Учение Т.Гоббса о праве и государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 21:55, контрольная работа

Краткое описание

Учения и идеи Гоббса, создавшего первую в истории философии всеобъемлющую систему механистического материализма, в которой он попытался охватить все известные тогда области научного знания - сыграли очень важную роль в истории развития философской мысли. Однако в центре его внимания были именно правовые и социально-политические вопросы. Его главный политический и социологический труд “Левиафан” стал для многих мыслителей Нового времени источником и стимулом к исследованию природы государственной власти, вопросов морали и права.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…3
Биография и основные работы……………………………………..…4
Гоббс о человеческой природе и праве…………………………...12
Учение о государстве……………………………………………...…17
Заключение……………………………………………………….…….22
Список использованной литературы………………………….………....23

Файлы: 1 файл

к.р. гоббс.docx

— 52.88 Кб (Скачать)

          Последние  годы  жизни  Гоббса  проходят  в  интенсивной   литературной  работе. Он  продолжает  полемику  со  своими  научными  противниками, пишет  книгу   по  истории  церкви, на  восемьдесят   четвертом  году  жизни  издает  свою  автобиографию, написанную  латинскими  стихами, а  также   приступает  к  переводу  на  английский  язык  поэм  Гомера. В  1675 г.  выходит  в  свет  перевод  “Одиссеи”, в  1676 г.  “Илиады”. В  1677 г. обе  поэмы   появляются  в  одном  издании. 

          Умер  Тома  Гоббс  в  1679 г.  на  девяносто  втором  году  жизни. Он  был  похоронен   в  Гардвиге. На  могиле  философа  была  поставлена  мраморная плита с латинской эпитафией: “Достойный  муж, широко  известный благодаря своей учености  на  родине  и на  чужбине”. 3  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ГОББС  О  ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ  ПРИРОДЕ  И  ПРАВЕ

 

          Английский  философ, как  и   многие  другие  передовые  мыслители той  эпохи, пытался  объяснить  сущность общественной  жизни, исходя  из  принципов "человеческой природы". Учение  Гоббса  о  человеке  включало  чрезвычайно  важное  положение: “люди  равны  от  природы”. Английский  мыслитель  утверждал, что  природа  сделала  людей  равными  в  отношении  их  физических  и  умственных  способностей. Имеющиеся  различия  в  этом  отношении  не  настолько  велики, чтобы  один  человек  мог  претендовать  на  какое-нибудь  благо  исключительно  для  себя  и  в  ущерб  другим  людям. Однако  какова  же  человеческая   природа, каковы  те  влечения  и  склонности, которые  определяют, в  конечном  счете, поведение  людей. Ответ  Гоббса  предельно  ясен  и  недвусмыслен: “люди  от  природы  подвержены  жадности, страху, гневу  и  остальным  животным  страстям, они  ищут  почета  и  выгод”, действуют  “ради  пользы  или  славы, то  есть  ради  любви  к  себе, а  не  к  другим”. Эгоизм  объявляется, таким  образом, главным  стимулом  человеческой  деятельности. Но  Гоббс  не  осуждает  людей  за  их  эгоистические  наклонности, не  считает, что  они  злы  по  своей  природе. Ведь  злы  не  сами  желания  людей, указывает  философ, а только  результаты  действий, вытекающих  из  этих  желаний.

          Что  касается  страха  и   недоверия  людей  друг  к   другу, то  они проистекают,  по  Гоббсу, из-за  равенства   физических  и  умственных  способностей  людей. Из-за  равенства   же  способностей  людей  возникает   равенство  надежд  на  достижение  целей, которые  они  перед   собой  ставят. “Вот  почему, если  два  человека  желают  одной   и  той  же  вещи, которой,  однако, они  не  могут  обладать  вдвоем, они  становятся  врагами”.

           Итак, в  самой  природе   людей  заложены  причины   для  соперничества, недоверия   и  страха, которые  приводят  к  враждебным  столкновениям   и  насильственным  действиям,  направленным  на  то, чтобы   погубить  или  покорить  других. К  этому  присоединяется  жажда  славы  и  разногласия   во  мнениях, которые  также   заставляют  людей  прибегать   к  насилию. Словом  возникает   “война  всех  против  всех”.  В  ходе  такой  войны   люди  употребляют  насилие,  чтобы  подчинить  себе  других  или  же  в  целях  самозащиты. Но,  так  или  иначе, каждый  является  врагом  каждого, полагаясь   только  на  собственную  силу  и  ловкость, находчивость  и   изобретательность. 

