Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 14:55, доклад
Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.)— знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях (например, в работе «Об обязанностях»), а также в его многочисленных политических и судебных речах.
Доклад
студента гр.13494
Дубовика Святослава
на
тему: Учение Цицерона
о государстве
и праве
Марк
Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.)— знаменитый
римский оратор, юрист, государственный
деятель и мыслитель. В его
обширном творчестве значительное внимание
уделено проблемам государства и права.
Специально эти вопросы освещены в
его работах «О государстве» и «О законах».
Целый ряд политико-правовых проблем рассматривается
и в других его произведениях (например,
в работе «Об обязанностях»), а также в
его многочисленных политических и судебных
речах.
Теоретические
воззрения Цицерона в области
государства и права находятся
под заметным влиянием древнегреческой
мысли, и прежде всего учений Платона,
Аристотеля, Полибия и стоиков. Вместе
с тем это «иноземное» влияние
Цицерон как патриот Рима и практический
политик стремился соединить и согласовать
с собственно римскими традициями в области
государственно-правовой практики и политико-правовой
мысли, с самобытной историей римского
государства и права, с реальной обстановкой
и актуальными задачами современной ему
социальной и политической действительности.
В целом творческое использование идей
предшественников в политико-правовом
учении Цицерона сочетается с развитием
им ряда оригинальных и новых положений
в области теории государства и права.
Государство (respublica) Цицерон определяет как дело, достояние народа (res populi). При этом он подчеркивает, что «народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Тем самым государство в трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, «общий правопорядок». Таким образом, Цицерон стоит у истоков той юридизации понятия государства, которая в последующем имела много приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи «правового государства». Основную причину происхождения государства Цицерон видел не столько в слабости людей и их страхе (точка зрения Полибия), сколько в их врожденной потребности жить вместе.
Разделяя
в этом вопросе позицию Аристотеля,
Цицерон отвергал широко распространенные
в его время представления о договорном
характере возникновения государства.
Влияние
Аристотеля заметно и в трактовке
- Цицероном роли семьи как первоначальной
ячейки общества, из которой постепенно
и естественным путем возникает государство.
Он отмечал изначальную связь государства
и собственности и разделял положение
стоика Панетия о том, что причиной образования
государства является охрана собственности.
Нарушение неприкосновенности частной
и государственной собственности Цицерон
характеризует как осквернение и нарушение
справедливости и права.
Возникновение
государства (также и права) не по
мнению и произволу людей, а согласно
всеобщим требованиям природы, в
том числе и согласно велениям
человеческой природы, в трактовке Цицерона
означает, что по своей природе и сущности
они (государство и право) носят божественный
характер и основаны на всеобщем разуме
и справедливости. Изучение всей природы,
отмечал Цицерон, приводит к пониманию
того, что «всем этим миром правит разум».
Данное положение, сформулированное еще
древнегреческим философом Анаксагором,
используется Цицероном для обоснования
своего понимания «природы» как обусловленного
и пронизанного божественной волей всеобщего
источника разумных и справедливых установлений
и действий людей. Именно благодаря тому,
что люди самой природой наделены «семенами»
разума и справедливости и, следовательно,
им доступно постижение божественных
начал, стало возможным само возникновение
упорядоченного человеческого общения,
добродетелей, государства и права.
Разум — высшая и лучшая часть души, «царский империй», обуздывающий все низменные чувства и страсти в человеке (алчность, жажду власти и славы и т. д.), «мятеж души». Поэтому, писал Цицерон, «при господстве мудрости нет места ни для страстей, ни для гнева, ни для необдуманных поступков».
В русле традиций древнегреческой мысли Цицерон уделял большое внимание анализу различных форм государственного устройства, возникновению одних форм из других, «круговороту» этих форм, поискам «наилучшей» формы и т. д.
Критерии различения форм государственного устройства Цицерон усматривал в «характере и воле» тех, кто правит
государством.
В зависимости от числа правящих
он различал три простые формы
правления: царскую власть, власть оптиматов
(аристократию) и народную власть (демократию).
«И вот, когда верховная власть находится
в руках у одного человека, мы называем
этого одного царем, а такое государственное
устройство — царской властью. Когда она
находится в руках у выборных, то говорят,
что эта гражданская община управляется
волей оптиматов. Народной же (ведь ее
так и называют) является такая община,
в которой все находится в руках народа».
Все эти
простые формы (или виды) государства
не совершенны и не наилучшие, но они,
по Цицерону, все же терпимы и могут быть
вполне прочны, если только сохраняются
те основы и связи (в том числе — и правовые),
которые впервые накрепко объединили
людей в силу их общего участия в создании
государства. Каждая из этих форм имеет
свои достоинства и недостатки. В случае,
если бы предстоял выбор среди них, предпочтение
отдается царской власти, а на последнее
место ставится демократия. «Благоволением
своим,— пишет Цицерон, — нас привлекают
к себе цари, мудростью — оптиматы, свободой
— народы». Перечисленные достоинства
разных форм правления, по мысли Цицерона,
могут и должны быть в их совокупности,
взаимосвязи и единстве представлены
в смешанной (а потому и наилучшей) форме
государства. В простых же формах государства
эти достоинства представлены односторонне,
что и обусловливает недостатки простых
форм, ведущие к борьбе между различными
слоями населения за власть, к смене форм
власти, к их вырождению в «неправильные»
формы.
Так, при
царской власти, пояснял Цицерон,
все прочие люди отстранены от участия
в принятии решений и законов; народ
не пользуется свободой и отстранен от
власти и при господстве оптиматов. При
демократии же, «когда все вершится по
воле народа, то, как бы справедлив и умерен
он ни был, все-таки само равенство это
не справедливо, раз при нем нет ступеней
в общественном положении».
