Теоретические аспекты научно-технического прогресса

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью моих следующих замечаний не будет желание доказать, что перечисленные утверждения неправильны, поскольку очевидно, что нации легче стать багатой и успешной при наличии большего количества разных ресурсов и их правильном использовании или, если правительство придерживается позитивной экономической и социальной практики. Однако факты свидетельствуют, что некоторые страны имеют тенденцию осуществлять успешные стратегии безотносительно к их материальному богатству или культурным особенностям.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава I Теоретические аспекты научно-технического прогресса
1.1. Научно-техническая революция, как двигатель научно-технического прогресса
1.2. Основные черты НТР
1.3. Основные тенденции научно-технического прогресса
1.4. Прогнозирование и планирование НТП
1.5. Инноватика как механизм ускорения НТП

Файлы: 1 файл

ФИК НИР.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

Эпохальным  достижением явилось рождение воздушного транспорта на основе летательных аппаратов  легче воздуха (дирижаблей) и особенно тяжелее воздуха (аэропланов)- братья Райт (1903 г., США).

6. К началу 80 - х гг. были выполнены большие  работы по конструированию и  практическому применению телефонной  аппаратуры. Изобретатель телефона - американец А. Г. Белл- получил  І патент в 1876 г. Благодаря микрофону, который был изобретен Т. Эдисоном и независимо от него англичанином Д. Юзом увеличивался радиус действия телефонного аппарата. Первая телефонная станция была построена в США в 1877 г., в 1879 г. - в Париже, а 1881 г. - в Берлине, Петербурге, Москве, Одессе, Риге, Варшаве. Автоматическая телефонная станция запатентована американцем А. Б. Строуджером в 1889 г.

Важное событие  этой эпохи - изобретение радио. Радиоволны впервые были обнаружены физиком  Г. Герцем. Практическое же создание такой  беспроволочной электросвязи осуществил выдающийся русский ученный А. С. Попов, продемонстрировавший 7 мая 1885г. первый в мире радиоприемник.

Итальянский инженер Г. Маркони в 1896 г. запатентовал способ передачи электрических импульсов  без проводов. В 1899 г. осуществил связь через Ла-Манш, а в 1901 г. - через Атлантический океан.

В начале ХХ века родилась еще одна отрасль электротехники - электроника. В 1904 г. английским ученым Дж. А. Флемингом была разработана  двухэлектродная лампа ( диод ), которая  могла использоваться для преобразования частот электрических колебаний.

В разработку авиационных проблем и вопросов воздухоплавания огромный вклад  внесли русские ученные и изобретатели, основоположники современной гидро - и аэродинамики - Д. И. Менделеев, А. М. Померанцев, С. К. Джевецкий, К. Э. Циолковский и особенно Н. Е. Жуковский. Большая заслуга в освоении техники полетов принадлежит немецкому инженеру О. Лилиенталю.

Первые опыты  конструирования самолетов с  паровыми двигателями осуществили  А. О. Можайский (1882 - 1885 гг., Россия), К. Адер (1890 - 1893 гг., Франция), Х. Максим (1892 - 1894 гг., США). Широкое развитие авиации стало возможным после установления легких и компактных бензиновых двигателей. В 1903 г. в США братья У. и О. Райт совершили четыре полета в самолете с двигателем внутреннего сгорания.

ІІ  тенденция развития науки

ІІ тенденция  развития науки, в т. ч. фундаментальной. В мире возникло высшее техническое  образование. Первые втузы появились  в 70 - х гг. ХІХ ст. в Германии (Берлин, Дрезден), в США - университет Гопкинса в Балтиморе, Японии и некоторых других странах.

Прогресс  техники с развитием научно - технической  мысли приобрел значение научно - технического прогресса.

ІІІ тенденция

Технологические сдвиги привели к серйозным изменениям отраслевой структуры машинной индустрии. Появились новые отрасли: электротехническая, химическая, автомобильная. Первые автомобили с бензиновым двигателем начали создаваться в Германии под началом К. Бенца и Г. Даймлера с ноября 1886 г., но уже в 1892 г. первый автомобиль Г.Форда стал зарубежным конкурентом.

