Учение Аристотеля о государстве и праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:07, доклад

Краткое описание

ат. Aristoteles. Стагирит (родился в 384, Стагир, умер в 322 до н.э., Халкида, остров Эвбея), древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, основатель перипатетической школы; из семьи врачей при дворе македонских царей. Семнадцати лет Аристотель вступил в Академию Платона, где пробыл в течение 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов-платоников. После смерти Платона в 347 до н.э. Аристотель оставил Афины по политическим соображениям, путешествовал, затем стал учителем Александра Македонского. В 335г. Аристотель основал учебное заведение в Ликее (Афины). Обучени

Оглавление

Аристотель. Биография………………………………………………………..…….....3
1.1 Жизнь Аристотеля………………………………………………………………..…..
Введение…………………………………………………………..………………….…5
Происхождение государства…………………………………………………………..6
Элементы (признаки) государства……………………………………………………..
Человек в государстве…………………………………………………………….....12
Частная собственность……………………………………………………………..…...
Формы правления государством………………………………………………..…….
Критика идеального государства Платона…………………………………………….
Рабовладельческий универсализм Аристотеля…………………………………….….
Гражданин в государстве…………………………………………………………………
«Среднее» и идеальное государство в понимании Аристот……………………
Представление Аристотеля о праве………………………………………………..
Экономические взгляды………………………………………………………….
13.1 Обмен………………………………………………..………………………….....14
13.2 Две формы стоимости………………………………………………………..….14
13.3 Деньги……………………………………………………………...……………..14
13.4 Стоимость………………………………………………………………………...15
13.5 Распределение…………………………………………………………………..15
13.6 Хрематистика и экономика …………………………………….……………….15
14. Заключение……………………………………………………………………………..
15.Список литературы………………….……………………………………………….…..18
16. Приложение……………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

АРИСТОТЕЛЬ.doc

— 276.00 Кб (Скачать)

     В мифах Гомер описал «воздающую»  справедливость богов. Их кара настигает  виновного, его родственников и  потомков. Вина властителя переносится  на судьбы государства. Так троянцы  расплачивались за грехи Париса.

     Справедливость  изменяется на протяжении всей истории человечества. Появление частной собственности изменило людей и их представления о справедливости. С расколом общества на классы и появлением государства понятие справедливости приобретает классовое содержание. Например, представители высших классов не считали раба человеком и не признавали наличия у него нравственных добродетелей, включая чувство справедливости. Плутарх считал, что воровство, ложь, невоздержанность, склонность к чувственным наслаждениям являются специфическими качествами, присущими только рабам.

     Аристотель  убежден, что справедливое и законное должно совпадать. Цель права - общая  польза, общее благо. Право регулирует отношения свободных и равных людей, отношения властвования и  подчинения. Отношения между рабовладельцами и рабами не является предметом права.

     В праве Аристотель выделяет несколько  пластов. Он говорит о естественном праве, которое не нуждается в  законодательном оформлении. Кроме  того, философ выделяет условное право, то есть нормы, установленные людьми в форме законов и соглашений.

     Он  различает писаный и неписаный  закон, или обычай. В Греции, как  в любом древнем обществе, обычай, традиции регулировали все стороны  жизни.

     Аристотель - сторонник стабильного права. Он уважает обычаи, не одобряет расширения государственного регулирования и законотворчества, не считающегося с традициями. Искусство законодателя состоит в том, чтобы создавать законы, соответствующие государству, а не подгонять государственный строй к придуманным законам.

     Даже  несправедливый закон имеет обязательную силу иначе в обществе не будет порядка. Проведение грани между идеалом и действительностью в праве делает возможным их совершенствование.

     Аристотель  выделяет справедливость уравнивающую и распределительную. Первая основана на равенстве, вторая предполагает неравенство и оправдывает его.

     Если  несколько человек вкладывают деньги в общее дело, то прибыль следует  поделить между ними в соответствии с долей капитала каждого из них. Это справедливо.

     Тот же принцип должен применяться и  при организации полиса. Цель полиса - общее благо. Чтобы обеспечить справедливое распределение власти, почестей, прав и обязанностей, нужно учесть вклад каждого в общее благо.

     Вклад подданных не определяется только их состоянием и тратами на общественные нужды. Следует учитывать участие в вооруженных силах, в управлении, в образовании, и интеллект, и опыт, и богатство.