Основной
порок простых форм государства
состоит, согласно Цицерону, в том, что
все они неизбежно, в силу присущей
им односторонности и
Эти уродливые
виды властвования (тирания единоличного
владыки или толпы, господство клики)
уже не являются, согласно Цицерону,
формами государства, поскольку
в таких случаях вовсе
Предотвратить
подобное вырождение государственности,
по мнению Цицерона, можно лишь в
условиях наилучшего (т. е. смешанного)
вида государственного устройства, образуемого
путем равномерного смешения положительных
свойств трех простых форм правления.
«Ибо, — подчеркивал он, — желательно,
чтобы в государстве было нечто выдающееся
и царственное, чтобы одна часть власти
была уделена и вручена авторитету первенствующих
людей, а некоторые дела были предоставлены
суждению и воле народа». В качестве важнейших
достоинств такого государственного строя
Цицерон отмечал прочность государства
и правовое равенство его граждан.
Как путь
к смешанной форме правления
Цицерон (вслед за Полибием) трактовал
эволюцию римской государственности от
первоначальной царской власти к сенатской
республике. При этом аналогию царской
власти он видел в полномочиях магистратов
(и, прежде всего, консулов), власти оптиматов
— в полномочиях сената, народной власти
— в полномочиях народных собраний и народных
трибунов. В этой связи Цицерон восхищался
дальновидностью и мудростью «предков»,
создавших такую разумную форму государства,
и призывал твердо придерживаться их политических
заветов. Подчеркивая опасность крена
в сторону того или иного начала смешанной
государственности и выступая за их взаимное
равновесие, он подчеркивал необходимость
«равномерного распределения прав, обязанностей
и полномочий — с тем, чтобы достаточно
власти было у магистратов, достаточно
влияния у совета первенствующих людей
и достаточно свободы у народа».
Достоинства
государственного устройства Рима —
это по оценке Цицерона, плод многовекового
опыта всего римского народа, а
не создание отдельного одаренного лица,
от которого обязательно что-то ускользает.
В отличие от Рима в других государствах
формы правления создавали на основе своих
законов и установлений отдельные лица
(например, Минос — на Крите; Ликург —
в Спарте; Тесей, Драконт, Солон, Клисфен,
Деметрий Фалерский — в Афинах и т. д.).
Значительное
преимущество Рима, полагал Цицерон,
обусловлено географическим расположением
города на суше, легко соединяющейся
(благодаря Тибру) с морем, но не у
самого моря. Это, по мысли Цицерона,
гарантирует от внезапного нападения
врагов, чему обычно подвержены приморские
города-государства. Кроме того, отмеченный
географический фактор благоприятен и
в нравственно-этическом плане. «Приморским
городам, — писал Цицерон, — свойственны,
так сказать, порча и изменение нравов;
ибо они приходят в соприкосновение с
чужим языком и чужими порядками, и в них
не только ввозятся чужеземные товары,
но и вносятся чуждые нравы, так что в их
отечественных установлениях ничто не
может оставаться неизменным в течение
долгого времени». Политическим следствием
близости города-государства к морю являются
нестабильность его строя, частые смены
власти. Так, причину бедствий и переворотов,
происшедших в Греции, Цицерон усматривает
в географических недостатках, связанных
с приморским расположением эллинских
полисов.
Свою
концепцию наилучшей (смешанной) формы
государства, в отличие от платоновских
проектов идеального государства, Цицерон
считал реально осущестимой, подразумевая
при этом практику римской республиканской
государственности в лучшую пору
ее существования («при предках»). Платоновское
же государство — это, скорее, не реальность,
а лишь желание, оно «не такое, какое могло
бы существовать, а такое, в каком было
бы возможно усмотреть разумные основы
гражданственности».
Правда,
Цицерон отдавал себе отчет в том,
что реальность восхваляемого им римского
смешанного государственного строя —
скорее в прошлом, чем в настоящем. Отсюда
и его многочисленные апелляции к этому
прошлому. Во времена Цицерона римская
республика переживала тяжелый кризис
и доживала свои последние дни. Политический
строй Рима двигался к установлению единоличной
власти, к принципату и монархии. Концепция
же Цицерона о смешанном правлении и вообще
его суждения о государстве как деле народа
явно расходились с современными ему социально-политическими
реалиями и действительными тенденциями
развития римской государственности.
Как теоретик и практический политик,
находившийся в гуще тогдашней борьбы
за власть, Цицерон не мог не видеть тенденцию
к перегруппировке сил и власти, к отливу
реальных полномочий от прежних республиканских
институтов и их концентрации в руках
отдельных лиц, и прежде всего тех, кто
опирался на армию. Об этом красноречиво
говорили примеры возвышения Суллы, Помпея,
Цезаря, Антония, Октавиана и др.
В своем творчестве и в своей практической политической деятельности (в качестве квестора, сенатора, эдила, претора и консула) Цицерон последовательно выступал за строй сенатской республики, против полновластия отдельных лиц, в том
числе
и против режима личной военной диктатуры.
Смысл «срединного» характера политической позиции Цицерона состоял в том, что он, отстаивая республиканские традиции и систему республиканских учреждений, выступал под лозунгом «всеобщего согласия» всех социальных слоев римских граждан в рамках «общего правопорядка». Эта «срединная» позиция отчетливо проявилась и в политическом лавировании Цицерона между «оптиматами» и «популярами» — приверженцами, условно говоря, двух линий политической ориентации соответственно на верхи и низы общества. Сознавая различие целей оптиматов и популяров, Цицерон вместе с тем развивал представление о том, что подлинные интересы тех и других