Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 21:55, контрольная работа
Учения и идеи Гоббса, создавшего первую в истории философии всеобъемлющую систему механистического материализма, в которой он попытался охватить все известные тогда области научного знания - сыграли очень важную роль в истории развития философской мысли. Однако в центре его внимания были именно правовые и социально-политические вопросы. Его главный политический и социологический труд “Левиафан” стал для многих мыслителей Нового времени источником и стимулом к исследованию природы государственной власти, вопросов морали и права.
Введение………………………………………………………………….…3
Биография и основные работы……………………………………..…4
Гоббс о человеческой природе и праве…………………………...12
Учение о государстве……………………………………………...…17
Заключение……………………………………………………….…….22
Список использованной литературы………………………….………....23
ПЛАН :
Введение…………………………………………………………
Список использованной литературы………………………….………....23
ВВЕДЕНИЕ.
Одним из наиболее выдающихся английских мыслителей по праву считается Томас Гоббс (1588-1679 гг.).
Учения и идеи Гоббса, создавшего первую в истории философии всеобъемлющую систему механистического материализма, в которой он попытался охватить все известные тогда области научного знания - сыграли очень важную роль в истории развития философской мысли. Однако в центре его внимания были именно правовые и социально-политические вопросы. Его главный политический и социологический труд “Левиафан” стал для многих мыслителей Нового времени источником и стимулом к исследованию природы государственной власти, вопросов морали и права.
Проблема власти, проблема генезиса и сущности государственного устройства была одной из центральных философско-социологических проблем, стоявших перед передовыми мыслителями в период XVI-XVII века - период создания национальных государств в Европе, укрепления их суверенитета и формирования государственных институтов. В Англии, в условиях революции и гражданской войны, эта проблема стояла особенно остро. Поэтому становление Гоббса как мыслителя невозможно отделить от эпохи английской буржуазной революции XVII в., без сомнения повлиявшей на его взгляды.
Томас Гоббс родился 5 апреля 1588 года вблизи небольшого городка Мальмсбери, расположенного в северной части Уилтшира, одного из юго-восточных графств Англии. Его отец был скромным сельским священником, мать происходила из простой крестьянской семьи.
Первоначальное образование Гоббс получает в приходской школе. Так как у мальчика обнаруживаются недюжинные способности и большая склонность к учебе, его определяют в восьмилетнем возрасте в городскую школу Мальсмбери. Затем Гоббс учится в соседнем Веспорте, в частном учебном заведении, открытом там неким Латимером, любителем и знатоком древних языков. Латимер обратил внимание на одаренного ребенка и стал давать ему по вечерам дополнительные уроки. Успехи Гоббса были настолько велики, что в неполных 14 лет он смог сделать стихотворный латинский перевод трагедии древнегреческого драматурга Еврипида “Медея”.
В 1603 г. при содействии Латимера и материальной поддержке своего дяди, состоятельного ремесленника, заменившего ему умершего незадолго до этого отца, Гоббс поступает в один из колледжей Оксфордского университета. Там он провел пять лет, узучая аристотелевскую логику и физику, а также совершенствуя свои познания в греческом и латинском языках. Получив ученую степень бакалавра искусств и право чтения лекций по логике, молодой Гоббс не захотел, однако, пополнить собою ряды университетских преподавателей.1
Не известно, как сложилась
бы судьба будущего философа,
если бы он не получил
предложение стать
В научно-философском развитии
Гоббса огромную роль сыграли
его поездки на Европейский
континент (его пребывание в
Европе составило в общей
сложности 20 лет), главным образом
в Париж. Они дали английскому
мыслителю возможность
участие в обсуждении важнейших философских проблем того времени. Постепенно у Гоббса складываются принципы его собственного учения.
В 1626 г. появляется сделанный
Гоббсом английский перевод
древнегреческого историка Фукидида.
В предисловии он пытался
объяснить, что история
Пелопонесской войны поможет
В 1636 г. Гоббс встречается с Галилеем и имеет возможность, путем непосредственного общения с великим итальянским ученым, еще глубже познакомиться с его естественно научными и философскими идеями. 1637 г. застает Гоббса снова в Англии, где постепенно складывается революционная ситуация. Томас Гоббс, простолюдин от рождения, жил в течение многих лет в семье английских аристократов, постоянно общался с представителями высшей знати, среди которых у него было немало друзей и знакомых. Все это не могло не отразиться на политических взглядах Гоббса.
В 1640 г. Гоббс создает
первый набросок будущей
философской системы.
Годы своего вынужденного изгнания Гоббс проводит во Франции, ставшей во время революции убежищем многих английских эмигрантов.
Именно в это время он интенсивно работает над осуществлением своего замысла – создать философскую систему, которая охватила бы три области действительности: мир неодушевленных тел, человека и гражданское общество. Однако заключительная часть “Основ философии” (так назвал Гоббс свою систему) появляется на свет первой. Это была книга Гоббса “О гражданине”, изданная в 1642 г. в Париже на латинском языке. Книга вышла без указания автора и небольшим тиражом, поскольку предназначалось лишь для узкого круга лиц, которых Гоббс хотел ознакомить со своим сочинением. Он рассчитывал впоследствии переиздать его, учтя критические замечания и возражения. И действительно, второе издание “О гражданине”, появившееся в Амстердаме в 1647 г. содержало пространные замечания, в которых Гоббс давал ответ своим неназванным оппонентам. В предисловии к этому изданию Гоббс объяснил причины, побудившие его отказаться от первоначального замысла и опубликовать третью часть “Основ философии” раньше двух предыдущих. Он прямо ссылался на события в Англии, связанные с началом революции и гражданской войной. Эти события, отмечал Гоббс, вынудили его ускорить написание “О гражданине” и отложить до более позднего времени работу над другими частями его системы.