     Политическая  организация представляется Аристотелю сферой не уравнивающей, а распределяющей справедливости. Важным показателем  справедливости Аристотель считает отсутствие крайностей между бедностью и богатством, золотую середину.16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Экономические взгляды 

     Экономические представления Аристотеля примыкают  к его этическим и политическим учениям и даются в их контексте. Поэтому главным источником наших сведений об экономических взглядах Аристотеля остаются его «Этика» и «Политика». Приписываемая Аристотелю «Экономика» в трех книгах, из которых третья сохранилась лишь в латинском переводе, по-видимому, подложна.

     Политическая экономия, т. е. наука об общественных отношениях, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, возникает с мануфактурного периода, однако ее предыстория начинается в работах Стагирита, этого, по выражению К. Маркса, «исполина мысли», «величайшего мыслителя древности». Высокую оценку Аристотелю К. Маркс дает, анализируя как раз экономические взгляды мыслителя. Аристотель квалифицируется Марксом как «великий исследователи, впервые анализировавший форму стоимости наряду со столь многими формами мышления, общественными формами я естественными формами». Аристотель действительно впервые исследовал такие явления общественной жизни, как разделение труда, товарное хозяйство, обмен, деньги, два вида стоимости, распределение и т. д. 

     Обмен

     Стагирит  замечает, что обмен материальными  благами возник благодаря разделению труда, а также вследствие того, что  у одних людей образовались излишки  одних, а у других — других материальных благ. Первоначальное развитие меновой  торговли обусловлено было естественными причинами, так как люди обладают необходимыми им для жизни предметами, одними в большем, другими в меньшем количестве. Конечно, если бы люди не имели никаких потребностей или имели бы одинаковые, то или вовсе не было бы обмена, или не было бы в нем постоянства, но в действительности «нужда связывает людей в одно» и делает необходимым обмен, «который имеет место в том случае, когда кто-либо нуждается в том, что другой имеет». Без такого обмена государство существовать не может, оно «держится подобными взаимными услугами».

       Аристотель подходит к проблеме  исторически. Вначале, по его  мнению, обмена не было, хозяйство  было, как мы бы сейчас сказали,  натуральным. В первоначальной  семье все было общим, когда  же эта первоначальная семья разбилась на много отдельных семей, то члены этих последних стали нуждаться во многом из того, что им недоставало, и сообразно с их потребностями приходилось прибегать тогда к взаимному обмену. 

     Две формы стоимости

     В связи с размышлениями об обмене Аристотель подходит вплотную к пониманию  того, что существует не одна; а две  формы стоимости: он различает естественную и неестественную полезность вещи. В «Политике» сказано, что пользование  каждым объектом владения бывает двояким; в обоих случаях пользуются объектом как таковым, но не в равной степени как таковым; в одном случае объектом пользуются для присущей ему цели назначения, в другом случае — для не присущей ему цели назначения: например, обувью пользуются и для того, чтобы надевать ее на ногу, и для того, чтобы менять ее на что-либо другое. И в том и в другом случае обувь является объектом пользования: ведь и тот, кто обменивается обувью с имеющим в ней надобность на деньги или па пищевые продукты, пользуется обувью, но не в присущем ей назначении, так как оно не заключается в ТОМ, чтобы служить предметом обмена. Так же обстоит дело и с остальными объектами владения: все они могут быть предметами для обмена.

     Таким образом, использование благ может быть естественным и противоестественным. Эту мысль Аристотеля К. Маркс неоднократно подчеркивает в своих произведениях. Но сам Стагирит не развил ее, ибо не совсем понял значение товарного производства, которое и создает обувь, и тому подобные материальные блага как раз для торговли, для обмена. 

     Деньги

     Аристотель  говорит о естественном возникновении  денег в силу необходимости, обуславливаемой  меновой торговлей. Как отмечает Маркс, Аристотель догадывается о том, что «денежная форма товара есть дальнейшее развитие простой формы стоимости», иначе Аристотель не говорил бы, что «нет разницы — дать ли пять лож взамен дома или ценность пяти лож». Причем Аристотель обращает внимание на развитие денег.

     Вначале была «слитковая форма денег», затем  — «монетная форма». Философ смутно догадывается о том, что деньги функционируют и как мера стоимости, эквивалент товара (именно в этом своем качестве деньги возникают в силу необходимости), и как средство обращения. Аристотель говорит о деньгах как символе и знаке стоимости.

