Учение Аристотеля о государстве и праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:07, доклад

Краткое описание

ат. Aristoteles. Стагирит (родился в 384, Стагир, умер в 322 до н.э., Халкида, остров Эвбея), древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, основатель перипатетической школы; из семьи врачей при дворе македонских царей. Семнадцати лет Аристотель вступил в Академию Платона, где пробыл в течение 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов-платоников. После смерти Платона в 347 до н.э. Аристотель оставил Афины по политическим соображениям, путешествовал, затем стал учителем Александра Македонского. В 335г. Аристотель основал учебное заведение в Ликее (Афины). Обучени

Оглавление

Аристотель. Биография………………………………………………………..…….....3
1.1 Жизнь Аристотеля………………………………………………………………..…..
Введение…………………………………………………………..………………….…5
Происхождение государства…………………………………………………………..6
Элементы (признаки) государства……………………………………………………..
Человек в государстве…………………………………………………………….....12
Частная собственность……………………………………………………………..…...
Формы правления государством………………………………………………..…….
Критика идеального государства Платона…………………………………………….
Рабовладельческий универсализм Аристотеля…………………………………….….
Гражданин в государстве…………………………………………………………………
«Среднее» и идеальное государство в понимании Аристот……………………
Представление Аристотеля о праве………………………………………………..
Экономические взгляды………………………………………………………….
13.1 Обмен………………………………………………..………………………….....14
13.2 Две формы стоимости………………………………………………………..….14
13.3 Деньги……………………………………………………………...……………..14
13.4 Стоимость………………………………………………………………………...15
13.5 Распределение…………………………………………………………………..15
13.6 Хрематистика и экономика …………………………………….……………….15
14. Заключение……………………………………………………………………………..
15.Список литературы………………….……………………………………………….…..18
16. Приложение……………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

АРИСТОТЕЛЬ.doc

— 276.00 Кб (Скачать)

     Завершая  рассмотрение этого вопроса, Аристотель находит, что колебание во взглядах на природу рабства имеет некоторое  основание, что природа не создает  одних людей рабами, других свободными. Впрочем, он тут же, даже в продолжении той же фразы, соглашается и с тем, что «для некоторых классов людей такое разделение на рабов и свободных вполне естественно, причем для одного человека полезно и справедливо быть рабом, для другого — господином, — так же, как необходимо, чтобы один элемент подчинялся, другой властвовал...».

     К отношению рабовладения, которое  принадлежит к отношениям собственности, вполне применимо, по Аристотелю, то отношение, которое существует между частью и целым. Часть есть не только часть чего-либо другого, она немыслима вообще без этого другого. Таково же отношение между господином, и рабом: «Господин есть только господин раба, но не принадлежит ему; раб же — не только раб господина, но и целиком принадлежит ему».

     Так как раб — своего рода часть господина, одушевленная и отделенная часть его тела, и так как полезное для части полезно и для целого, а полезное для тела полезно и для души, то между рабом и господином, согласно Аристотелю, существует известная общность интересов и взаимное дружелюбие, если только отношения между ними покоятся на естественных началах.

     Однако  дружба и справедливость возможны по отношению к рабу не как к рабу, так же как они невозможны по отношению  к неодушевленным предметам или  к быку и лошади. «Раб — одушевленный инструмент, а инструмент — раб  без души; поэтому к рабу, поскольку он раб, нельзя питать дружбы...».

     Все же Аристотель не сводит существо раба к одной лишь технической функции  одушевленного инструмента. Инструменты  — орудия технической деятельности, но рабство относится к сфере  имущественных отношений, а имущество — не простое техническое орудие, а орудие жизненной деятельности вообще. «Жизнь, — говорит Аристотель, — есть деятельность, а не определенное техническое дело. Отсюда и служение раба — в том, что имеет отношение к общей жизненной деятельности».

     Рабство для Аристотеля — институт, необходимый  для правильной деятельности семьи, предпосылка правильного государственного строя, который возникает из семьи  и из соединения семейств в селения.10

     Заключение. Итак, в наилучшем государстве его граждане не должны заниматься ни ремеслом, ни промыслом, ни земледелием, вообще физическим трудом. Будучи землевладельцами и рабовладельцами, живущими за счет труда рабов-варваров, они имеют философский досуг, развивают свои добродетели, а также исполняют гражданские обязанности: служат в армии, заседают в советах, судят в судах, служат богам в храмах. Собственность граждан, хотя и неодинаковая, такова, что среди них нет ни слишком богатых, ни слишком бедных. Будучи распространенным на всех эллинов, наилучшее политическое устройство позволит им объединиться в одно политическое целое и стать властелинами Вселенной. Все остальные народы, которые, будучи варварами, созданы самой природой для рабской жизни и уже сами собой живут в рабстве, станут обрабатывать земли эллинов, как общественные, так и частные. И они будут это делать для общего блага, в том числе и для своего собственного.11

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Гражданин в государстве 

     Необходимо рассмотреть, кого следует называть гражданином и что такое гражданин. Ведь часто мы встречаем разногласие в определении понятия гражданина: не все согласны считать гражданином одного и того же; тот, кто в демократии гражданин, в олигархии часто уже не гражданин.

