Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 14:55, доклад
Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.)— знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях (например, в работе «Об обязанностях»), а также в его многочисленных политических и судебных речах.
С этой
позиции «истинного популяра» и
борца за «всеобщее согласие»
и благо государства он атаковал
своих политических противников, в
частности таких лжепопуляров, по
его оценке, как Рулл, Катилина, Клодий.
За его ведущую роль по подавлению «заговора
Катилины» Цицерон получил от народного
собрания благодарность и почетный титул
«отец отечества». Это было в 63 г. до н.э.,
а в 58 г. до н.э. при трибунате Клодия Цицерон
был вынужден покинуть Рим, куда он снова
возвратился лишь через 17 месяцев, когда
Клодий потерял свое влияние. В конце 50-х
гг. Цицерон выступал против всевластия
триумвиров (Помпея, Цезаря и Красса) и
возможной военной диктатуры. В 40-х гг.
установление режима личной власти Цезаря
он расценил как «ночь республики», «утрату
свободы в государстве» и тиранию. Убийство
Цезаря (44 г. до н. э.) он встретил с радостью.
Хотя Цицерон и не был в числе заговорщиков,
однако последние считали его своим человеком
и после убийства Цезаря в сенате выкрикивали
«Цицерон!» в знак восстановления свободы.
Конец
жизни и деятельности Цицерона (44—43
гг. до н. э.) прошел в борьбе против новой
опасности военной диктатуры
и новых триумвиров (Антония, Октавиана
и Лепида). В этой борьбе Цицерон,
выступавший против диктатуры от
имени «всей Италии» и всех
сторонников республики, играл, по словам
Аппиана, роль «единовластного демагога».
После победы триумвиров имя Цицерона
было включено в проскрипционные списки
лиц, подлежащих смерти без суда. 7 декабря
43 г. до н. э. Цицерон был обезглавлен сторонниками
триумвиров.
С учетом
специфики практической политики и
ее особой логики следует все. же
признать, что в своей деятельности
Цицерон в целом оставался
верен основным идеям и принципам
той теоритической концепции
государства, которую он развивал в
своем политическом учении. Ключевая
роль и там и тут отводилась представлениям
об «общем благе», «согласовании интересов»,
«общем правопорядке» и т. д.
При этом,
разумеется, имелись в виду интересы
свободных сословий и граждан
римской республики, но вовсе не
рабов.
Рабство,
по Цицерону, «справедливо потому, что
таким людям рабское состояние
полезно и это делается им на пользу,
когда делается разумно; то есть, когда
у бесчестных людей отнимут возможность
совершать беззакония, то угнетенные
окажутся в лучшем положении, между
тем как они, не будучи угнетены, были в
худшем». Рабство обусловлено самой природой,
которая дарует лучшим людям владычество
над слабыми для их же пользы. Такова логика
рассуждений Цицерона, которые он стремится
подкрепить соображениями о соотношении
различных частей души: господин так же
правит рабом, как лучшая часть души (разум,
мудрость) правит слабыми и порочными
частями души (страстями, гневом и т. п.).
К рабам, считал Цицерон, следует относиться,
как к наемникам: требовать от них соответствующей
работы и предоставлять им то, что полагается.
Хотя
характеристика раба как «наемника»
выгодно отличается от распространенных
в то время представлений о
рабе как «говорящем орудии», однако
в целом суждения Цицерона по этой
проблеме заметно расходятся с его
общими положениями о том, что по природе
«все мы подобны и равны друг другу», что
между людьми никакого различия нет, что
человек — «гражданин всего мира, как
бы единого града» и т. д. Много внимания
в творчестве Цицерона уделено восхвалению
добродетелей истинного государственного
деятеля и идеального гражданина. В этой
связи он критиковал представления эпикурейцев
и ряда стоиков о том, что мудрому человеку
не следует принимать на себя бразды правления
и вообще активно участвовать в общественной
и политической жизни. Считая управление
государством сочетанием науки и искусства,
требующим не только знаний и добродетелей,
но и умения практически их применять
в интересах общего блага, Цицерон отмечал,
что «сама природа» влечет лучших людей
к тому, чтобы «сделать жизнь людей более
безопасной и более богатой». Он советовал
изучать науки о государстве и праве как
«такие науки, которые могут сделать нас
полезными государству», усматривая в
этом служении государству «самую славную
задачу мудрости и величайшее проявление
доблести и ее обязанность».
Мудрый
государственный деятель, согласно
Цицерону, должен видеть и предугадывать
пути и повороты в делах государства,
чтобы воспрепятствовать
Лицо, ведающее
делами государства, должно быть мудрым,
справедливым, воздержанным и красноречивым.
Оно должно, кроме того, быть сведущим
в учениях о государстве и «владеть основами
права, без знания которых никто не может
быть справедлив».
В том
крайнем случае, когда под вопрос
поставлено само благополучие государства
как общего дела народа, с согласия
последнего истинный государственный
деятель, по Цицерону, должен «как диктатор
установить в государстве порядок». Здесь
политик выступает не в своих корыстных
целях, а в общих интересах как спаситель
республики. Следуя Платону, Цицерон полагал,
что истинным правителям в награду за
их дела «назначено определенное место
на небе, чтобы они жили там вечно, испытывая
блаженство».
Обязанности идеального гражданина, согласно Цицерону, обусловлены необходимостью следования таким добродетелям, как познание истины, справедливость, величие духа и благопристойность. Гражданин не только не должен сам вредить другим, нарушать чужую собственность или совершать иные несправедливости, но, кроме того, обязан оказывать помощь потерпевшим несправедливость и трудиться для общего блага.
