Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 19:40, курсовая работа
Целью моих следующих замечаний не будет желание доказать, что перечисленные утверждения неправильны, поскольку очевидно, что нации легче стать багатой и успешной при наличии большего количества разных ресурсов и их правильном использовании или, если правительство придерживается позитивной экономической и социальной практики. Однако факты свидетельствуют, что некоторые страны имеют тенденцию осуществлять успешные стратегии безотносительно к их материальному богатству или культурным особенностям.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I Теоретические аспекты научно-технического прогресса
1.1. Научно-техническая революция, как двигатель научно-технического прогресса
1.2. Основные черты НТР
1.3. Основные тенденции научно-технического прогресса
1.4. Прогнозирование и планирование НТП
1.5. Инноватика как механизм ускорения НТП
Госкомпании в РФ оплатят научный прогресс
2. Анализ
тенденций развития научно-
введение
Что является причиной и что способствует
экономическому росту? Поиск ответа на
этот вопрос столетиями занимал философов
и практиков. Он и сегодня является предметом
многих научных исследований. Для преодоления
последствий Второй мировой войны был
создан целый ряд международных и национальных
организаций для содействия восстановлению
и развитию разрушенной экономики, например,
Всемирный банк, Программа развития ООН
(UNDP), или же на национальном уровне - USAID
или Немецкий кредитный банк развития,
больше известный как KFW. Политика и практика
деятельности этих организаций черпает
вдохновение из разных философских учений
и каждая из них создала собственные подходы
и их интерпретацию.
Во время работы менеджером и специалистом в сфере развития мне довелось ознакомиться с самыми разными доктринами, взглядами, толкованиями и исследованиями. Программа, в рамках которой я работал на протяжении ряда лет, пользовалась методикой разных научных школ. В качестве распорядителя государственных финансов я накопил некоторый собственный опыт и наблюдения, какие именно меры наилучшим образом способствуют развитию. Я видел, что некоторые страны добиваются успеха, а другие нет. Почему так получается? Поиск ответа на этот вопрос занимал меня на протяжении всех трех десятилетий моей карьеры в данной области.
Если говорить обобщенно и кратко, то развитие - это устойчивый экономический рост на протяжении длительного периода времени, который повышает занятость и качества жизни людей, не оказывает разрушительного воздействия на окружающую среду и сопровождается разумным и равномерным разделением благ среди всего населения. Что приводит к успеху? Различные авторы и комментаторы называют решающими самые разные факторы в зависимости от исповедуемой ими теории или идеологии. Некоторые делают вывод, что рост обеспечивает наличие ресурсов и другие материальные факторы, такие как географическое положение и уровень технологии. Другие заявляют, что развитию содействуют особенности культуры или даже некие религиозные традиции. Все больше связывают со стабильным функционированием экономики и социальных структур демократическое устройство общества. Экономисты в свою очередь регулярно выдвигают подкрепленные практическим опытом теоретические рекомендации, что именно следует считать основой "хорошой политики," направленной на достижение yстойчивого развития. Например, Всемирный банк провозглашает "хорошое управление" одной из колонн, на которых держится успех экономики. Число факторов, которые в то или иное время считались определяющими, столь же многообразно, как многообразны человеческие характеры.
Целью моих следующих замечаний не будет желание доказать, что перечисленные утверждения неправильны, поскольку очевидно, что нации легче стать багатой и успешной при наличии большего количества разных ресурсов и их правильном использовании или, если правительство придерживается позитивной экономической и социальной практики. Однако факты свидетельствуют, что некоторые страны имеют тенденцию осуществлять успешные стратегии безотносительно к их материальному богатству или культурным особенностям. Может быть, в основе хороших или плохих результатов лежит некий таинственный скрытый фактор, разгадка которого могла бы объяснить, почему одной стране удается проводить успешную экономическую политику, а ее соседям - нет?
В этой аудитории,
собравшей выдающихся ученых и специалистов,
я попытаюсь поделиться теми взглядами,
которые, как мне кажется, дают наилучшее
и наиболее полное объяснение причины
успеха одних стран в достижении постоянного
развития и неудачи других. Я продемонстрирую,
что определяющим элементом успеха является
"увереннocть". Ее дополняют "кoнтaкты",
которые служат движущей силой развития
и роста. Я также покажу, что "oбщие cтaндaрты"
и "ширoкoе coтрудничеcтвo" являются
жизненно важными условиями для сближения
партнеров, будь то торгующие между собой
страны или производители и потребители,
что именно они играют главную роль в поддержке
развития. В заключении я коснусь роли
и места ученых в современном обществе.
