержания – система, создаваемая с целью объективного, качественного, и эффективного метода оценки структуры и измерения уровня подготовленности, учащихся по нескольким учебным дисциплинам. Нередко в такие тесты включаются и психологические задания для оценки уровня интеллектуального развития.

Обычно гетерогенные тесты используются для комплексной оценки выпускника школ, оценки личности при приеме на работу и для отбора наиболее подготовленных абитуриентов при приеме в вузы. Поскольку каждый гетерогенный тест состоит из гомогенных тестов, интерпретация результатов тестирования ведется по ответам на задания каждого теста (здесь они называются шкалами) и, кроме того, посредством различных методов агрегирования баллов делаются попытки дать общую оценку подготовленности испытуемого.

Выше обозначалось, что традиционный тест представляет собой метод диагностики испытуемых, в котором они отвечают на одни задания, в одинаковое время, в одинаковых условиях и с одинаковой оценкой. При такой ориентации задачи определения точного объема и структуры освоенного учебного материала отступают, по необходимости, на задний план. В тест отбирается такое минимально достаточное количество заданий, которое позволяет сравнительно точно определить, образно говоря, не "кто что знает", а "кто знает больше". Интерпретация результатов тестирования ведется преимущественно на языке тестологии, с опорой на среднюю арифметическую, моду или медиану и на так называемые процентильные нормы, показывающие, сколько процентов испытуемых имеют тестовый результат хуже, чем у любого взятого для анализа испытуемого с его тестовым баллом. Такая интерпретация называется нормативно-ориентированной. Здесь вывод достраивается рейтингом, понимаемом как вывод о месте или ранге испытуемого.

2) Нетрадиционные тесты

К нетрадиционным тестам можно отнести тесты интегративные, адаптивные, многоступенчатые и так называемые критериально-ориентированные тесты.

1) Интегративные тесты

Интегративным можно назвать тест, состоящий из системы заданий, отвечающих требованиям интегративного содержания, тестовой формы, возрастающей трудности заданий, нацеленных на обобщенную итоговую диагностику подготовленности выпускника образовательного учреждения. Диагностика проводится посредством предъявления таких заданий, правильные ответы на которые требуют интегрированных (обобщенных, явно взаимосвязанных) знаний двух и большего числа учебных дисциплин. Создание таких тестов дается только тем преподавателям, которые владеют знаниями ряда учебных дисциплин, понимают важную роль межпредметных связей в обучении, способны создавать задания, правильные ответы на которые требуют от учащихся знаний различных дисциплин и умений применять такие знания.

Интегративному тестированию предшествует организация интегративного обучения. Преимущество интегративных тестов перед гетерогенными заключается в большей содержательной информативности каждого задания и в меньшем числе самих заданий. Потребность создания интегративных тестов возрастает по мере повышения уровня образования и числа изучаемых учебных дисциплин. Поэтому попытки создания таких тестов предпринимаются, в основном, в высшей школе. Особенно полезны интегративные тесты для повышения объективности и эффективности проведения итоговой государственной аттестации учащихся и студентов.

Методика создания интегративных тестов сходна с методикой создания традиционных тестов, за исключением работы по определению содержания заданий. Для отбора содержания интегративных тестов использование экспертных методов является обязательным. Это связано с тем, что только эксперты могут определить адекватность содержания заданий целям теста. Самим экспертам важно будет определиться с целями образования и изучения тех или иных образовательных программ, а затем согласовать между собой принципиальные вопросы, оставив для экспертизы лишь вариации в понимании степени значимости отдельных элементов в общей структуре подготовленности

2) Адаптивные тесты

Целесообразность адаптивного контроля вытекает из необходимости рационализации традиционного тестирования. Хорошо подготовленному ученику нет необходимости давать легкие и очень легкие задания, потому что слишком высока вероятность правильного решения. К тому же, легкие материалы не обладают заметным развивающим потенциалом. Симметрично, из-за высокой вероятности неправильного решения нет смысла давать трудные задания слабому ученику. Известно, что трудные и очень трудные задания снижают учебную мотивацию многих учащихся. В теории педагогических измерений была найдена сопоставимая, в одной шкале, мера трудности заданий и мера уровня знаний. Эта мера легла в основу методики адаптивного контроля знаний после появления компьютеров. В ней используются способы регулирования трудности и числа предъявляемых заданий, в зависимости от ответа учеников. При успешном ответе следующее задание ЭВМ подбирает более трудным, при неуспешном – легким. Этот алгоритм требует предварительного опробования всех заданий, определения их меры трудности, а также создания банка заданий и специальной программы.

Использование заданий, соответствующих уровню подготовленности, существенно повышает точность измерений и минимизирует время индивидуального тестирования примерно до 5-10 минут Адаптивное тестирование позволяет обеспечить компьютерную выдачу заданий на оптимальном, примерно 50 % - ом уровне вероятности правильного ответа для каждого ученика.

Выделяется три варианта адаптивного тестирования. Первый называется пирамидальным тестированием. При отсутствии предварительных оценок всем испытуемым дается задание средней трудности и уже затем, в зависимости от ответа, каждому испытуемому дается задание легче или труднее; на каждом шаге полезно использовать правило деления шкалы трудности пополам. При втором варианте контроль начинается с любого, желаемого испытуемым, уровня трудности, с постепенным приближением к реальному уровню знаний. Третий вариант – тестирование проводится посредством банка заданий, разделенных по уровням трудности.

Таким образом, адаптивный тест представляет собой вариант автоматизированной системы тестирования, в которой заранее известны параметрами трудности и дифференцирующей способности каждого задания. Эта система создана в виде компьютерного банка заданий, упорядоченных в соответствии с интересующими характеристиками заданий. Самая главная характеристика заданий адаптивного теста – это уровень их трудности, полученный опытным путем, что означает: прежде чем попасть в банк, каждое задание проходит эмпирическую апробацию на достаточно большом числе типичных учащихся интересующего контингента (генеральной совокупности).

Информация о работе Элементы умк по дисциплине методы математической физики