     Аристотель  считал, тех, которые получили название граждан в каком - либо исключительном смысле, например принятых в число граждан, следует оставить без вниманиях. Гражданин является таковым также не в силу того, что он живет в том или ином месте: ведь и метеки и рабы также имеют свое местожительство наряду с гражданами, а равным образом не граждане и те, кто имеет право быть истцом и ответчиком, так как этим правом пользуются и иноземцы на основании заключенных с ними соглашений (таким именно правом они пользуются). Что касается метеков, то во многих местах они этого права в полном объеме не имеют, но должны выбирать себе простата. [2]

     Таким образом, они не в полной мере участвуют в этого рода общении.

       И о детях, не достигших совершеннолетия  и потому не внесенных в гражданские списки, и о старцах, освобожденных от исполнения гражданских обязанностей, приходится сказать, что и те и другие — граждане лишь в относительном смысле, а не безусловно; и к первым придется прибавить «свободные от повинностей» граждане, а ко вторым — «перешедшие предельный возраст». Мы же ставим своей задачей определить понятие гражданина в безусловном смысле этого слова, в таком значении, которое не имело бы никакого  недостатка, требующего исправления; иначе пришлось бы задаваться вопросами и разрешать их и по поводу лиц, утративших гражданские права, и по поводу изгнанников.

     Лучше всего безусловное понятие гражданина может быть определено через участие  в суде и власти. Некоторые из должностей бывают временными: один и  тот же человек либо вообще не может  занимать их вторично, либо может занимать, но лишь по истечении определенного времени; относительно же других ограничения во времени нет — сюда относится участие в суде и в народном собрании.  Однако, пожалуй, кто-нибудь заметит, что судьи и участники народного собрания не являются должностными лицами и что в силу этого они не принимают участия в государственном управлении, хотя, с другой стороны, было бы смешно считать лишенными власти именно тех, кто выносит важнейшие решения. Но это не имеет никакого значения, так как речь идет только о названии. В самом деле, общего обозначения для судей и участников народного собрания не существует; пусть эти должности и останутся без более точного определения, лишь бы были разграничены понятия. Мы же считаем гражданами тех, кто участвует в суде и в народном собрании. Примерно такое определение понятия гражданина лучше всего подходит ко всем тем, кто именуется гражданами.

     Между тем государственные устройства представляют собой видовые различия, и одни из них заслуживают этого  наименования в меньшей, другие —  а большей степени; ведь основанные на ошибочных началах и отклоняющиеся от правильных государственные устройства неизбежно стоят ниже тех, которые свободны от этих недостатков (что мы разумеем под отклоняющимися видами, выяснится впоследствии).

     Таким образом, и гражданин должен быть тем или иным в зависимости от того или иного вида государственного устройства. Тот гражданин, о котором сказано выше, соответствует преимущественно гражданину демократического устройства; к остальным видам государственного устройства это определение подходить может, но не обязательно.

     При некоторых видах государственного устройства демоса нет, нет и обыкновения  созывать народные собрания, за исключением  чрезвычайных случаев, и судебные полномочия поделены между разными должностными лицами; так, например, в Лакедемоне (Спарта) различного рода гражданские дела разбирает тот или иной из эфоров[3], уголовные — геронты[4], другие дела — также какие-нибудь другие должностные лица. То же самое в Карфагене, где но всем судебным делам выносят решения определенные должностные лица. Значит, паше определение понятия гражданина нуждается в поправке: при других государственных устройствах участником народного собрания и судьей является не поддающееся определению должностное лицо, а лицо, наделенное определенными полномочиями: из них или всем, или некоторым

     предоставляется право быть членами совета и разбирать  либо все судебные дела, либо некоторые  из них. Что такое гражданин, отсюда ясно. О том, кто имеет участие  в законосовещательной или судебной власти, мы можем утверждать, что он и является гражданином данного государства. Государством же мы и называем совокупность таких граждан, достаточную, вообще говоря, для самодовлеющего существования.

