Счетная палата как орган государственного финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 14:59, курсовая работа

Краткое описание

Становление и развитие России как федеративного государства выявило наличие серьёзных организационных проблем бюджетной системы Российской Федерации, подавляющая часть которых связана с необходимостью укрепления системы государственного бюджетного контроля и организации её всестороннего законодательного регулирования. Изменение принципов государственного управления в начале 1990-х годов настоятельно потребовало изменения системы финансового контроля, что являлось началом современного периода его развития в России.

Оглавление

Введение 3
1. Счётная палата как орган государственного финансового контроля 5
1.1 Формирование и принципы работы Счётной палаты 6
1.2 Организация и планирование работы Счётной палаты 9
1.3 Аппарат Счётной палаты 11
1.4 Взаимодействие Счётной палаты с органами государственной власти 13
2 Контрольно-ревизионная деятельность Счётной палаты 14
2.1 Методы проведения контрольно-ревизионной деятельности Счётной палатой РФ 15
2.2 Деятельность Счётной палаты в 2010 году 22
2.3 Перспективы деятельности Счётной палаты 30
Заключение 35
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

курсак финансовое.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

Счетная палата информирует  Федеральное Собрание о результатах  проведенных ревизий и проверок, в частности об ущербе, причиненном  государству, и о выявленных нарушения закона.

Обращения иных организаций  и отдельных граждан рассматриваются  по поручению Председателя или заместителя  Председателя Счетной палаты аудиторами, в компетенцию которых входят поставленные в обращении вопросы. При этом в любом случае организации или гражданину дается официальный ответ по принятому решению.

По результатам контрольных  мероприятий Счетная палата направляет органам государственной власти Российской Федерации, руководителям  объектов проверки представления для  принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности.

При выявлении нарушений, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания.

При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний  Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной  Думой принять решение о приостановлении  всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетам объекта проверки.

Если при проведении проверки или ревизии обнаружены хищение государственных денежных или материальных средств, иные злоупотребления  Счетная палата незамедлительно  передает материалы контрольного мероприятия в правоохранительные органы.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 http://www.ach.gov.ru/about/vizn.php

 

1.3.аппарат Счётной палаты

Основу аппарата составляют инспекции, которые специализируются на определенных функциональных задачах  и непосредственно осуществляют контрольные и экспертно-аналитические мероприятия. Согласно Федеральному закону “О Счетной палате Российской Федерации”:

– инспекторы Счетной  палаты при выполнении своих служебных  обязанностей по проведению бюджетно-финансового  контроля имеют право беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения и организации, банки и иные кредитно-финансовые учреждения независимо от форм собственности, воинские части и подразделения, входить в любые производственные, складские, торговые и канцелярские помещения, если иное не предусмотрено законом… (статья 26);

– инспекторы Счетной палаты несут  ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность результатов  проводимых ими проверок и ревизий, представляемых в государственные органы или предаваемые гласности, а также за разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны (статья 28).

Сегодня в аппарате работает чуть более тысячи сотрудников, из них 134 – со дня образования Счетной  палаты, половина – свыше пяти лет. Средний возраст сотрудников аппарата – 45,2 года.

Формирование коллектива осуществляется под непосредственным руководством Председателя Счетной палаты по представлениям аудиторов, а также руководителей  соответствующих подразделений аппарата. Основными критериями подбора кадров служат профильное образование и опыт контрольно-ревизионной работы.

Высшее образование имеют 97 процентов  сотрудников. В Счетной палате работают 541 экономист и финансист, 134 юриста, 59 управленцев. Два и более высших образования имеют 214 сотрудников, ученую степень – 124 сотрудника (в том числе 27 докторов и 97 кандидатов наук).

Повышенные требования к квалификации сотрудников предопределили необходимость  эффективной системы профессиональной подготовки и переподготовки, которая охватывает все категории сотрудников и осуществляется как непосредственно на рабочих местах, так и в учебных заведениях: Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, Московской государственной юридической академии и др. Только за последние четыре года через систему переподготовки и повышения квалификации прошло свыше 500 человек. В настоящее время 420 сотрудников получают экономическое и финансовое образование, юридическое – 70, управленческое – 32. Сегодня 930 человек имеют квалификационные разряды.

Государственными наградами Российской Федерации, почетными званиями и  ведомственными знаками отличия отмечены 111 сотрудников. Нагрудным знаком “Почетный работник Счетной палаты Российской Федерации” (учрежден в январе 2002 года) и Почетной грамотой Счетной палаты Российской Федерации (учреждена в январе 2001 года) награждены, соответственно, 112 и 178 человек.

Общая сумма бюджетных средств, направляемых ежегодно на содержание Счетной палаты, составляет около  двух процентов от суммы выявленного  в течение года нецелевого расходования бюджетных средств.7

 

 

 

 

 

 

 

 

7 http://www.ach.gov.ru/

 

1.4. взаимодействие Счётной палаты с органами государственной власти

Счетная палата поддерживает активное взаимодействие с Президентом  Российской Федерации. Председатель Счетной  палаты регулярно встречается с  Президентом, направляет главе государства аналитические записки и информационные материалы, предложения для включения в Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства. По аналитическим и информационным материалам Счетной палаты, в том числе по вопросам реформирования естественных монополий, развития инвестиционных процессов, реформирования пенсионной системы страны, Президентом даются соответствующие поручения Правительству Российской Федерации для принятия мер по устранению нарушений.

