Элементы умк по дисциплине методы математической физики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 22:19, дипломная работа

Краткое описание

В современном мире на человека многократно возрос поток информации, в том числе и учебной. Ориентирование в этом потоке, отбор из него наиболее содержательного и необходимого в будущей профессиональной деятельности, либо в дальнейшем образовании обучающегося является важной составляющей эффективного и надежного обучения.
Далее, в нашей стране взят курс на реформирование высшего образования, предполагающий переход на кредитную технологию обучения. В ней основной упор делается на самостоятельность студентов, а преподавателям отводится роль консультантов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1 СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ЯЗЫКА HTML 7
1.1 ПОНЯТИЕ «ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК». 7
1.1.1 Электронный учебник - программно-методический комплекс 8
1.1.2 Общая характеристика и структура 13
1.2 ОСНОВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 18
1.2.1 Общие характеристики дистанционного образования 18
1.2.2 Дидактические и организационные основы ДО 21
1.2.3 Основные модели ДО 25
2 ТЕСТ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ 30
2.1 История возникновения интеллектуальных тестов. 31
2.2 Формы тестовых заданий 33
2.3 Классификация тестов 36
2.4 Этапы осуществления процесса тестирования 42
2.5 Надежность тестов 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ НА CD

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Мантаева А.Е..doc

— 531.50 Кб (Скачать)

Гибкость: обучаемые системы ДО, в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время в удобном месте и в удобном темпе, что представляет большое преимущество для тех, кто не может или не хочет прекратить свой обычный уклад жизни. Для поступления студенту формально не требуется какого-либо образовательного ценза. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам.

Модульность: в основу программ ДО кладется модульный принцип. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям.

Параллельность: параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т.е. без отрыва от производства.

Охват: одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.д.) большого количества обучающихся. Общение через сети связи друг с другом и с преподавателями.

Экономическая эффективность: средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что ДО обходится на 50% дешевле традиционных форм образования. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств, например, в выходные дни.

Технологичность: использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство.

Социальное равноправие: равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.

Интернациональность: экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг.

Новая роль преподавателя: на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др. Он управляет учебными группами взаимоподдержки, помогает обучаемым в их профессиональном самоопределении. Асинхронное, как правило, взаимодействие обучаемых и преподавателя в  системе ДО предполагает обмен сообщениями путем их взаимной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время. Методами асинхронного взаимодействия являются электронная голосовая почта или электронные компьютерные сети.

Специализированный контроль качества образования: в качестве форм контроля в ДО используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы. Решение проблемы контроля качества ДО, его соответствия образовательным стандартам имеет принципиальное значение для успеха всей системы ДО. От успешности ее решения зависит академическое признание курсов ДО, возможность зачета их прохождения традиционными учебными заведениями.

Использование специализированных технологий и средств обучения: технология дистанционного обучения – это совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний. Обучающая технология строится на фундаменте определенного содержания и должна соответствовать требованиям его представления.

Позитивное влияние оказывает ДО и на студента, повышая его творческий и интеллектуальный потенциала за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения.

Качество ДО не уступает качеству очной формы получения образования, а улучшается за счет привлечения выдающегося кадрового профессорско-преподавательского состава и использования в учебном процессе наилучших учебно-методических изданий и контролирующих тестов по тем или иным дисциплинам.

Поддержка обратной связи: обучаемые в любое время могут установить непосредственный и/или виртуальный контакт с преподавателем, объективно оценить курс ДО, качество организации и ведения учебных занятий, а также уровень подготовленности преподавателя.

Нулевой дифференциал теоретических и практических занятий. Отсутствие временного дифференциала (разница) в проведении теоретических (лекционных) и практических занятий.

Система ДО дополняет существующие очные и заочные системы обучения, не будучи их антагонистом. Она естественным образом интегрируется в эти системы, совершенствуя и развивая их, способствует усилению интеграции разнообразных образовательных структур и развитию непрерывного образования граждан. За счет создания мобильной информационно-образовательной среды и сокращения удельных затрат на одного обучаемого примерно в два раза в сравнении с традиционными системами образования система ДО обеспечивает принципиально новый уровень доступности образования при сохранении его качества. ДО является наиболее перспективной формой образования широких слоев населения в XXI веке.

В настоящее время создание системы ДО становится особенно актуальным, так как именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. Система ДО соответствует логике развития системы образования и общества в целом, где во главу угла ставятся потребности каждого отдельного человека[3].

 

1.2.2 Дидактические  и организационные основы ДО

 

Целью создания и развития системы ДО является предоставление школьникам, студентам, гражданским и военным специалистам, безработным, самым широким кругам населения в любых районах страны и за ее рубежами равных образовательных возможностей, а также повышение качественного уровня образования за счет более активного использования научного и образовательного потенциала ведущих университетов, академий, институтов, лидирующих отраслевых центров подготовки и переподготовки кадров, институтов повышения квалификации и других образовательных учреждений. Система ДО позволяет обучающемуся получить как базовое, так и дополнительное образование параллельно с его основной деятельностью. В конечном итоге система дистанционного образования направлена на расширение образовательной среды, на наиболее полное удовлетворение потребностей и прав человека в области образования.

Отталкиваясь от этого можно выделить основную цель обучения: приобретение обучаемым системы умений и знаний, которые формируются в соответствии с утвержденной в установленной порядке программой обучения, моделью специалиста и госзаказом.

