Счетная палата как орган государственного финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 14:59, курсовая работа

Краткое описание

Становление и развитие России как федеративного государства выявило наличие серьёзных организационных проблем бюджетной системы Российской Федерации, подавляющая часть которых связана с необходимостью укрепления системы государственного бюджетного контроля и организации её всестороннего законодательного регулирования. Изменение принципов государственного управления в начале 1990-х годов настоятельно потребовало изменения системы финансового контроля, что являлось началом современного периода его развития в России.

Оглавление

Введение 3
1. Счётная палата как орган государственного финансового контроля 5
1.1 Формирование и принципы работы Счётной палаты 6
1.2 Организация и планирование работы Счётной палаты 9
1.3 Аппарат Счётной палаты 11
1.4 Взаимодействие Счётной палаты с органами государственной власти 13
2 Контрольно-ревизионная деятельность Счётной палаты 14
2.1 Методы проведения контрольно-ревизионной деятельности Счётной палатой РФ 15
2.2 Деятельность Счётной палаты в 2010 году 22
2.3 Перспективы деятельности Счётной палаты 30
Заключение 35
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

курсак финансовое.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

Как отметил  Президент Российской Федерации  Д.А.Медведев на встрече с руководством Счетной палаты: «У нас целый ряд стратегических задач, которые входят в текущую повестку дня. Имею в виду, прежде всего, модернизацию и технологическое перевооружение нашей экономики, кардинальное повышение эффективности расходов федерального бюджета, управление государственным имуществом. И конечно, тема для нас «вечнозеленая» – это борьба с коррупцией».

«Именно на решение этих приоритетных задач будет нацелена деятельность Счетной палаты Российской Федерации в ближайшее время» - резюмировал свое выступление председатель Счетной палаты.

Итоги деятельности Счетной  палаты в 2000-2009 годах свидетельствуют  об эффективности ее работы по выявлению  потерь финансовых ресурсов государства, возврату незаконно израсходованных средств, подготовке предложений по устранению причин существующих недостатков. Это позволяет сделать вывод о том, что Счетная палата стала инструментом, с помощью которого общество реально осуществляет пристрастный аудит своего государства.

Всего за 2000-2009 годы Счетная  палата провела 4483 контрольных мероприятия (в 2000 году - 390, в 2009 году - 375).

В ходе контрольных мероприятий  выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере на сумму 1366,6 млрд. рублей (в 2000 году - 63,2 млрд. рублей, в 2009 году - 238,3 млрд. рублей).

По результатам контрольных  мероприятий в 2000-2009 годах Счетной палатой было направлено органам государственной власти, предприятиям и организациям 4165 представлений и предписаний. По выявленным фактам нарушения законодательства 997 материалов были направлены в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и иные правоохранительные органы, возбуждено более 1130 уголовных дел.

В 2000-2009 годах было проведено 507 заседаний Коллегии Счетной палаты (в 2000 году - 44, в 2009 году - 65). Рассмотрено 7035 вопросов (в 2000 году - 638, в 2009 году - 921).

Отчеты о результатах всех контрольных мероприятий после утверждения Коллегией Счетной палаты направляются в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания. В обеих палатах Федерального Собрания созданы структуры по взаимодействию со Счетной палатой: комиссия в Совете Федерации, подкомитет в Государственной Думе.

Важнейшие итоги контрольно-ревизионной и  экспертно-аналитической деятельности по направлениям деятельности Счетной  палаты, возглавляемым аудиторами Счетной  палаты

1.Контроль  за формированием и исполнением доходов федерального бюджета осуществлялся под руководством аудитора Счетной палаты С.А.Агапцова

В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О Счетной  палате Российской Федерации» контрольно-ревизионная, экспертно-аналитическая и иные виды деятельности Счетной палаты в 2009 году осуществлялись в соответствии с Приоритетными направлениями деятельности Счетной палаты Российской Федерации на 2009–2011 годы, утвержденными Коллегией Счетной палаты 31 октября 2008 года (протокол № 46К (623), Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2009 год, утвержденным Коллегией Счетной палаты 26 декабря 2008 года (протокол № 59К (636), планом мероприятий по обеспечению международного сотрудничества Счетной палаты Российской Федерации на 2009 год и другими внутренними документами, которые сформированы исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за исполнением федерального бюджета с учетом всех видов и направлений деятельности Счетной палаты.

