Счетная палата как орган государственного финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 14:59, курсовая работа

Краткое описание

Становление и развитие России как федеративного государства выявило наличие серьёзных организационных проблем бюджетной системы Российской Федерации, подавляющая часть которых связана с необходимостью укрепления системы государственного бюджетного контроля и организации её всестороннего законодательного регулирования. Изменение принципов государственного управления в начале 1990-х годов настоятельно потребовало изменения системы финансового контроля, что являлось началом современного периода его развития в России.

Оглавление

Введение 3
1. Счётная палата как орган государственного финансового контроля 5
1.1 Формирование и принципы работы Счётной палаты 6
1.2 Организация и планирование работы Счётной палаты 9
1.3 Аппарат Счётной палаты 11
1.4 Взаимодействие Счётной палаты с органами государственной власти 13
2 Контрольно-ревизионная деятельность Счётной палаты 14
2.1 Методы проведения контрольно-ревизионной деятельности Счётной палатой РФ 15
2.2 Деятельность Счётной палаты в 2010 году 22
2.3 Перспективы деятельности Счётной палаты 30
Заключение 35
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

курсак финансовое.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

Направление деятельности принимало активное участие в мероприятиях по совершенствованию законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также в реализации федеральными органами исполнительной власти (Минэкономразвития России и др.) целевых установок Президента Российской Федерации по формированию федеральной контрактной системы в Российской Федерации.

Проверкой итогов реализации плана (программы) приватизации федерального имущества выявлено, что поставленные на 2008 год приоритетные задачи по оптимизации федерального имущества и увеличению поступлений в федеральный бюджет от его продажи в целом не решены. При плане в 12,0 млрд. рублей фактически поступило в федеральный бюджет 6,67 млрд. рублей, из предусмотренных к продаже в 2008 году акций 1874 хозяйственных обществ реализованы акции 73 обществ. При этом обеспечение процессов приватизации необходимыми информационными ресурсами находится в неудовлетворительном состоянии. Данные реестра федерального имущества Росимущества не могут считаться актуальными и достоверными, из года в год в план (программу) приватизации включаются объекты, находящиеся в процедурах банкротства, реорганизации и ликвидации, что противоречит действующему законодательству.

 

Динамика планируемых и фактических

поступлений в федеральный бюджет доходов от

продажи акций и иных форм участия  в капитале,

находящихся в федеральной собственности

 

 


 

 

 

 

2.3 Перспективы деятельности Счётной палаты

Начиная с 2008 года Счетная палата переходит на трехлетний цикл планирования своей деятельности. В целях организации разработки перспективного плана деятельности в Счетной палате разработан и утвержден Коллегией Стандарт финансового контроля 4005 "Порядок планирования работы Счетной палаты Российской Федерации".

Приоритетными направлениями  деятельности Счетной палаты на 2008 - 2010 годы, утвержденными Коллегией  Счетной палаты, предусмотрено осуществление  комплексов контрольных и экспертно-аналитических  мероприятий, обеспечивающих не только реализацию задач и функций, возложенных на Счетную палату Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О соглашении о разделе продукции", но и контроль использования государственных средств, направляемых на финансирование мер по обеспечению реализации стратегических целей и приоритетных задач, определенных в ежегодном послании Президента Российской Федерации и Бюджетном послании.

В составе комплексов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по обеспечению повышения качества жизни запланировано проведение проверок использования бюджетных средств, выделяемых на обеспечение последовательного повышения уровня пенсионного обеспечения, на увеличение денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, на социальное обеспечение населения, решение проблемы обеспечения жильем военнослужащих и реализацию программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

В составе комплексов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по обеспечению экономического роста будут проведены проверки использования государственных ресурсов, направляемых на реализацию проектов с применением новых механизмов государственно-частного партнерства, на развитие транспорта и транспортной инфраструктуры, на обеспечение повышения устойчивости снабжения населения и экономики электроэнергией.

Будет осуществлен комплекс контрольных и экспертно-аналитических  мероприятий по обеспечению реализации стратегических целей и приоритетов  Российской Федерации в области обороноспособности и безопасности государства.

В составе комплексов контрольных и экспертно-аналитических  мероприятий по обеспечению потенциала развития предусмотрены проверки использования  государственных ресурсов на финансирование науки, расходов на охрану окружающей среды, на обеспечение реализации стратегии развития наноиндустрии, развитие культурного потенциала.

В 2010 году Счетной палатой будет продолжен контроль за использованием государственных средств, направляемых на реализацию национальных проектов "Здоровье", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Образование", а также Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции на 2008 - 2012 годы, в рамках которой с текущего года будет реализовываться нацпроект "Развитие агропромышленного комплекса".

Особое внимание в 2010 году будет уделено контрольным и экспертно-аналитическим мероприятиям по обеспечению контроля использования средств федерального бюджета, направляемых на финансирование обеспечения проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи.

Председатель Счетной  палаты С.В.Степашин в соответствии с Указом Президента Российской Федерации  от 26 сентября 2007 г. № 1308 "О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи" входит в состав Президиума указанного Совета. 

Заместитель Председателя Счетной палаты А.Н.Семиколенных назначен председателем ревизионной комиссии наблюдательного совета автономной некоммерческой организации "Организационный  комитет XXII Олимпийских зимних игр  и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи".

Аудитор Счетной палаты М. И. Бесхмельницын включен в состав Координационного совета при Министерстве регионального развития Российской Федерации по организации мероприятий по подготовке и проведению XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи.

В 2010 году будет осуществляться контроль эффективности расходования средств федерального бюджета на подготовку к проведению саммита АТЭС в г. Владивостоке в 2012 году, выполнения ФЦП "Развитие Дальнего Востока и Забайкалья" до 2013 года.