Глава I Теоретические аспекты научно-технического прогресса
1.1. Научно-техническая революция, как двигатель научно-технического прогресса
Научный и технический прогресс впервые начали сближаться в 16-18 веках, когда мануфактурное производство, нужды мореплавания и торговли потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач. Более конкретные формы это сближение приняло, начиная с конца 18 века, в связи с развитием машинного производства, что было обусловлено изобретением Д. Уаттом парового двигателя. Наука и техника начали взаимно стимулировать друг друга, активно влияя на все стороны жизни общества.
В ХХ веке Научно-технический прогресс (НТП) обозначился как масштабное явление в народном хозяйстве развитых стран мира и породил огромное количество изобретений, новшеств, изменивших жизнь не только экономически, но и практически. Научно-технический прогресс встает на службу военно-промышленному комплексу. Первая Мировая произвела огромный переворот в общественном сознании не только с позиций межнациональных конфликтов, но и с позиций развития науки и техники.
Однако вскоре в связи с Великой Депрессией демократическая волна уступила место росту государственного вмешательства. Фашистские режимы, установившиеся в Германии и Италии, увеличив число военных заказов, не только избавили свои страны от безработицы, но и расширили финансирование научных разработок. Окрепший Советский Союз также начал активную милитаризацию, что влекло за собой неизбежность необходимости совершенствования военной техники [12].
Вторая Мировая Война была самой разрушительной в истории человечества, но, как это не парадоксально, именно с первых неуклюжих реактивных самолетов, снарядов ФАУ-1 и первой атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму, именно с изобретения разрушительного оружия началась новая прогрессивная эра в развитии человечества. За этими изобретения последовали уже более мирные, хотя и применявшиеся изначально для оборонных целей изобретения такие, как электронно-вычислительные машины, космические аппараты, сеть Интернет и многое другое
Научно-техническая революция (НТР) - это длительный процесс, который имеет две главные предпосылки - научно-техническую и социальную. Важнейшую роль в подготовке НТР сыграли успехи естествознания в конце 19 - начале 20 вв., в результате которых произошёл коренной переворот во взглядах на материю и сложилась новая картина мира. Она началась открытием электрона, радия, превращения химических элементов, созданием теории относительности и квантовой теории и ознаменовала собой прорыв науки в область микромира и больших скоростей. Под влиянием успехов физики в 20-х гг. ХХ в. существенным изменениям подверглись теоретические основы химии. Квантовая теория объяснила природу химических связей, что, в свою очередь, открыло перед наукой и производством широкие возможности химического преобразования вещества. Началось проникновение в механизм наследственности, развивается генетика, формируется хромосомная теория.
Революционный сдвиг произошёл и в технике, в первую очередь под влиянием применения электричества в промышленности и на транспорте. Было изобретено радио, получившее широчайшее распространение и давшее возможность возникнуть авиации. В 40-х гг. наука решила проблему расщепления атомного ядра. Человечество овладело атомной энергией. Исследования по созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили капиталистические государства организовать в рамках крупного национального научно-технического проекта согласованное взаимодействие науки и промышленности. Это послужило школой для осуществления последующих общенациональных научно-технических исследовательских программ [12].
Но, возможно, ещё большее значение имел психологический эффект использования атомной энергии - человечество убедилось в колоссальных преобразующих возможностях науки и её практического применения. Начался резкий рост ассигнований на науку, и самого количества исследовательских учреждений. Научная деятельность стала массовой профессией. Во 2-й половине 50-х гг. под влиянием успехов СССР в изучении космоса и советского опыта организации и планирования науки в большинстве стран началось создание общегосударственных органов планирования и управления научной деятельностью. Усилились непосредственные связи между научными и техническими разработками, ускорилось использование научных достижений в производстве. В 50-е гг. создаются и получают широкое применение в научных исследованиях, производстве, а затем и управлении электронно-вычислительные машины (ЭВМ), ставшие символом НТР. Их появление знаменует начало постепенной передачи машине выполнения логических функций человека, а в перспективе - переход к комплексной автоматизации производства и управления. ЭВМ - принципиально новый вид техники, изменяющий положение и роль человека в процессе производства. Именно в этот период человечество вступает в эпоху НТР.
Информация о работе Теоретические аспекты научно-технического прогресса