Научно-технический прогресс: "За" и "Против"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 14:35, реферат

Краткое описание

Человечество пришло в 21 век с поражающими воображение научными достижениями. Эти достижения настолько внушительны и грандиозны, что превосходят самые смелые проекты писателей – фантастов. Но, несмотря на это, человечество в лице представителей науки и широких масс вступило в третье тысячелетие с большой тревогой и озабоченностью.«Научное изучение всех взаимосвязей в природе и последствий нашего вмешательства явно отстаёт от темпов происходящих изменений.

Оглавление

1.Введение.....................................................................2ст.
2.Вмешательство человека в природу.........................3ст.
3.Мероприятия в честь защиты экологии...................7ст.
4.Выводы.........................................................................8ст.

Файлы: 1 файл

Харцызская общеобразовательная школа.doc

— 50.50 Кб (Скачать)

Харцызская общеобразовательная школа

I-III ступеней №2

 

 

 

 

 

Реферат

 

Научно-технический прогресс: "За" и "Против"

                                         ученика 9-а класса

Арсонова Михаила Кирилловича

                                             учитель: Бережная Н.В

 

 

 

 

 

 

 

                                               Харцызск 2014

                                            Содержание:

1.Введение.....................................................................2ст.

2.Вмешательство человека  в природу.........................3ст.

3.Мероприятия в честь защиты экологии...................7ст.

4.Выводы.........................................................................8ст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.

 

     Человечество пришло в 21 век с поражающими воображение научными достижениями. Эти достижения настолько внушительны и грандиозны, что превосходят самые смелые проекты писателей – фантастов. Но, несмотря на это, человечество в лице представителей науки и широких масс вступило в третье тысячелетие с большой тревогой и озабоченностью.«Научное изучение всех взаимосвязей в природе и последствий нашего вмешательства явно отстаёт от темпов происходящих изменений. Промышленное и гидротехническое строительство. Лесозаготовки, распашка целинных земель. Применение ядохимикатов – это всё неконтролируемым, стихийным образом меняет облик земли. В воздух и в воду выбрасывается огромное количество вредных отходов промышленности и транспорта, в том числе и канцерогенных. Углекислота от сжигания угля меняет теплоотражательные свойства атмосферы. Рано или поздно это примет опасные масштабы. К сожалению, наверное, уже знаем… Мир стал опасен для жизни человека, локальные войны, террористические акты, самые изощрённые формы убийств, снижающих ценность человеческой жизни,- вот что предстаёт перед нами сегодня, вызывая чувство страха за наше будущее и будущее наших детей.  
 
     Как могло такое случиться? Почему пытливая человеческая мысль, достигнув таких высот и на земле, и в океанских глубинах, и в космических сферах, не увидела этих опасных тенденций?  

 

 

 

    2. Вмешательство человека в природу.

На протяжении тысячелетий человек постоянно увеличивал свои технические возможности, вмешательство в природу, забывая о необходимости поддержания в ней биологического равновесия. С каждым днем мы все больше и больше загрязняем воду, которую пьем, воздух, которым дышим, - словом разрушаем биологический баланс. Так глобальные последствия нарушения среды обитания затронули все страны так, как экологические проблемы «не признают» государственных границ.  
 
Большинство ученых исследовавших экологические проблемы считают, что у человечества есть около сорока лет для возврата природной среды в состояние нормальной функционирующий биосферы и решения вопроса собственного выживания . Безусловно каждый человек рано или поздно задумается над вопросом «Как сделать мир чище?». 

 

К чему же привело бурное развитие человеческой деятельности? Загрязнение всего земного пространства,– океана, воздуха и воды - «парниковый эффект», вырубка лесов, опустынивание, исчезновение многих видов растений и животных - вот лишь некоторые основные формы антропогенного воздействия на окружающую среду.  
 
Экологические проблемы человека стали заметными проблемами всей природы на Земле. 
 
1. Объем антропогенного воздействия на природу и окружающую человека среду в XX веке стал слишком велик и приблизился к пределу устойчивости биосферы, а по некоторым параметрам и превзошел его. Проявления и свидетельства этого многообразны.  
 
□ Резкое сокращение площади ненарушенных естественных экосистем, их существенная деградация на остальной площади суши, уменьшение биологического разнообразия ослабляют и нарушают природные потоки вещества и энергии, вызывают необратимое количественное и качественное обеднение биосферы. 
 
□ Потребление и изъятие возобновимых природных ресурсов — пресной воды, почвенного гумуса, биомассы и продукции растений — достигло критической скорости или превысило темпы их естественного воспроизводства. 
 
□ Отходы человеческого хозяйства загрязняют среду, так как они содержат множество веществ и материалов, не утилизируемых в естественных природных круговоротах; загрязнение ведет к химической деформации окружающей среды и неблагоприятным геоклиматическим изменениям, создает угрозу здоровью людей, вызывает деградацию экосистем. 
 
□ В XX в. резко сократились и продолжают быстро уменьшаться запасы многих невозобновимых, главным образом минеральных и топливных ресурсов Земли, что в свою очередь создает серьезные экономические проблемы. 
 