Всемерно
восхваляя политическую активность граждан,
Цицерон подчеркивал, что «при защите
свободы граждан нет частных лиц». Он отмечал
также долг гражданина защищать отечество
в качестве воина.
Апелляции
к природе, к ее разуму и законам
характерны и для правовой теории
Цицерона. В основе права лежит присущая
природе справедливость. Причем справедливость
эта понимается Цицероном как вечное,
неизменное и неотъемлемое свойство и
природы в целом, и человеческой природы.
Следовательно, под «природой» как источником
справедливости и права (права по природе,
естественного права) в его учении имеются
в виду весь космос, весь окружающий человека
физический и социальный мир, формы человеческого
общения и общежития, а также само человеческое
бытие, охватывающее его тело и душу, внешнюю
и внутреннюю жизнь. Всей этой «природе»
(в силу ее божественного начала) присущи
разум и законообразность, определенный
порядок. Именно данное духовное свойство
природы (ее разумно-духовный аспект),
а вовсе не ее предметный и телесно-материальный
состав, занимающий подчиненное и второстепенное
место (как тело по отношению к душе, чувственные
части души по отношению к разумной ее
части) и является, по Цицерону, подлинным
источником и носителем естественного
права.
Цицерон
дает следующее развернутое
Этот «истинный закон» — один и тот же везде и всегда, и «на все народы в любое время будет распространяться один вечный и неизменный закон, причем будет один общий как бы наставник и повелитель всех людей — бог, создатель, судья, автор закона».
Всякого,
кто, презрев человеческую природу,
своевольно не покоряется данному закону,
Цицерон характеризует как
В своем
учении о естественном праве Цицерон
находился под большим влиянием
соответствующих идей Платона, Аристотеля
и ряда стоиков. Это влияние заметно
и там, где он видит существо и смысл справедливости
(и, следовательно, основной принцип естественного
права) в том, что «она воздает каждому
свое и сохраняет равенство между ними».
Справедливость,
согласно Цицерону, требует не вредить
другим и не нарушать чужую собственность.
«Первое требование справедливости, —
отмечал он, — состоит в том, чтобы никто
никому не вредил, если только не будет
спровоцирован на это несправедливостью,
а затем, чтобы все пользовались общей
собственностью как общей, а частной —
как своей». С этих позиций он отвергал
такие акции римских популяров, как кассация
долгов, ущемление крупных землевладельцев
и раздача своим приверженцам и плебсу
денег и имущества, отнятых у законных
владельцев.
Естественное право (высший, истинный закон), согласно Цицерону, возникло «раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано». Само государство (как «общий правопорядок») с его установлениями и законами является по своей сущности воплощением того, что по природе есть справедливость и право.
Отсюда
вытекает требование, чтобы человеческие
установления (политические учреждения,
писаные законы и т.д.) соответствовали
справедливости и праву, ибо последние
не зависят от мнения и усмотрения
людей.
Право
устанавливается природой, а не человеческими
решениями и постановлениями. «Если
бы права устанавливались
Соответствие или несоответствие человеческих законов природе (и естественному праву) выступает как критерий и мерило их справедливости или несправедливости. В качестве примера законов, противоречащих справедливости и праву, Цицерон указывал, в частности, на законы тридцати тиранов, правивших в Афинах в 404—403 гг. до н. э., а также на римский закон 82 г. до н. э., согласно которому одобрялись все действия Суллы как консула и проконсула и ему предоставлялись неограниченные полномочия, включая право жизни и смерти по отношению к римским гражданам. Подобные несправедливые законы, как и многие другие «пагубные постановления народов», по словам
Цицерона,
«заслуживают названия закона не больше,
чем решения, с общего согласия принятые
разбойниками».
Законы,
принимаемые в том или ином
государстве, должны, кроме того, соответствовать
установленному в нем строю, традициям
и обычаям предков. Важное значение
Цицерон (под влиянием Платона) придавал
введению (преамбуле) к закону, поскольку
«закону свойственно также и стремление
кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать
силой и угрозами». Цель такой преамублы
— укрепить божественный авторитет закона
и использовать страх божьей кары в интересах
исполнения людьми своего долга и предотвращения
правонарушений.
Свои
общие представления о
Ряд важных
положений о правовой регламентации
государственной деятельности высказан
Цицероном в проекте закона о
магистратах. Так, он отмечал, что империй
(полномочия должностных лиц) должен
быть законным. Следует, считал он, установить
«не только для магистратов меру их власти,
но и для граждан меру их повиновения.
Ведь тот, кто разумно повелевает, рано
или поздно должен будет подчиняться,
а тот, кто покорно подчиняется, достоин
того, чтобы рано или поздно начать повелевать».
В общем виде им формулируется и следующий
правовой принцип: «Под действие закона
должны подпадать все».
В учении
Цицерона о праве наряду с отличием
естественного права от писаного
содержится деление самого писаного
права на частное и публичное право. Так
называемое право народов трактуется
им как частью положительное право разных
народов и частью как естественное право
международного общения (т. е. как международное
естественное право). Он формулирует существенный
принцип международного права о необходимости
соблюдения обязательств, налагаемых
международными договорами. Проводя различие
между справедливыми и несправедливыми
войнами, он считал несправедливой и нечестивой
всякую войну, которая «не была возвещена
и объявлена». Война характеризуется им
как вынужденный акт, допустимый лишь
в случае безуспешности мирных переговоров.
В качестве причины справедливой войны
им указывается необходимость защиты
государства, в качестве цели — установление
мира. Цицерон выступал за гуманное обращение
с пленными и побежденными.