          О  подобном  состоянии  всеобщей  войны  и  противоборства  Гоббс  пишет  как  о   “естественном  состоянии   человеческого  рода”  и   трактует  его  как  отсутствие  гражданского  общества, то  есть  государственной  организации,  государственно-правового  регулирования   жизни  людей. В  естественном  состоянии, отмечал  философ,  действует  лишь  естественное  право, позволяющее  человеку  “делать  все, что  ему   угодно  и  против  кого  угодно”.  Мерилом  права  в  естественном  состоянии  является  польза, ибо   каждый  человек, действуя  на  свой  страх  и  риск, добивается  того, что  ему  выгодно, что   служит  его  интересам.4

          Гоббс  не  только  не  идеализировал   естественное  состояние  человечества, а, напротив, подчеркивал, что   оно  мешает  нормальному   развитию  общественной  жизни,  отвлекает  силы  и  способности   людей  от  созидательной   деятельности. В  естественном  состоянии, писал  Гоббс, нет   места  трудолюбию, так  как   никому  не  гарантированы   плоды  его  труда  и   даже  собственная  безопасность. Понятно, что  у  людей  в  таком  состоянии  отсутствуют  всякие  стимулы  для  занятия  земледелием  и  скотоводством, для  развития  ремесла  и  торговли. Не  могут  при  таких  условиях  появиться, естественно, науки  и  искусства. Словом, в  обществе, где  нет  государственной  организации  и  управления, царят  произвол  и  бесправие, «и  жизнь  человека  одинока, бедна, беспросветна, тупа  и  кратковременна».

          Не  удивительно, что  люди  жаждут  выйти  из  этого   жалкого  состояния, стремятся   создать  гарантии  мира  и   безопасности. Чувства  и  разум   диктуют  им  необходимость   отказа  от  естественного   состояния  и  перехода  к   государственному  устройству. В   итоге  подобных  устремлений   естественное  право  уступает  место  естественному  закону, согласно  которому  «человеку   запрещается  делать  то, что   пагубно  для  его  жизни   или  что  лишает  его   средств  к  ее  сохранению».        

          Согласно  Гоббсу, следует  различать   право  и  закон, ибо   право  состоит  в  свободе   делать  или  не  делать  что-либо, между  тем  как  закон   определяет  и  обязывает   к  тому  или  другому   члену  этой  альтернативы. Важно   также  подчеркнуть, что   естественный  закон, по  Гоббсу, не  есть  результат  соглашения  людей, а  представляет  собой   предписание  человеческого   разума. Страх  смерти, желание   не  только  сохранить  свою  жизнь, но  и  сделать   ее  приятной  -  таковы, по  Гоббсу, чувства, склоняющие  людей   к  миру. Разум  же  подсказывает  людям  тот  путь, который   может  обеспечить  им  мирную  жизнь  и  процветание. Таким   велением  «правого  разума»   и  выступает  естественный  закон, предписывающий  людям   добиваться  мира  и  согласия.

          Первый  и  основной  естественный  закон  гласит: нужно  искать  мир  всюду, где  можно  его  достичь; там  же, где  мира  достичь  невозможно, нужно  искать  помощи  для  ведения  войны. Из  основного закона  Гоббс выводит, остальные естественные  законы.  При этом  особое  значение  он  придает второму естественному закону, гласящему: «...право  всех  на  все  невозможно  сохранить, необходимо  или  перенести  на  других  некоторые  права, или  отказаться  от  них».

          Комментируя  этот  закон, Гоббс   указывает, что  в  том   случае, если  бы  каждый  человек   стремился  удержать  свое  право  на  все, люди  находились  бы  в  состоянии  войны.  Но  так  как, согласно  первому   естественному  закону, люди  стремятся   к  миру, то  они  должны  согласиться  отказаться  от  права  на  все  вещи  и   довольствоваться  такой  степенью  свободы  по  отношению  к   другим, какую  они  допустили   бы  по  отношению  к  себе. Но  что значит  отказ от  права? Отказаться  от  права на  что-нибудь, поясняет  Гоббс в «Левиафане», это значит  лишиться  свободы препятствовать  другому  человеку  пользоваться  правом  на  то  же  самое. Тот, кто отказывается  от  своего  права, не  дает  этим  ни  одному  человеку  права, которым последний не  обладал бы  ранее, ибо от  природы все люди  имеют право на  все. “Отказаться от  своего  права означает  лишь  устраниться с пути  другого, означает  лишь  устраниться с пути  другого, с тем, чтобы не  препятствовать  ему в использовании его первоначального права”.5 Отрекаясь или отступаясь  от  своего  права, человек берет тем самым на  себя  определенное  обязательство, или долг. Причем  сила  подобных  обязательств  лежит не  в их  собственной природе, подчеркивает  автор “Левиафана”, ибо человек весьма  легко нарушает  данное  им  слово, а в боязни  того  зла, которое неминуемо влечет  за  собой их  нарушение. Важно  также  отметить, что, согласно  Гоббсу, не  все  права  человека  могут  быть  отчуждаемы. Прежде  всего  человек не  может отказаться  от  права защищать  свою  жизнь и оказывать сопротивление тем, кто нападает  на  него. Нельзя  требовать и отказа  от  права сопротивления насилию, попыткам  лишения свободы, заключения  в тюрьму  и т.п. Отчуждение  прав  может происходить посредством или простого  отречения от  них, или же  перенесением  на  другое  лицо. Взаимное  перенесение прав  осуществляется  людьми  в форме договора. Соглашения  могут заключаться людьми  как под влиянием  страха, так и добровольно.