     На  практике гражданином считается  тот, у кого родители — и отец и мать — граждане, а не кто-либо один из них. Другие идут еще дальше в этом отношении и требуют, например, чтобы предки гражданина во втором, третьем и даже более отдаленном колене были также гражданами. Но при таком необходимом в государственных целях и поспешном определении иногда возникает затруднение, как удостовериться в гражданском происхождении предка в третьем пли в четвертом колене.12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     «Среднее» и идеальное государство в понимании Аристотеля 

     Все исторические формы государственного устройства у Аристотеля везде разные, везде имеют те или другие преимущества или недостатки. По мнению философа, наилучшим государственным строем будет тот, где господствуют люди и не очень богатые, и не очень бедные. Элементы этого «среднего» строя можно находить в самых разнообразных государствах: монархии, аристократии, олигархии, демократии. Скорее всего, это будет умеренно-аристократический строй. Однако Аристотель приходит к выводу, что этот «средний» строй редко когда осуществлялся в Греции. Иллюзией является то, что Аристотель находит осуществление «среднего» строя в тех многочисленных городах, которые строил Александр Македонский во время своих мировых завоеваний.

     Государство, по Аристотелю, должно быть фактическим  осуществлением добродетели. Добродетель и красоту философ понимает как серединную гармонию между двумя крайностями.

     Высокая мораль и разум свойственны у  Аристотеля только высшему классу. Она не свойственна ни ремесленникам, ни рыночным торговцам, ни поденщикам.

     У рабов вообще не существует рассудка. Наиболее разумным и максимально доступным государственным строем является, по мнению Аристотеля, не тот, в котором господствуют только разумные и моральные люди, но и не тот, который создается хамами и всякой низовой сволочью. Надо придумать нечто третье, «где мораль господ осуществлялась бы реально, а безнравственность низов получала бы известного рода преобразования и приобщалась бы к общегосударственной добродетели и разуму»13. Эта аристотелевская иллюзия отражает общегреческий идеал умеренности и гармонии.

     Если  в государстве, по мысли Аристотеля, имеется только один муж, обладающий предельной добродетелью, то пусть  он и будет единственным управителем  государства, его волей и законом. Если таких правителей окажется несколько, то власть должна принадлежать всем им, и это будет аристократия.

     Самым резким образом Аристотель критикует  тиранию. Не меньшей критике подвергаются у Аристотеля фактические аристократии, которые он наблюдает в своих  исторических изысканиях и в своей  современности.

     В идеальном государстве Философ  признает только два сословия. Это  военные, они же и установители законов  и жрецы, а также и судьи. Они  не могут заниматься ремеслами или  земледелием, но только пребывают в  состоянии досуга, заполненного науками  или искусствами для умножения своей добродетели.

     Другое  сословие - это ремесленники, земледельцы  и рабы. Им, как и всем гражданам, должна быть свойственна добродетель, но эта добродетель заключается  в повиновении и подчинении высшему  сословию. Учить их не для чего, ибо у них нет ума. Кроме государственной земли, на которой они работают, они могут иметь и собственную землю - в пределах своей рабской добродетели. Их цель - кормить и содержать все государство.

     В качестве идеального государства Аристотель обрисовывает такое, которое является нерушимой автаркией[5], осуществляет высшую моральную ценность эвдаймонию. Эвдаймония это наивысшее состояние ума, наивысшее его сосредоточение, полное уподобление божескому существованию: «...всякий наилучший полис должен пользоваться эвдаймонией и проявлять прекрасную деятельность».14 
 

     Представление Аристотеля о праве

     У Аристотеля тесно связаны два  понятия: государство и право. Полис - это «правовое государство». В  полисе должно господствовать право, а  не люди. Благодаря своему общему характеру законы свободны от страстей, они представляют собой уравновешенный разум. Им не мешают симпатии, антипатии, эмоции.

     Право - это нормы, регулирующие общественную жизнь, придающие ей определенную форму  и стабильность. Аристотель говорит  в «Политике»: «порядок и есть своего рода закон»15.

     Важнейшим признаком закона является его принудительная сила. Большинство людей несклонны поступать добродетельно. Поэтому необходимо принуждение на правовой основе.

     Право, по мнению Аристотеля, тождественно справедливости. В доклассовом обществе представление о справедливости выражало нравственную оценку общиной поступков человека. Первоначально круг приложения понятия справедливости ограничивался родом или племенем. С развитием родового строя понятие справедливости стало распространяться и за пределы племени.

     Древние греки оставались еще враждебными  к варварам, они не признавали за ними справедливых прав. Мысль о  том, что всякий человек имеет  право на гуманное отношение, была чужда  им. Однако уже начался прогресс в нравственных представлениях людей о справедливости.

     Смягчалась  жестокость войн. Первоначально всех побежденных мужчин убивали, впоследствии убийство военнопленных стало считаться  постыдным. У Ксенофонта уже встречается  мысль, что мирных жителей побежденной страны необходимо щадить.

Информация о работе Учение Аристотеля о государстве и праве