Лучшие научные  достижения использовались военно-промышленным комплексом: в 1883г. было создано автоматическое стрелковое оружие (пулемет " Максим") автоматизация артиллерии ( уникальная немецкая пушка " Большая Берта"), производство взрывчатых веществ. Русским инженером Н. Д. Зелинским был разработан угольный противогаз.

Появились самолеты - бомбардировщики. Еще до войны (в 1913 г.) авиаконструктор И. Сикорский  построил в России первый четырехмоторный  самолет " русский витязь".

ІV тенденция

На основе НТР новое укрупнение производства в конце ХІХ - начале ХХ ст.

Крупные производства требовали и больших капиталов, а это вызывало объединение средств  отдельных предпринимателей и привлечение  свободных капиталов в акционерные общества (часть в виде акций). То есть акция стала предметом купли - продажи на рынке ценных бумаг.

В данном процессе, во-первых, появилась возможность  децентрализации хозяйственных, особенно инвестиционных решений, во - вторых, создавалась  принципиальная возможность укрепления и централизации капитала до уровня монополий на производство каких - либо товаров, и как следствие, установление монопольных цен на них.

V тенденция

Порождение  множества капиталистических предприятий  во всех отраслях промышленности породило великую анархию. Особо выделялись частные железные дороги, которые, повышая или понижая тарифы могли вывести из строя любое промышленное предприятие. Предприятия стали группироваться против конкурентов, привлекая к соглашению и железные дороги, а потом и банки для финансирования мероприятий. Так шел процесс возникновения монополий (картелей, синдикатов, трестов, концернов).

Монополия как  форма организации производства и капитала в конце ХІХ - начале ХХ ст. заняла господствующие позиции  в социально-экономической жизни ведущих стран.

Изменение в  технике и технологии производства, развитие производительных сил, чему способствовала НТР, создали материальные предпосылки  для образования монополий перехода капитализма от промышленной стадии и свободный конкуренции к монополистической стадии. Процессу монополизации способствовали и экономические кризисы, регулярно проходившие в конце ХІХ ст., а также в начале ХХ в. (1873, 1883, 1893, 1901 - 1902 и др.). В 1873 - 1878 гг. произошел особенно сильный кризис. Промышленное производство США сократилось на 32%. Кризис 1873 г. начался с краха на Венской фондовой бирже и охватил все промышленно развитые страны. С этим кризисом обычно связывают закат системы, основанной на свободной конкуренции. Поскольку в ходе кризисов гибли прежде всего мелкие и средние предприятия, то это способствовало концентрации производства и капитала.

Посредствам монополий предприятие стремились как - то регулировать производственную и коммерческую жизнь в сложных  условиях рыночной конкуренции. Поэтому монополистические объединения на рубеже ХІХ и ХХ вв. при помощи согласованных цен на сырье готовую продукцию и рабочую силу установили в той или иной степени коммерческий контроль над рядом производств в главных капиталистических странах.

Это поставило под угрозу саму конкуренцию как основу хозяйственной жизни и государство вынужденно было вмешаться, ограничив процесс монополизации экономики определенными рамками (антитрестовское законодательство).

То есть экономическая  роль государства резко возросла, что дает основание о государственно - монополистическом капитализме как определенном типе экономического развития ряда стран.

Тотальная монополизация  рыночного хозяйства все - таки не уничтожила мелкий и средний бизнес, которые не заменили в деле удовлетворения насущных потребностей человека.

Движение  экономики резко изменило свой темп. В конце ХІХ - начале ХХ вв. наиболее высокие темпы экономического развития показали молодые капиталистические  государства - США, Германия, - вышедшие соответственно на первое и второе места в мире по уровню развития производства и оставивши позади Англию и Францию.

На рубеже веков центр мировой экономики  переместился из Европы в Северную Америку.

1.4. Прогнозирование  и планирование  НТП

Основой принятия управленческих решений в научно-технической сфере являются прогнозирование и планирование направлений НТП и инновационной деятельности.