          Всего  в  “Левиафане”   Гоббс  упоминает  девятнадцать  естественных  законов. Достаточно  сказать, что  большинство   из  них  носит  характер  требований  и  запретов: быть  справедливым, милосердным, уступчивым, незлопамятным  и  в  то  же  время  не  быть  жестоким, мстительным, надменным, вероломным  и  т.д. Резюмируя  все   естественные  законы, Гоббс  сводит  их  к  одному  общему  правилу: ”не делай другим  того, чего  ты  не  желал бы, чтобы было  сделано по  отношению к тебе".6

          Именно  государство, подчеркивал   мыслитель, созданное  в   целях  обеспечения  мира  и  безопасности, в  состоянии   гарантировать  соблюдение  естественных  законов, придавая  им  характер  законов  гражданских. Гражданские   законы, по  своему  содержанию  совпадают  с  естественными   законами  и  отличаются  от  них  только  тем, что   опираются  на  силу  государственной   власти. Поэтому  всякие  произвольные  выдумки  законодателей  не  могут  быть  гражданскими  законами, так  как  последние  по  сути  являются  теми же  естественными  законами. Их  нельзя  ни  отменять, ни  изменять  простым  волеизъявлением  государства.      

 

  1. УЧЕНИЕ  О  ГОСУДАРСТВЕ.

 

Томас Гоббс  считал, что государство - это великий  «Левиафан, который называется Республикой, или Государством (Commonwealth, or State), по-латыни – Civitas, и который является лишь искусственным человеком, хотя и более крупным по размерам и более сильным, чем естественный человек, для охраны и защиты которого он был создан. В этом Левиафане верховная власть, дающая жизнь и движение всему телу, есть искусственная душа, должностные лица и другие представители судебной и исполнительной власти – искусственные суставы; награда и наказание (при помощи которых каждый сустав и член прикрепляются к седалищу верховной власти и побуждаются исполнить свои обязанности) представляют собой нервы, выполняющие такие же функции в естественном теле; благосостояние и богатство всех частных членов представляют собой его силу, salus populi, безопасность народа,– его занятие; советники, внушающие ему все, что необходимо знать, представляют собой память; справедливость и законы суть искусственный разум (reason) и воля; гражданский мир – здоровье, смута – болезнь, и гражданская война – смерть»7. Т. Гоббс считал саму природу, вообще все существующее в мироздании устроенными и функционирующими по типу механизма. Абсолютная власть государства - вот, по мнению Т. Гоббса, гарант мира и реализации естественных законов. Она принуждает индивида выполнять их, издавая гражданские законы. Если естественные законы сопряжены с разумом, то гражданские - опираются на силу. Однако по своему содержанию они одинаковы.

«Государство  есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя, путем  взаимного договора между собой, огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло испытать силу и средства их так, как сочтет необходимым для их мира и общей  защиты». В этом определении следует  обратить внимание на три момента: 1) Государство есть единое лицо. Это  не означает, что во главе государства  должен обязательно стоять один человек. Суверенная власть может принадлежать и «собранию людей». Но в обоих случаях власть государства едина и нераздельна, она сводит волю всех граждан «в единую волю». 2) Люди, создавшие государство путем взаимного договора, не только санкционируют все его действия, но и признают себя ответственным за эти действия. 3) Верховная власть может использовать силы и средства подданных так, как сочтет это необходимым для их мира и защиты. При этом верховная власть не несет какой-либо ответственности за свои действия перед подданными, и не обязана отчитываться за эти действия перед ними8.

С точки  зрения Т. Гоббса, государства могут  возникать не только через добровольное согласие индивидов образовать единое лицо (представляемо одним человеком  либо собранием людей) и подчиниться  ему в надежде на то, что оно  сумеет защитить их против всех. Иной путь - приобретение верховной власти силой. Например, глава семьи принуждает детей подчиниться ему, под угрозой  погубить их в случае неповиновения  или некто подчиняет врагов своей  воле военными средствами и, добившись  их покорности, дарует им на этом условии  жизнь (государства с «отеческой», патерналистической и деспотической властью). Государства, появляющиеся на свет с помощью физической силы, мыслитель относит к основанным на приобретении; к ним он особого расположения не высказывает9.

 Гоббс различал три  формы государства: если верховная  власть принадлежит одному человеку, то это монархия; если собранию  всех, кто хочет участвовать во  власти, то это - демократия; если  собранию лишь части граждан,  то это - аристократия. Отличаются  они друг от друга различиями  в пригодности к осуществлению  той цели, для которой они были  установлены, а не природой  и содержанием воплощенной в  них верховной власти. Но все  же предпочтение он отдает  неограниченной монархии (благо  монарха тождественно благу государства,  право наследования придает государству  искусственную вечность жизни  и т.д.). Неслучайно поэтому он  использует термин «подданный»,  а не «гражданин». Гоббс убежден,  что именно монархия, лучше других  форм выражает и реализует  абсолютный характер власти государства;  в ней общие интересы очень  тесно совпадают с частными (т.е.с собственными, особыми) интересами суверена. Верховной власти удобнее быть монархической, так как «в личности короля олицетворено государство».

Информация о работе Учение Т.Гоббса о праве и государстве