Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:44, доклад
Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем его ученика и критика Аристотеля, которому принадлежит фраза "Платон мне друг, но больший друг истина".
Аристотель (384-322 гг до н.э.) родился в небольшом эллинском городе Стагире, в связи с чем его нередко именуют Стагиритом. В 367 году до н.э. Аристотель прибыл в Афины, где учился, а затем преподавал в платоновской Академии вплоть до смерти ее основателя.
Аристотель о государстве и праве
Дальнейшее
развитие и углубление античной политико-правовой
мысли после Платона связано
с именем его ученика и критика
Аристотеля, которому принадлежит фраза
"Платон мне друг, но больший друг
истина".
Аристотель (384-322 гг до н.э.)
родился в небольшом эллинском городе
Стагире, в связи с чем его нередко именуют
Стагиритом. В 367 году до н.э. Аристотель
прибыл в Афины, где учился, а затем преподавал
в платоновской Академии вплоть до смерти
ее основателя. Покинув Афины ( в 347 году
до н.э.), Аристотель в течение ряда лет
живет в других греческих государствах,
а в 342 - 340 гг до н.э. по приглашению македонского
царя Филиппа II занимается воспитанием
его сына Александра. С 335 года до н.э. Аристотель
снова в Афинах. Здесь он основывает свою
философскую школу - ликей (лицей) и руководит
ею почти до конца жизни.
Политико-правовая тематика подробно
освещается в таких его работах как "Политика", "Афинская
полития". Аристотель предпринял
попытку всесторонней разработки науки
о политике. Научное понимание политики
предполагает, по Аристотелю, развитые
представления о нравственности (добродетелях).
Аристотель строил свою модель идеального
государства исходя из реальности.
В трактате "Политика" дается четкое
определение политики. Политика - это наука
об управлении государством; наука о высшем
благе человека и государства. Цель политической
науки воспитать в людях высокие нравственные
качества.
В трактате "Политика"
рассмотрены такие проблемы как:
1. Происхождение государства.
Аристотель придерживался органической
теории происхождения государства, т.
е. государство возникает по природе вещей.
Это следует из природы человека. Государство
- это продукт естественного развития.
В этом отношении оно подобно таким естественно
возникшим первичным формам общения как
семья и поселение. Но государство является
высшей формой общения. Государство - это
политическое общение между свободными
и равными. Человек по своей природе существо
политическое и в государстве завершается
генезис этой политической природы человека.
2. Отношение к рабству.
Аристотель считал, что люди не равны по
природе. С эллино-центристских позиций
он отмечает, что "варвары" - люди
с неразвитой человеческой природой и
они не доросли до политической формы
жизни. "Варвар и раб, по природе своей,
понятия тождественные". Отношения
господина и раба являются, по Аристотелю,
элементом семьи, а не государства.
3. Элементы (признаки) государства.
Для Аристотеля, как и для Платона, государство
представляет собой некое целое единство
составляющих его элементов, но он критикует
платоновскую попытку "сделать государство
чрезмерно единым". Государство состоит
из множества элементов и чрезмерное стремление
их к единству, например, предлагаемая
Платоном общность имущества, жен и детей
приводит к уничтожению государства.
Элементы государства.
1. Единая территория (которая должна быть
небольшой по размеру).
2. Коллектив граждан. (Гражданином является
тот кто участвует в законодательной и
судебной власти).
3. Единый культ.
4. Армия.
5. Общий запас.
6. Единые представления о справедливости.
4. Частная собственность.
Аристотель оправдывает частную собственность.
"Частная собственность, - говорит Аристотель,
- коренится в природе человека, в его собственной
любви к себе". Собственность должна
быть общей только в относительном смысле,
а вообще частной. "К тому, что составляет
предмет владения очень большого числа
людей, прилагается наименьшая забота".
Люди заботятся более всего о том, что
принадлежит лично им.
5. Форма государства. Аристотель
проанализировал 156 видов полисов и на
этом основал классификацию форм правления.
Форма государства определяется числом
властвующих (один, немногие, большинство).
Различаются:
1. Правильные формы правления - в них правители
имеют ввиду общую пользу (заботятся о
благе народа). Это монархия, аристократия,
и полития.
2. Неправильные формы правления - в них
правители заботятся лишь о своем личном
благе: тирания, олигархия и демократия.
Наилучшей формой правления Аристотель
называет политию. В политии
правит большинство в интересах обшей
пользы. Все остальные формы представляют
собой то или иное отклонение от политии.
С другой стороны, сама полития, по Аристотелю,
является как бы смешением олигархии и
демократии. Этот элемент политии (объединение
интересов зажиточных и неимущих, богатства
и свободы) имеется в большей части государства,
т.е. вообще характерен для государства
как политического общения.
Из неправильных форм правления тирания
- наихудшая. Резко критикуя крайнюю демократию,
где верховная власть принадлежит демосу,
а не закону, Аристотель с одобрением характеризует
умеренную цензовую демократию, основанную
на примирении богатых и бедных и господстве
закона.
Признаки политии:
1. Правит большинство.
2. Умеренный имущественный ценз на правящие
должности.
3. Избрание путем голосования.
4. Торговцы и ремесленники должны быть
лишены политических прав.
5. Преобладание среднего класса.
6. Причины переворотов.
Не может быть счастливо государство,
если несчастен хоть один гражданин. Целью
государства является счастливая жизнь
граждан. Основную причину возмущений
и переворотов в государстве Аристотель
видит в отсутствии равенства. Перевороты
оказываются следствием нарушения относительного
характера равенства и искажения принципа
политической справедливости, требующего
в одних случаях руководствоваться количественным
равенством, в других - равенством по достоинству.
7. Верховенство закона.
Аристотель придерживается принципа верховенства
законов. Существенной чертой закона является
его соответствие политической справедливости
и праву. "Всякий закон, в основе предполагает
своего рода право". Следовательно,
это право должно найти свое выражение,
воплощение и соблюдение в законе. Отступление
закона от права означало бы отход от политических
форм к деспотическому насилию.