Прогнозирование развития науки и  техники предполагает разработку системы  частных прогнозов  по важнейшим направлениям НТП и комплексного прогноза научно-технического развития. Они дают обоснованное представление о предполагаемых научных и технических результатах и достижениях, о возможных приложениях этих результатов в производстве и других сферах экономики, о последствиях НТП. Система частных прогнозов включает прогнозы фундаментальных исследований, научных открытий, прикладных исследований по отраслям экономики, научно-технические прогнозы по комплексным направлениям НТП и ряд других прогнозов.

Комплексный прогноз предполагает:

· комплексный анализ НТП, анализ мировых тенденций развития науки и техники, анализ динамики, структуры и использования научного и образовательного потенциала страны;

· разработку предложений  по основным направлениям структурной  и научно- технической политики и  обоснование предпосылок для ускорения НТП в избранных направлениях;

· разработку рекомендаций по формированию научно-технических  программ, обоснование значимости решения  научно-технических проблем, затрат, ожидаемого социально-экономического эффекта и рекомендации по материальному и организационному обеспечению научно-технических программ.

При прогнозировании  фундаментальных исследований широкое  распространение получили системный  анализ и синтез, методы экспертных оценок: сценариев, построения ”дерева  целей” и морфологического анализа.

При разработке прогнозов  фундаментальных исследований производится анализ современного состояния, выявляются актуальные проблемы, намечаются пути решения современных научных  проблем и выдвигаются новые  проблемы, требующие решения.

Прикладные исследования имеют двоякое назначение. С одной  стороны, они обеспечивают глубокий анализ и продолжение фундаментальных  исследований с целью оценки возможности  развития их применения в практике для создания новых средств и  предметов труда (техника, технология, материалы и т.п.), с другой - анализ состояния производства в целом, вырабатывает предложения по модернизации существующей и созданию новой техники, а также по вопросам организации и управления народным хозяйством и составляющих его элементов.

Важным элементом  прикладных исследований является экономическое  обоснование целесообразности разработки новых средств и предметов  труда. Результатами прикладных исследований могут быть и макеты отдельных  узлов и элементов будущих  разработок.

Разработки (конструкторские, технологические, проектные и организационные) предназначаются для экспериментальной, опытной проверки возможности создания новой техники, технологии, продуктов, а также для модернизации серийно выпускаемых предметов и средств труда.

Главным при осуществлении прогнозов развития науки и техники на стадии разработки являются выбор наиболее перспективных разработок, существенно влияющих на рост производительности труда, сокращение расхода материалов на единицу продукции, рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей среды, т.е. выбирается лучший вариант по экономическим и техническим показателям.

При прогнозировании  разработок основными объектами  прогноза являются: качество, стоимость, эффективность, потребность в трудовых, финансовых, материальных ресурсах на создание новой техники.

При прогнозировании  прикладных исследований и разного  рода разработок применяются методы экстраполяции, экспертных оценок, моделирования, оптимизации, а также методы, основанные на анализе патентной документации и научно-технической информации.

В мировой практике основным методом, используемым при  планировании НТП и инновационной  деятельности, является программно-целевой. Он реализуется путем разработки научно-технических программ. Выделяют два вида программ:

1) целевые комплексные  научно-технические программы, реализация  которых в ближайшее время  может дать значительный эффект;

2) программы по  решению важнейших научно-технических  проблем.

Задание по разработке и реализации важнейших научно-технических программ входит в состав государственного заказа. Устанавливаются лимиты ресурсов для его выполнения.

1.5. Инноватика как механизм ускорения НТП

Появление теории инноватики обусловлено всем ходом исторического  развития общественного производства, особенно в период его индустриализации. Сменяющиеся фазы оживления производства, затем бурного его подъема, наступление кризиса перепроизводства, переходящего в стадию депрессии, стали восприниматься как некие закономерности функционирования капитала и некоторое свойство, присущее экономике машинного производства. В свою очередь государственно-монополистический путь развития промышленности с жесткой системой планирования и распределения породил в известной мере надежды на устойчивость темпов индустриализации. Для этого были созданы монопродуктовые предприятия-гиганты, которые во многом повторяли недостатки функционирования крупного капитала. Монополизм таких предприятий обеспечивался централизованным распределением неконкурентоспособной продукции по потребителям, что негативно влияло на темпы научно-технического прогресса, приводило к экстенсивному развитию промышленного производства.

Информация о работе Теоретические аспекты научно-технического прогресса