Гоббс не скрывал от
читателей, что, излагая свои
взгляды о правах верховной
власти и об обязанностях
гражданина повиноваться ей, он
надеялся положить конец
спорам по этому вопросу
и способствовать тем самым
прекращению “смуты” в
государстве. Убеждая
Вернемся же к биографии мыслителя. В 1646 г. в жизни Гоббса происходит еще одно важное событие. Он получает предложение стать преподавателем математики наследника английского престола принца Уэльского (будущего короля Карла II). Столь почетный пост не особенно обременяет философа, и большую часть своего времени он посвящает научной деятельности. Продолжая разработку “Основ философии” Гоббс старался завершить первые две части намеченной системы – “О теле” и “О человеке”. Однако работа над рукописями продвигалась очень медленно, и прошло немало лет, прежде названные сочинения были опубликованы. Одной из причин такой задержки явилась тяжелая болезнь Гоббса, едва не стоившая ему жизни. Заболев в августе 1647 г. Гоббс около трех месяцев был прикован к постели. Он настолько плохо чувствовал себя, что распорядился передать все свои рукописи парижским друзьям, с тем, чтобы они были изданы после его смерти. Но, в конце концов, организм его справился с болезнью, и Гоббс смог вернуться к работе над главным произведением. Это был “Левиафан” – важнейший труд Томаса Гоббса. Создание “Левиафана”, отодвинувшее на второй план его работу над “Основами философии”, было ускорено обстоятельствами внутриполитической жизни Англии, где завершилась вторая гражданская война, которая принесла победу парламента и свержение монархии. “Левиафан” вышел свет в 1651 г. в Лондоне на английском языке. Полное название книги: “Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского”. В этом произведении государство уподобляется библейскому чудовищу, о котором в книге Иова говориться, что на свете нет ничего сильнее его. Гоббс, по его собственным словам, стремился поднять авторитет гражданской власти, с новой силой подчеркнуть приоритет государства перед церковью и необходимость превращения религии в придаток государственной власти. Вместе с тем Гоббс хотел обосновать своим произведением законность той формы правления, которая утвердилась в Англии в результате победы буржуазной революции, и необходимость повиновения новой власти со стороны всех граждан. Понятно, что содержание книги Гоббса нельзя сводить лишь к оправданию диктатуры Кромвеля. “Я говорю не о людях у власти, а (абстрактно) о седалище власти...” – писал Гоббс в посвящении.
“Левиафан” представляет собой наиболее полное и систематическое изложение социально – политической теории Гоббса.
Книга состоит из четырех
частей. В первой части
излагается учение о человеке.
Вторая – посвящена
В начале 1652 г. Гоббс возвращается на родину. К тому же появление “Левиафана” не только облегчило возвращение Гоббса из эмиграции, но и обеспечило ему весьма благосклонный прием со стороны деятелей индепендентской республики. Имеются данные о том, что сам Кромвель покровительствовал Гоббсу и предложил автору “Левиафана” пост статс-секретаря. Однако активного участия в политической жизни Гоббс, правда, не принимал, но зато живо откликался на события культурной жизни, поддерживал тесные контакты с научными кругами. В 1655 г. выходит, наконец, в свет сочинение Гоббса “О теле”, представляющее собой первую часть его философской системы. Работа была написана Гоббсом на латинском языке, но уже в следующем году появляется второе, английское, издание книги. Центральное место уделено в ней вопросам методологии. Здесь же содержится развернутое изложение материалистической философии Гоббса, сложившейся под решающим влиянием математики и механики. Вторая часть “Основ философии”, получившая название “О человеке”, появляется в 1658 г., таким образом, была завершена философская трилогия, начало которой было положено в 1642 г. публикацией “О гражданине”.
25 мая 1660 г. король Карл II Стюарт торжественно въехал в Лондон. Это было начало Реставрации. В числе лиц, встречавших короля, был и Томас Гоббс. Рассказывают, что Карл II, проезжая мимо, заметил своего бывшего учителя математики и снял шляпу в знак приветствия. Однако личное знакомство с королем не избавило Гоббса от давления англиканской церкви и монархистов, которые ставили ему в вину и его призывы к повиновению государственной власти, установленной в результате победы революции, и его критические выпады против церкви и духовенства. Гоббс перерабатывает “Левиафан”, который выходит в 1668 г. в Амстердаме на латинском языке. В этом издании Гоббс осуждает мятежи, направленные против законной власти, с еще большей силой подчеркивает свою лояльность по отношению к реставрированной монархии, требует наказания ее противников. Смягчению подвергается и критика духовенства. Но несмотря на эти серьезные коррективы, общий дух произведения остается прежним. В том же 1668 г. Гоббс пишет еще одно произведение. Оно посвящается событиям гражданской войны в Англии и получает название “Бегемот или Долгий парламент” (по мнению немецкого исследователя Гоббса – Тенниса, название книги объясняется желанием автора показать, что Левиафану-государству противостоит другое чудовище – Бегемот (революция и гражданская война)). Поскольку Гоббсу запрещено было публиковать сочинения, имеющие отношение к религии и политике, “Бегемот” увидел свет лишь в 1682 г., когда его автора уже не было в живых. Несмотря на то, что Гоббс не скрывает в книге своих роялистских симпатий, она пронизана идеям антиклерикализма и убедительно показывает, что при всех своих колебаниях английский мыслитель выступал против реакции.