Приоритетным  направлением в деятельности Счетной палаты в 2009 году было проведение комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, связанных с решением задач, вытекающих из требований законодательства Российской Федерации, ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и посланий Президента Российской Федерации о бюджетной политике в соответствующем году, с исполнением поручений палат Федерального Собрания Российской Федерации.

В 2009 году по направлению деятельности Счетной палаты по контролю за формированием и исполнением доходов федерального бюджета было завершено 33 контрольных мероприятия. Проверками охвачено 102 объекта в 30 субъектах Российской Федерации. Выявлено: недопоступление налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации на сумму 2 164,5 млн. рублей, нецелевое использование средств федерального бюджета – 1,6 млн. рублей, финансовые нарушения – 214,2 млн. рублей, безрезультатные расходы бюджетных средств – 5,0 млн. рублей, потери федерального имущества – 183,4 млн. рублей. По результатам проверок возмещено в бюджетную систему Российской Федерации 9,1 млн. рублей, направлено 14 представлений и 37 информационных писем о необходимости принятия мер по устранению выявленных нарушений. По материалам контрольных мероприятий возбуждено 4 уголовных дела.

В рамках предварительного контроля подготовлено заключение на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» по направлению деятельности Счетной палаты по контролю за формированием и исполнением доходов федерального бюджета. В заключении было обращено внимание на необходимость повышения качества макроэкономического прогнозирования, по ряду статей доходов федерального бюджета определены резервы их увеличения, связанные с уточнением расчетов прогнозируемых поступлений.

По результатам  оперативного контроля подготавливались аналитические записки и информация по отчетам Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета, о реализации антикризисных мер Правительства Российской Федерации в области налоговой политики. В указанных аналитических материалах были приведены причины недопоступления платежей в федеральный бюджет, определены резервы пополнения доходной части бюджета, дана оценка эффективности мероприятий Правительства Российской Федерации в сфере налоговой политики.

Проведены проверки исполнения федерального бюджета по доходам за 2008 год в Министерстве финансов Российской Федерации как федеральном органе исполнительной власти, ответственном за составление и исполнение федерального бюджета, в Федеральном казначействе как федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем правоприменительные функции по обеспечению и кассовому обслуживанию исполнения федерального бюджета, а также в Федеральной налоговой службе и Федеральной таможенной службе как главных администраторах доходов федерального бюджета и главных распорядителях бюджетных средств. Установлено, что в 2008 году налоговыми и таможенными органами проведена значительная работа по формированию доходной части федерального бюджета, совершенствованию администрирования налоговых и таможенных платежей. Вместе с тем сохраняется существенная задолженность по уплате налогов, пошлин и других обязательных платежей. В нарушение налогового и таможенного законодательства в 2008 году не предоставлялись отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и пошлин, инвестиционные налоговые кредиты. Выявлены недостатки во взаимодействии органов Федерального казначейства с администраторами доходов федерального бюджета, факты задержки в перечислении Федеральной таможенной службой таможенных платежей в федеральный бюджет, нарушения налоговыми органами сроков возврата излишне уплаченных (взысканных) платежей. Выявлены нарушения, допущенные Федеральной налоговой службой при использовании бюджетных средств, при размещении заказов на закупку товаров (работ, услуг) для государственных нужд, факты неэффективного использования имущества. Предложены меры по повышению эффективности исполнения федерального бюджета.

Проведены мероприятия  в рамках контроля эффективности  мер по совершенствованию налогового законодательства и налогового администрирования.

Осуществлялся контроль эффективности мер по защите экономических интересов России при осуществлении внешнеэкономической деятельности и применении таможенных режимов. Проверки показали, что значительные средства не поступают в федеральный бюджет вследствие занижения таможенной стоимости товаров, сохраняются недостатки в правовом регулировании таможенных режимов, предусматривающих различные преференции по уплате таможенных платежей.

По результатам  проверок подготовлены предложения по совершенствованию налогового, таможенного и бюджетного законодательства Российской Федерации.