Кроме того, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса  Российской Федерации Счетная палата должна будет подготовить заключение на отчет Министерства финансов Российской Федерации, являющегося не только федеральным органом исполнительной власти, ответственным за организацию и исполнение федерального бюджета, но и участником бюджетного процесса, субъектом ведомственной структуры расходов бюджета - главным распорядителем средств федерального бюджета, осуществляющим более 40 % расходов федерального бюджета, администратором доходов федерального бюджета и администратором источников покрытия дефицита федерального бюджета.

Осуществление предварительного контроля в условиях перехода к организации  бюджетного процесса на основе расходных обязательств и предусматриваемых на их исполнение бюджетных ассигнований разных видов потребует проведения анализа нормативных правовых актов, регулирующих деятельность главных распорядителей бюджетных средств, на соответствие их полномочий по осуществлению расходных обязательств.

Оперативный контроль будет  осуществляться в условиях изменения  нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы исполнения федерального бюджета (порядок кассового плана, порядок  составления и ведения сводной  бюджетной росписи и другие документы).

В соответствии со статьей 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации  предусмотрены проверки Счетной  палатой бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов  из федерального бюджета.

В связи с вступлением  в силу с 1 января 2008 года отдельных  статей Федерального закона "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) особо актуальным становится оказание Счетной палатой методологической и консультационной помощи контрольно-счетным органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по созданию нормативно-правовой базы их деятельности.

Изменение бюджетного законодательства требует существенных усилий для формирования адекватной методологической базы. Отсутствует достаточно ясная и четкая терминология финансового контроля. Поэтому одной из важных задач на ближайшую перспективу является формирование единой системы взаимоувязанных между собой стандартов внешнего государственного финансового контроля на основе разработанных стандартов.

Разработки новых методологических подходов потребует и необходимость  осуществления контроля за деятельностью  активно создаваемых в настоящий  момент государственных корпораций, которые призваны мобилизовать механизмы частно-государственного партнерства на реализацию крупнейших инвестиционных и инновационных проектов. При создании этих корпораций финансовые ресурсы государства фактически выводятся за пределы бюджетной системы, а юридические отношения между основными объектами экономических процессов переходят из пространства публичного права в пространство договорных отношений власти и бизнеса. При этом статус и особенности деятельности каждой из этих корпораций определяются отдельным федеральным законом, где в том числе регулируются вопросы осуществления контроля за их деятельностью. Компетенция Счетной палаты в этих законах не определена.

Осуществление указанных  работ потребует серьезных изменений  организации работы аппарата Счетной палаты с целью обеспечения высокого качества ее контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Организация и функционирование  эффективной системы финансового  контроля — обязательный и непременный  элемент государственной финансовой политики. Государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция социального управления и правового регулирования.

Сегодня назрела необходимость должного правового регулирования организации и деятельности органов государственного контроля, так как контрольная деятельность в России пока малоэффективна.

В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование действующего законодательства, призванное способствовать развитию методологической базы, терминологического единообразия и механизма формирования и функционирования системы финансового контроля. Важным является устранение незавершенности в вопросах формирования правовой базы государственного контроля. Нужно законодательно закрепить задачи, права, сферу действия каждого органа финансового контроля.

При совершенствовании системы  финансового контроля, принципиально  важно использование зарубежного  опыта. Здесь речь может идти о  поэтапной частичной или полной апробации отдельных областей данной практики.

Принципиально значимым представляется достижение в деятельности органов  муниципального финансового контроля, региональных контрольно-счетных органов  и Счетной палаты Российской Федерации  такой меры взаимосогласованности, которая исключала бы обособленность, самозамкнутость финансового контроля на любом из уровней исполнительной власти. Лишь после решения соответствующих задач можно будет говорить об успешном формировании целостной системы финансового контроля в России.

Совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы  страны, а также движение финансовых потоков от отправителя к адресату. Снизится вероятность, что денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. Совершенствование финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям.

Весьма своевременным является предоставление в законодательном  порядке широких полномочий Счетной палате, являющейся во всех развитых  странах высшим судебным и независимым органом контроля за формированием и использованием государственных средств.

 

Итоги лет деятельности свидетельствуют, что Счетная палата проводит эффективную работу по выявлению потерь финансовых ресурсов государства, возврату незаконно израсходованных средств, подготовке предложений по устранению причин существующих недостатков. Это позволяет заключить, что она стала инструментом, с помощью которого общество реально осуществляет пристрастный аудит своего государства.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ
  3. Федеральный закон «О счётной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 года № 4-ФЗ (с изменениями от 05.04.2010 года)
  4. Регламент Счётной палаты РФ, утверждённый Постановлением Коллегии Счётной палаты РФ от 4 марта 2003 г. № 8
  5. Ялбулганов А.А. Финансовое право России: Актуальные проблемы Учебное пособие. М.: Академия. 2007, С.: 288.
  6. Данилевский Ю.А. Овсянников Л.Н. Ревизия в государственном финансовом контроле//Бухгалтерский учёт. 2001. № 16
  7. Косолапов С.В. Контрольно-ревизионная деятельность Счётной палаты РФ//Финансовое право».-М.: Юрист, 2007, №5.-С.6-12
  8. Кошлина М. Органы финансового контроля: история создания и перспективы развития // «История государства и права», 2007, № 18.
  9. Симонова Л. Характер и функции государственного финансового контроля современной России//Федерализм., 2006, №1.
  10. http://www.ach.gov.ru/

Информация о работе Счетная палата как орган государственного финансового контроля