Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 21:55, контрольная работа
Учения и идеи Гоббса, создавшего первую в истории философии всеобъемлющую систему механистического материализма, в которой он попытался охватить все известные тогда области научного знания - сыграли очень важную роль в истории развития философской мысли. Однако в центре его внимания были именно правовые и социально-политические вопросы. Его главный политический и социологический труд “Левиафан” стал для многих мыслителей Нового времени источником и стимулом к исследованию природы государственной власти, вопросов морали и права.
Введение………………………………………………………………….…3
Биография и основные работы……………………………………..…4
Гоббс о человеческой природе и праве…………………………...12
Учение о государстве……………………………………………...…17
Заключение……………………………………………………….…….22
Список использованной литературы………………………….………....23
Гоббс выступает как
противник теории разделения
властей, согласно которой
законодательная,
Целиком подчиняя индивида абсолютной власти государства, Гоббс, тем не менее, оставляет ему возможность воспротивиться воле суверена. Эта возможность - право на восстание. Она открывается лишь тогда, когда суверен, вопреки естественным законам, обязывает индивида убивать или калечить самого себя, либо запрещает защищаться от нападения врагов. Защита своей собственной жизни опирается на высший закон своей природы - закон самосохранения. Закон этот не вправе преступать и суверен. Иначе он рискует потерять власть.
Уподобляя государство
Особый взгляд был у
Гоббса и на межгосударственные
отношения. Эти отношения
могут быть, по Гоббсу, только
отношениями соперничества
и вражды. Государства представляют
собой военные лагеря, защищающиеся
друг от друга с помощью
солдат и оружия; они находятся
в положении гладиаторов,
направляющих оружие друг на
друга и зорко следящих
друг за другом. Государства
как бы пребывают в
состоянии войны всех против
всех, в котором были люди
до установления государственной
власти. И такое состояние
государств, подчеркивает Гоббс,
следует считать
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Есть много спорных, неоднозначных
Гоббса, рассматривающего в своих трудах человека не столько как особое физическое тело, сколько как гражданина, частицу общественного организма - также можно по праву считать одним из основоположников социологии.
И не случайно имя Томаса Гоббса навсегда вошло в историю философии, историю социальной, правовой и политической мысли.
Список использованной литературы :
1 Гоббс Т. Сочинения, т.1, М.,1989.стр 3
2 Соколов В.В., Европейская философия XV-XVII вв., М., 1984.стр. 72
3 Мееровский Б.В. Гоббс. — М.: Мысль, 1975. Стр.208
4 Нерсесянц В.С. История правовых и политических учений // Норма-Инфра, Москва, 2000г.стр.156
5 Томас Гоббс Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского «Левиафан»: Мысль; Москва; 2001стр. 134
6 Гоббс Т. Сочинения, т.1, М.,1989.стр 121-122
7 Томас Гоббс Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского «Левиафан»: Мысль; Москва; 2001стр145
8 Горяинов О.В. Особенности естественно-правовой теории Т. Гоббса в контексте метафизики человека // Актуальные проблемы российского права, 2008. № 1. Стр.4
9 Филиппов А. Актуальность философии Гоббса. // Социологическое обозрение, 2009. № 3. Стр.113
10 Исаев И.А. Левиафан и номос: Томас Гоббс и Карл Шмитт о правомерности власти // Право и государство: теория и практика, 2007. № 3 стр.4-19