Результаты проверок организации и осуществления процедур банкротства свидетельствуют о том, что зачастую банкротство признается по формальным признакам, мероприятия по стабилизации деятельности предприятий не проводятся, государственными органами не выполняются должным образом обязанности по защите государственных интересов при проведении указанных процедур. Выявлены факты неэффективных, неправомерных действий арбитражных управляющих, распродажи имущества, являющегося федеральной собственностью.

На основе анализа  основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2010 год и на среднесрочную перспективу подготовлены предложения по увеличению доходов федерального бюджета. Предложения включены в аналитическую записку, направленную Президенту Российской Федерации.

Большое внимание было уделено взаимодействию с комитетами и подкомитетами Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

 

 


 

2. Контроль использования национальных ресурсов, расходов государственных средств на проекты общегосударственного значения и доходов от использования и реализации государственного имущества осуществлялся под руководством аудитора Счетной палаты А.А.Пискунова

В отчетном году по направлению деятельности Счетной палаты по контролю использования национальных ресурсов, расходов государственных средств на проекты общегосударственного значения и доходов от использования и реализации государственного имущества проведено 11 контрольных и 10 экспертно-аналитических мероприятий, проверен 61 объект. По результатам проведенных проверок оформлено 40 актов.

В ходе контрольных  мероприятий выявлены факты финансовых нарушений на сумму 5 104,0 млн. рублей, в том числе нецелевое использование  средств федерального бюджета – 0,3 млн. рублей.

По результатам  проведенных проверок направлено 7 писем Президенту Российской Федерации, 20 информационных писем в Правительство Российской Федерации, 16 представлений Счетной палаты руководителям федеральных органов исполнительной власти и других организаций, 2 обращения в правоохранительные органы.

С учетом общественно-политической значимости мероприятий по подготовке Олимпийских игр 2014 года в г. Сочи и проведению в 2012 году саммита в рамках форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в г. Владивостоке (далее – саммит АТЭС) направлением деятельности уделялось значительное внимание оценке эффективности использования выделяемых на эти цели государственных средств.

В рамках реализации предложений Счетной палаты по результатам  проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Минре-гионом России утверждена новая документация по планировке территории, согласно которой изменены границы и площади олимпийских объектов, сформирован новый Перечень земельных участков и иных объектов недвижимости, подлежащих изъятию с учетом измененных границ олимпийских объектов, принимаются меры по повышению эффективности работы федеральных органов исполнительной власти, администрации Краснодарского края, администрации г. Сочи и организаций, участвующих в подготовке и проведении игр.

По итогам проверки эффективности деятельности органов исполнительной власти по реализации комплекса программных мероприятий, направленных на подготовку проведения в 2012 году саммита АТЭС, Правительством Российской Федерации поручено Минрегиону России обеспечить взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, администрации Приморского края и администрации г. Владивостока по вопросам подготовки объектов для проведения саммита АТЭС. Принято решение о создании соответствующих оперативных штабов на объектах строительства саммита.

В отчетном периоде  в значительной мере использован  потенциал направления деятельности в вопросах контроля стратегирования социально-экономического развития. По обращению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации С.С.Собянина подготовлены предложения по составу показателей эффективности исполнения проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

В 2009 году направлением деятельности продолжена работа по анализу докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования и докладов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации о достигнутых значениях показателей за отчетный год и их планируемых значениях на трехлетний период. Результаты анализа свидетельствуют о сохранении дисбаланса в приоритетах государственной политики, ключевых показателях результативности, предпринимаемых органами власти мерах и их ресурсном обеспечении. Показатели оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не в полной мере учитывают индикаторы, утвержденные в ранее принятых стратегических документах федерального и регионального уровня, одновременно применяются для оценки разнородных процессов и задач и в большей степени отражают реализуемые процессы, а не достигнутые результаты.

В рамках работы Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по проблемам стратегического планирования, членом которой является аудитор А.А.Пискунов, направлением деятельности подготовлены предложения по проектам документов стратегического планирования, комплексного плана мероприятий по реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Основ стратегического планирования в Российской Федерации, а также плана работы Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по проблемам стратегического планирования на 2010 год.

Информация о работе Счетная палата как орган государственного финансового контроля