В геологической истории Земли и раньше происходили значительные изменения растительного покрова, ландшафтной структуры суши, химического состава атмосферы и климата. Негативное воздействие человека на природу также имеет длительную историю. Но никогда еще эти изменения и нарушения не наступали с такой быстротой, как в наше время. Все это означает наступление глобального экологического кризиса. 
 
2. Природа отвечает на возрастающее антропогенное давление часто непредвиденными изменениями, создающими экологическую опасность. 
 
□ Химическое и радиационное загрязнение среды ускоряет мутации и приводит к появлению новых биологических форм, обладающих повышенной устойчивостью, адаптивностью, а иногда и опасными для человека свойствами. 
 
□ Избирательное воздействие на отдельные виды микроорганизмов, растений или животных, исключение этих организмов из природных сообществ вызывают неконтролируемые цепные реакции, которые затрагивают многие виды, нарушают устойчивость экосистем и ведут к разрушению многих из них. 
 
□ Антропогенное преобразование ландшафтов и загрязнение среды часто имеет неконтролируемое последействие, приводящее к возникновению зон повышенного экологического риска, экологических бедствий и экономических потерь. Ответы природы относятся непосредственно и к природе человека. 
 
3. Человек оказался в ловушке противоречия между своей консервативной биологической сущностью и нарастающим отчуждением от природы. Используя изобретенные им технологии и средства жизнеобеспечения, человек в большой степени освободился от давления естественного отбора и межвидовой конкуренции. Он на несколько порядков превысил биологическую видовую численность и еще в десятки раз — объем использования веществ и энергии для удовлетворения надбиологических потребностей. 
 
□ Огромное увеличение и продолжение роста численности людей отнюдь не связано с повышением их биологического качества. Наоборот, для людей в целом характерны совершенно немыслимые в природе: груз наследственных заболеваний, наследственная предрасположенность к болезням, низкий иммунобиологический статус и огромное число инфекций, возрастная хронизация болезней. Проблемы экологии человека все больше становятся проблемами здравоохранения. 
 
□ Человечество XX в. приобрело черты цивилизации потребления, экономика которой поддерживается преимущественно за счет провокации большого числа вторичных, факультативных потребностей. Именно их удовлетворение ведет в основном к избыточной техногенной нагрузке на природу и на окружающую человека среду.

 

3. Мероприятия в честь защиты экологии.

 

    В последнее время все чаще и чаще проводятся экологические мероприятия, чтобы привлечь внимание к экологическим проблемам молодежь, также, особо хочется выделить ежегодно проводящуюся олимпиаду “INEPO-Eurasia”. В олимпиаде участвуют молодые люди, приезжавшие из более чем 30-ти стран. Каждый участник олимпиады предоставляет свой проект, который будет оценен жюри.

      Кроме  платежей, налогов для защиты  окружающей среды применяются  различные проекты, как предприятиями, так и гражданами страны. Это такие мероприятия как высадка леса, различные "субботники" и различные акции. Важное значение имеет экологическое воспитание детей в школах и детских садах. Большое значение имеет программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Она направлена на защиту окружающей среды всего мира, собирается информация  и принимаются решения, разрабатываются проекты. Мерами по защите окружающей среде являются: ограничение выбросов в атмосферу и гидросферу с целью улучшения общей экологической обстановки, создание заповедников, заказников и национальных парков с целью сохранения природных комплексов, ограничение лова рыбы, охоты с целью сохранения определённых видов, ограничение несанкционированного выброса мусора.

 

 

4. Выводы.

 

     Научно-технический прогресс - это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации производства и труда.

На определенном этапе вследствие коренных, принципиальных преобразований производительных сил возникает революционная ситуация. Такая форма научно-технического развития называется научно-технической революцией.

В ходе научно-технической революции и технического прогресса стремительно возрастают количественное и качественное воздействия человека на природу. Изменяющееся в своих формах взаимодействие человека с природой становится по мере развития общества и совершенствования способов производства всё более интенсивным.

Такие явления имели место на протяжении всей истории человеческого общества. Однако если на ранних её этапах использование человеком природных ресурсов, как и его воздействие на природу, были незначительными и не нарушали заметным образом естественной природной среды, то в индустриальную эпоху этот процесс резко усилился и принял угрожающий характер.

Как видим абсолютно приемлемого решения противоречий между прогрессом цивилизации и экологией пока не предложено. Тем не менее, очевидно, что:

- для роста и развития  цивилизации прогресс, том числе, и технический и технологический, необходим (первое необходимое условие);

- для роста и развития  цивилизации требуется экологически  чистая среда обитания (второе  необходимое условие).

Влияние первого необходимого условия на второе неизбежно. Но раз изменения в экологии при прогрессивном движении человечества неизбежны, то необходимо сделать эти изменения положительными. Это является обязательным требованием для будущего решения экологического кризиса.

Экология должна стать не тормозом (и тем более не могильщиком) прогресса. Экология должна стать (для начала в умах человечества) – компасом и помощником прогресса. Именно это – необходимое и достаточное условие перспективного материального развития цивилизации.

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Акимова Т.А., Кузьмин А.П., Хаскин В.В. Экология. Природа- Человек – Техника: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 343 с.
  2. Ссылки: http://bib.convdocs.org  ,  http://rudocs.exdat.com

 


Информация о работе Научно-технический прогресс: "За" и "Против"