Процесс обучения, методы и организационные формы реализации социального заказа определяются его содержанием.

Пользователи образовательных услуг ДО являются объектами данной формы получения образования (студенты, слушатели, обучаемые и т.д.). Слушатели ДО в отличие от студентов традиционных форм получения образования, должны проявлять большую настойчивость, стремление к знаниям, организованность, умение работать самостоятельно и иметь навыки работы с компьютером и телекоммуникационными средствами связи.

Субъектами ДО являются преподаватели. Преподаватель – главное звено в обеспечении высокой эффективности образовательного процесса ДО. Значительная специфика деятельности преподавателя ДО вызвала необходимость ввести термин тьютор. Это преподаватель-консультант, который должен знать основы фундаментальной информатики и телекоммуникаций, его образованность должна иметь опережающий характер.

Область применения. ДО можно применять на всех этапах системы непрерывного образования. Высокая эффективность ДО достигается в системе среднего специального и высшего образования, а также в переподготовке и повышении квалификации преподавателей и специалистов.

Способы обучения. ДО осуществляется четырьмя способами: TV-конференции; Видеоконференции; через Интернет и (или) Интранет; подготовкой и передачей комплекта учебных материалов. Высокое качество ДО достигается в комбинированном применении этих способов.

Дистанционная форма включает пять общедидактических методов обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся.

В образовательном процессе ДО используются как традиционные, так и инновационные средства обучения, основанные на применении компьютерной техники и телекоммуникаций, а также последних достижений в области образовательных технологий.

Учебно-научная материальная база: комплекс материальных и технических средств, необходимых для обучения в соответствии с учебными программами. Он включает в себя учебные и учебно-вспомогательные помещения; лабораторное оборудование, технические средства обучения, учебники, учебные пособия и другие учебно-методические материалы. Большая часть учебно-научной материальной базы образует виртуальную информационно-образовательную среду по причине удаленности ее слушателей.

Идентификационно-контрольная подсистема. Особенностью входного контроля ДО является оценка уровня развития профессиональных качеств и способностей абитуриента или заявителя, и построение соответствующего социально-психологического портрета с тем, чтобы выбрать эффективные средства и методы обучения. В традиционном процессе контроль служит, в основном, для конкурсного отбора кандидатов на учебу. Очевидна возможность и целесообразность рейтингового контроля и непрерывного мониторинга, как положительной инновации ДО.

Финансово-экономическая подсистема, осуществляющая финансово-экономическую деятельность ДО.

Нормативно-правовая база. Нормативно-правовая база включает в себя Закон об образовании, рекомендации, инструкции и другие документы нормативного характера, в которых закреплены содержащие образование, нормирование труда тьютора, защита интеллектуальной собственности, правила поступления слушателей, аттестация, льготы, сроки и перерывы обучения и т.д.

Маркетинговая подсистема. Участниками рыночных отношений в образовании выступают не только образовательные учреждения и заказчики образовательных услуг, но и государство – как заказчик и потребитель. Необходимость введения маркетинговой подсистемы обусловлена тем, что образовательные учреждения подошли к "точке маркетинга" – ситуации, когда наращиваемый объем предложений образовательных услуг уравновесил доминировавший ранее спрос и начал устойчиво превосходить его.

ДО должно удовлетворять следующим дидактическим принципам:

  • соответствие дидактического процесса закономерностям учения;
  • ведущая роль теоретических знаний;
  • единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;
  • стимуляция и мотивация положительного отношения обучающихся к учебе;
  • соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении;
  • сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении;
  • сознательность, активность и самостоятельность обучающихся при руководящей роли преподавателя;
  • системность, последовательность и непрерывность в обучении;
  • доступность;
  • поддержка периодического и непрерывного обновления учебных материалов[1].

 

 

 

1.2.3 Основные модели ДО

 

Дистанционное образование представляет различные образовательные модели, для которых общим является то, что некоторые или все обучаемые и преподаватели пространственно разделены. Как и все формы образования, различные модели дистанционного образования строятся на основе главных компонент процесса обучения:

  • изложение предметного содержания;
  • взаимодействие с преподавателями;
  • выполнение практических заданий;
  • организация и управление учебным процессом.

В мире практикуется множество моделей, в зависимости от используемого компонента процесса обучения. Каждая модель дистанционного образования использует технологии, тем или иным образом воздействующие на эти компоненты.

Различные модели дистанционного обучения отличаются не только используемыми ими технологиями, но и степенью управления и ответственности преподавателя и учащихся. В некоторых моделях, преподаватели и учебное заведение сохраняют свои функции полного управления процессом обучения как в случае традиционной системы классного обучения. В других случаях управление обучением переходит к обучаемым.

Для этих целей наиболее применимыми являются следующие модели:

1. Модель распределенного класса;

2. Модель самостоятельного обучения;

3. Модель открытое обучение + класс.

Модель распределенного класса имеет место в тех случаях, когда интерактивные телекоммуникационные технологии распространяют курс, рассчитанный на один класс, на группы студентов, находящихся в разных местах. Типичный результат – смешанный класс, который объединяет традиционно обучаемых и дистанционных студентов. Учебное заведение и деканат контролируют успеваемость. Характеристика данной модели:

Информация о работе Элементы умк по дисциплине методы математической физики