     Действительно, Стагирит пишет, что монета — результат  соглашения между людьми: «Монета  же явилась как бы представителем нужды по всеобщему соглашению. Отсюда-то и ее название — «номисма» (от «номос»  — закон), ибо она не по природе  таковая, а по человеческому соглашению, и в нашей власти изменить монету и сделать ее неупотребительною». Таким образом, развитие денег проходит три этапа — от предметных денег через слиток к монете сначала как мере стоимости, а затем средству обращения, когда монета вообще утрачивает свою потребительную стоимость и сохраняет лишь меновую, превращаясь в символ или знак стоимости. Для доказательства того, что монета лишь знак, Аристотель приводит такие факты, как порча монет (в «Афинской политии» он говорит, что тиран Гиппий первый стал портить монету) — государственная практика замены одного вида монеты другим (например, серебряных монет медными той же стоимости). 

     Стоимость

     Спорным является вопрос, в какой мере Аристотель подошел к стоимости вообще и  к трудовой теории стоимости. Эти понятия смутно намечены в его «Этике», когда он говорит о двух видах справедливости: уравнивающей и распределяющей. «Что касается специальной справедливости и соответствующего справедливого, то один вид ее проявляется в распределении почестей, или денег, или вообще всего того, что может быть разделено между людьми, участвующими в известном обществе (здесь-то и может быть равное или неравное наделение одного перед другим).

     Другой  вид ее проявляется в уравнивании  того, что составляет предмет обмена; этот последний вид подразделяется на две части: одни общественные отношения произвольны, другие непроизвольны; к произвольным относятся купля и продажа, заем, ручательство, вклад, наемная плата; они называются произвольными, ибо принцип подобного обмена произволен.

     Что касается непроизвольных, то они частью скрытые, например воровство, прелюбодеяние, приготовление яда, сводничество, переманивание  прислуги, убийство, лжесвидетельство, частью насильственные, например искалечение, удержание в тюрьме, умерщвление, грабеж, увечье, брань и ругательства».

       Итак, купля и продажа — вид  произвольного обмена. Уравнивающая  справедливость — «воздаяние  другому равным», «середина ущерба  и выгоды». Например, «архитектор  должен пользоваться работой  сапожника, а этому в свою  очередь воздавать собственным трудом». Их работу надо приравнять: «Воздаяние равным имеет место, когда найдено уравнение, когда, например, земледелец относится к сапожнику так же, как работа сапожника — к работе земледельца».

     Аристотель, по-видимому, имел в виду, что само по себе сравнение строителя и сапожника ничего не дает, ничего не дает и сравнение дома и сапог. Больше дает сравнение сапожника с сапогами, а строителя с домом в том смысле, что устанавливается, сколько труда вложил сапожник в сапоги, а строитель — в дом. Но главное — это сравнить труд сапожника с трудом строителя, тот и другой труд надо приравнять. Отсюда знаменитый квадрат Аристотеля: 

     

     Аристотель  говорит, что, «как невозможно общение  без обмена, так невозможен обмен  без уравнения ценностей, и точно так же невозможно уравнение без сравниваемости предметов».

     Итак, обмена не может быть без равенства, а равенства не может быть без  соизмеримости. В чем же эта соизмеримость, в чем ее основа? Аристотель, казалось бы, на это уже ответил, но па самом деле ответ был случайным. Иначе бы он не сказал тут же, что «невозможно, чтобы столь различные предметы стали сравнимыми», что это сравнение искусственно, что лишь «для удовлетворения нужды человека это в достаточной мере возможно».

     В конечном счете мерой стоимости у Аристотеля оказываются деньги. Поэтому все подлежащее обмену должно быть известным образом сравнимо; для этого-то и введена монета, ставшая в известном смысле посредником. Она все измеряет и определяет».

     Таким образом, Аристотель не понял значения своей собственной догадки о том, что надо сравнивать различные труды, и остановился на сравнении через деньги, так что основой стоимости у него оказывается цена, тогда как цена — это лишь проявление труда. Иначе говоря, Аристотель не понял того, что конкретный труд — форма проявления абстрактного человеческого труда. Но он и не мог понять равенство и равнозначность всех видов труда, потому что «греческое общество покоилось на рабском труде и потому имело своим естественным базисом неравенство людей и их рабочих сил».

     Итак, делает вывод К. Маркс, «гений Аристотеля обнаруживается именно в том, что  в выражении стоимости товаров  он открывает отношение равенства. Лишь исторические границы общества, в котором он жил, помешали ему  раскрыть, в чем же состоит «в действительности» это отношение равенства». Ведь «равенство и равнозначность всех видов труда, поскольку они являются человеческим трудом вообще, — это тайна выражения стоимости и может быть расшифрована лишь тогда, когда идея человеческого равенства уже приобрела прочность народного предрассудка». 

Информация о работе Учение Аристотеля о государстве и праве