Учение Т.Гоббса о праве и государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 21:55, контрольная работа

Краткое описание

Учения и идеи Гоббса, создавшего первую в истории философии всеобъемлющую систему механистического материализма, в которой он попытался охватить все известные тогда области научного знания - сыграли очень важную роль в истории развития философской мысли. Однако в центре его внимания были именно правовые и социально-политические вопросы. Его главный политический и социологический труд “Левиафан” стал для многих мыслителей Нового времени источником и стимулом к исследованию природы государственной власти, вопросов морали и права.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…3
Биография и основные работы……………………………………..…4
Гоббс о человеческой природе и праве…………………………...12
Учение о государстве……………………………………………...…17
Заключение……………………………………………………….…….22
Список использованной литературы………………………….………....23

Файлы: 1 файл

к.р. гоббс.docx

— 52.88 Кб (Скачать)

 

          Гоббс  выступает  как   противник  теории  разделения  властей, согласно  которой   законодательная, исполнительная  и  судебная  власти  не  должны  совпадать. Такое  разделение  властей  было  для  него  единственной  причиной  гражданской   войны  в  Англии. Государственная   власть, как  считает  Гоббс,  чтобы  выполнить  свое  главное   назначение (обеспечение  мира  и  безопасности  граждан), должна  быть  нераздельной  и  суверенной. Она  должна  стоять  выше  всех  и  не  должна  подлежать  чьему-либо  суду  и  контролю. Она  должна  быть  выше  всех  законов, ибо  все  законы  устанавливаются  ею, и  только  от  нее  получают  свою  силу. Верховная  власть, выражающая, по  его  мнению, общие  интересы  подданных, изображается  как  надклассовая  сила. За  ней  он  не  видит  ни  экономических, ни  политических  интересов  каких-либо  социальных  групп.

          Целиком  подчиняя  индивида  абсолютной  власти  государства, Гоббс, тем не  менее, оставляет ему возможность воспротивиться  воле  суверена.  Эта возможность -  право на  восстание. Она открывается лишь  тогда, когда суверен, вопреки естественным  законам, обязывает индивида  убивать или калечить  самого  себя, либо  запрещает защищаться  от  нападения врагов. Защита  своей собственной жизни опирается на  высший  закон своей природы -  закон самосохранения. Закон этот  не  вправе  преступать  и суверен. Иначе он  рискует потерять  власть.

          Уподобляя  государство  Левиафану  (который  является  лишь  искусственным   человеком, хотя  и  более   крупным  по  размерам  и   более  сильным, чем  естественный  человек,  для  охраны  которого  он  создан), Гоббс  подчеркивает, что  всякий  государственный   организм  может  существовать  только  в  условиях  гражданского  мира. Смута  есть  болезнь   государства, а  гражданская   война – его  смерть. Таким   образом, Гоббс  выявляет  причины,  ведущие  его  к  распаду   и  гибели. На  первое  место   он  ставит  недостаточность   абсолютной  власти, считая  это   главным  источником  внутренних  междоусобиц. Затем  идут  различные   “ложные  учения”, противоречащие  природе  государства  и   способствующие  его  ослаблению. К  ним  Гоббс  относит,  прежде  всего,  мнение, согласно  которому  каждый  отдельный   человек  вправе  решать, какие   действия  хороши  и  какие   дурны. Отвергая  это  мнение, Гоббс  вновь  подчеркивает, что  мерилом  добра  и  зла  является  гражданский  закон, а  судьей – законодатель, который  всегда  представляет  государство. К  ложным  учениям, направленным  против  сущности  государства, Гоббс  относит  также  упоминавшееся  мною  раньше  учение  о делимости верховной власти. Делить  власть, – значит  разрушать ее, доказывает  философ.

          Особый  взгляд  был  у   Гоббса  и  на  межгосударственные  отношения. Эти  отношения   могут  быть, по  Гоббсу, только  отношениями  соперничества   и  вражды. Государства  представляют  собой  военные  лагеря, защищающиеся  друг  от  друга  с  помощью   солдат  и  оружия; они  находятся   в  положении  гладиаторов,  направляющих  оружие  друг  на  друга  и  зорко  следящих  друг  за  другом. Государства   как  бы  пребывают  в   состоянии  войны  всех  против  всех, в  котором  были  люди  до  установления  государственной   власти. И  такое  состояние   государств, подчеркивает  Гоббс,  следует  считать  естественным, так  как  они  не  подчиняются   никакой  общей  власти,  и  неустойчивый  мир  между   ними  вскоре  нарушается. 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

          Есть  много  спорных, неоднозначных   моментов  в  мировоззрении   Гоббса, однако  вряд  ли  можно   найти  другого  такого  теоретика   государства, права, морали, который   пользовался  на  протяжении  XVII – XVIII вв. (да  и более позднего  периода) таким же  вниманием как Томас Гоббс. Можно почти с уверенностью  сказать, что практически все концепции государства и права    Европы  того  времени складывались  в значительной  степени под знаком  проблем, которые поднял  этот  великий английский  мыслитель.

          Гоббса, рассматривающего  в  своих   трудах  человека  не  столько   как  особое  физическое  тело, сколько  как  гражданина, частицу   общественного  организма - также   можно  по  праву  считать   одним  из  основоположников  социологии.

          И  не  случайно имя  Томаса  Гоббса  навсегда  вошло  в   историю  философии, историю социальной, правовой  и политической  мысли.

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                

Список  использованной литературы :

 

  1. Томас Гоббс Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского :Мысль; Москва; 2001
  2. Гоббс Т. Сочинения, т.1-2, М.,1989.
  3. Горяинов О.В. Особенности естественно-правовой теории Т. Гоббса в контексте метафизики человека // Актуальные проблемы российского права, 2008. № 1.
  4. Нерсесянц В.С. История  правовых  и  политических  учений // Норма-Инфра, Москва, 2000г.
  5. Исаев И.А. Левиафан и номос: Томас Гоббс и Карл Шмитт о правомерности власти // Право и государство: теория и практика, 2007. № 3
  6. Мееровский Б.В. Гоббс. — М.: Мысль, 1975. 
  7. Соколов В.В., Европейская философия XV-XVII вв., М., Высшая школа1984.
  8. Филиппов А. Актуальность философии Гоббса. // Социологическое обозрение, М, 2009. № 3.

9.  Философский энциклопедический словарь:  Советская энциклопедия, М., 1989 г.

 

1 Гоббс Т. Сочинения, т.1, М.,1989.стр 3

2 Соколов В.В., Европейская философия XV-XVII вв., М., 1984.стр. 72

3 Мееровский Б.В. Гоббс. — М.: Мысль, 1975. Стр.208

4 Нерсесянц В.С. История правовых  и политических  учений // Норма-Инфра, Москва, 2000г.стр.156

 

5 Томас Гоббс Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского «Левиафан»: Мысль; Москва; 2001стр. 134

6 Гоббс Т. Сочинения, т.1, М.,1989.стр 121-122

 

7 Томас Гоббс Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского «Левиафан»: Мысль; Москва; 2001стр145

8 Горяинов О.В. Особенности естественно-правовой теории Т. Гоббса в контексте метафизики человека // Актуальные проблемы российского права, 2008. № 1. Стр.4

9 Филиппов А. Актуальность философии Гоббса. // Социологическое обозрение, 2009. № 3. Стр.113

10 Исаев И.А. Левиафан и номос: Томас Гоббс и Карл Шмитт о правомерности власти // Право и государство: теория и практика, 2007. № 3 стр.4-19

 


Информация о работе Учение Т.Гоббса о праве и государстве