Счетная палата взаимодействует  также с Контрольным управлением  Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, Советом Безопасности.

Расширяется взаимодействие Счетной палаты с такими федеральными органами государственной власти как  Генеральная прокуратура, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности в части проведения контрольных мероприятий по объектам, представляющим взаимный интерес. 8

 

 

 

 

 

 

8 http://www.ach.gov.ru/

 

Раздел 2 Контрольно-ревизионная деятельность Счётной палаты

Хотя Счётная палата РФ является специализированным контрольным  органом, она вправе осуществлять и другие виды деятельности. Согласно закону «О Счётной палате РФ» она осуществляет также экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Тем не менее, основным видом деятельности Счётной палаты РФ является именно контрольно-ревизионная деятельность. 9

Она реализуется в следующих сферах контроля:

  • контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета по объемам, структуре и целевому назначению, оценка обоснованности проектов федерального бюджета;
  • контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджетов государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, оценка обоснованности проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • определение эффективности и целесообразности использования государственной собственности, контроль за поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью;
  • контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов;
  • контроль за банковской системой в части обслуживания федерального бюджета и государственного долга Российской Федерации.

Организация контрольно-ревизионной  деятельности Счетной палаты строится на основе принципа коллегиальности, предполагающий принятие решений о проведении и утверждение результатов контрольных мероприятий Коллегией Счетной палаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 Косолапов С.В. Контрольно-ревизионная деятельность Счётной палаты РФ//»Финансовое право» 2007 № 5

 

2.1 Методы проведения контрольно-ревизионной деятельности Счётной палатой РФ

Важным является и следующий вопрос: какие именно методы контроля могут использовать сотрудники Счётной палаты РФ при осуществлении ими контрольно-ревизионной деятельности?

Под методами финансового  контроля понимаются приёмы и способы  его осуществления. Среди основных методов финансового контроля выделяют наблюдение, проверку, обследование, анализ и ревизию.

Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля. Однако в Федеральном законе  «О Счётной палате РФ»  подобный метод контрольной деятельности напрямую не предусматривается. Можно лишь предположить, что поскольку проведение любой проверки и тем более ревизии непременно предполагает «ознакомление с финансовой деятельностью объекта контроля», то законодатель счёл излишним отдельно предусматривать в Федеральном законе «О Счётной палате РФ» такой метод контроля как наблюдение.

Что касается анализа  и обследования, то эти методы финансового  контроля связаны скорее с экспертно-аналитической  деятельностью Счётной палаты РФ.

Непосредственными методами осуществления контрольно-ревизионной деятельности Счётной палаты РФ являются ревизии и проверки.  Что же такое ревизия и чем она отличается от проверки?

Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и  проводиться на месте с использованием балансовых, отчётных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.

Ревизия – это система  обязательных контрольных действий по документальной и фактической  проверке законности, целесообразности и эффективности совершённых средствами операций, финансово-хозяйственной деятельности подотчётного объекта, законности и правильности действий должностных лиц в финансовой сфере. 10

Таким образом, ревизия  – это сплошная документальная и  фактическая проверка всех финансово-хозяйственных операций, совершённых проверяемой организацией за определённый период.

Суть отличия ревизии  от проверки состоит в том, что  при ревизии проверяют все  операции экономического субъекта с  использованием всех необходимых для этого приемов и способов – от сверки имеющихся на месте документов до встречных проверок в организациях, с которыми связан проверяемый объект финансовыми или другими отношениями. При необходимости ревизии не ограничиваются проверкой только документации, а дополняются фактической проверкой остатков материальных ценностей, проверкой соответствия документального учёта фактическому. Это даёт практическую и техническую возможность не пропустить никаких мелочей, тем более не пройти мимо значительных операций, которые могут скрывать нарушения. Проверка же представляет собой единичное контрольное действие или исследование контрольного вопроса на одном или нескольких участках деятельности. От ревизии проверка, в том числе и аудиторская, отличается тем, что она носит выборочный характер и тем самым заведомо предполагает возможность пропуска, исключения по определённым причинам из поля зрения проверяющих каких либо обстоятельств, могущих повлиять (и существенно) на результат как самой проверки, так и деятельность проверяемого субъекта. 11

Счётной палаты РФ при  проведении контрольных мероприятий может осуществлять практически все известные виды ревизий, что соответствует её статусу высшего специализированного органа государственного финансового контроля. Исключения составляют только внеплановые ревизии, так как в соответствии с Регламентом Счётной палаты РФ «контрольные и экспертно аналитические мероприятия проводятся Счётной палатой с утверждёнными в установленном порядке годовыми и текущими планами. Мероприятия, не включённые в план, не проводятся». 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 Ялбулганов А.А. Финансовое право России: Учебное пособие. М.: Статут, 2001. С.66

11 Данилевский Ю.А. Овсянников Л.Н. Ревизия в государственном финансовом контроле//Бухгалтерский учёт. 2001. № 16

12 Статья 5.1.1 Регламента Счётной палаты РФ, утверждённого Постановлением Коллегии Счётной палаты РФ от 4 марта 2003 г. № 8

 

2.2.Деятельность Счётной палаты в 2009 году

«B 2010 году необходимо продолжить работу по дальнейшему укреплению и развитию единой системы контроля исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, совершенствованию правового, научно-исследовательского и методологического обеспечения государственного и муниципального финансового контроля» - сказал С.В. Степашин.

Информация о работе Счетная палата как орган государственного финансового контроля