Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 11:26, реферат
Тема «Понятие бюджетного процесса, его стадии, финансовый (бюджетный) год, бюджетная классификация» меня заинтересовала своей значимостью и весомостью. Я думаю, данная тема является неотъемлемой частью в общей теме бюджетной системы РФ.
Бюджетное планирование – важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства.
Содержание 2
Введение 3
1. Понятие бюджетного процесса, его принципы и задачи 4
2. Основные стадии бюджетного процесса 6
3. Участники бюджетного процесса и их полномочия 10
Заключение 14
Библиография 16
Экономические прогнозы всегда составляются в нескольких вариантах, исходя из различных сценариев развития экономики - благоприятных и неблагоприятных. Но бюджетный план утверждается законодательно и является единым. Поэтому правительство принимает решение о выборе того сценария, который будет положен в основу проекта закона о бюджете. Одновременно оцениваются перспективы исполнения бюджета в том случае, если фактические условия развития экономики будут отличаться от данного прогноза.
Основное внимание на этапе составления проекта бюджета уделяется формулировке целей бюджетной политики на очередной год и обоснованию способов их достижения. Эти целевые установки должны основываться на более долгосрочных, стратегических приоритетах социально-экономической политики, и обеспечивать их последовательное достижение. Такие долгосрочные приоритеты определяются отдельными правительственными документами. Взаимосвязь тактических и стратегических установок придает бюджетному процессу более целенаправленный характер, усиливает связанность бюджетных решений за разные годы.
Разработка проекта закона о бюджете является итеративным процессом согласования смет отдельных бюджетополучателей, перечня целевых программ, планируемых объемов межбюджетных трансфертов и других направлений расходования средств с ожидаемым уровнем доходов. Его эффективность может быть повышена путем внедрения стимулов для экономии бюджетных средств.
Подготовленный проект закона о бюджете, а также ряд сопровождающих его документов (в том числе прогноз социально-экономического развития на очередной год и среднесрочную перспективу) утверждается правительством, после чего передается на рассмотрение законодателей.
2. Рассмотрение и утверждение бюджета. Осуществляется законодательным (представительным) органом власти - парламентом. На этом этапе свои предложения по проекту бюджета высказывают парламентские фракции, а также граждане и общественных организаций, которые таким образом получают возможность участвовать в бюджетном процессе.
Законодательный орган власти рассматривает не только текст проекта закона о бюджете. Ему предоставляется гораздо более широкий пакет документов, включающий прогнозы развития страны, расчеты по отдельным статьям бюджета, план развития государственного сектора, проект программы приватизации, внешних заимствований и т.д., а также ряд законов, требующих утверждения наряду с бюджетом (например, о внесении изменений в налоговое законодательство).
Позиция законодателей в бюджетном процессе зависит от расклада политических сил в парламенте. Если влияние партий, оппозиционных политике правительства, в парламенте достаточно велико, рассмотрение бюджета может быть конфликтным процессом, затягиваться на длительный срок и приводить к существенной корректировке законопроекта. Чтобы обеспечить своевременное принятие бюджета даже в условиях оппозиционности парламента по отношению к политике правительства, его порядок и процедура должны быть четко регламентированы законом.
Обычно рассмотрение бюджета разбивается на несколько этапов, именуемых чтениями. В России, согласно Бюджетному кодексу, проект закона о бюджете рассматривается Государственной Думой в четырех чтениях, после чего передается в Совет Федерации. Предметом первого чтения являются параметры макроэкономического прогноза на будущий год, концепция бюджета и его основные характеристики, такие как объем доходов, расходов и дефицита. Второе и третье чтения посвящены рассмотрению детальной структуры доходов и расходов, межбюджетных отношений, программы внешних заимствований, перечня целевых программ и др. В четвертом чтении парламент голосует за законопроект в целом, после чего бюджет утверждается в качестве закона. Принятый закон направляется президенту для подписания и обнародования.
3. Исполнение бюджета начинается после утверждения закона о бюджете. Оно осуществляется исполнительной властью и заключается в выполнении доходной и расходной части бюджета. Задачи исполнения бюджета – обеспечение поступления налогов и других видов доходов по каждому источнику, а также финансирование расходов в пределах утвержденных сумм.
Процедура исполнения бюджета четко регламентирована законом. Однако органы исполнительной власти имеют определенную свободу действий для того, чтобы оперативно реагировать на изменения социально-экономической ситуации. В частности, они могут вносить изменения по различным направлениям расходования средств в пределах утвержденных ассигнований.
Исполнение бюджета зависит от ряда внешних обстоятельств, на которые правительство имеет очень ограниченное влияние. Например, снижение бюджетных доходов могут быть обусловлено ухудшением конъюнктуры зарубежных рынков (например, снижением цен на энергоресурсы), которое трудно прогнозировать. Порядок действия исполнительной власти в таких ситуациях должен быть предусмотрен в законодательстве. В частности, бюджетное законодательство регулирует процедуру секвестра бюджета - пропорционального сокращения всех его расходных статей, за исключением защищенных, при резком сокращении фактических доходов относительно запланированного уровня. Также должен быть предусмотрен порядок исполнения бюджета в случае, если закон о бюджете принимается с опозданием и не вступил в силу с начала финансового года; порядок использования доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом о бюджете; и ряд других моментов.
В процессе исполнение бюджета важную роль играют налоговые органы, администрирующие поступление налоговых доходов в бюджетную систему, а также казначейство - государственный финансовый орган, осуществляющий исполнение государственного бюджета.
4. Финансовый контроль осуществляется в трех основных формах: предварительный, текущий и последующий контроль.
Предварительный контроль применяется в ходе обсуждения и утверждения проекта закона о бюджете. Текущий контроль проводится на этапе исполнения бюджета в течение всего бюджетного периода. Он позволяет оперативно выявлять и исправлять нарушения, возникающие в бюджетной сфере, с целью приведения бюджетной политики правительства и отдельных государственных учреждений в соответствие с действующими законами. Текущий контроль осуществляют органы исполнительной и законодательной власти, а также общественные организации. Последующий контроль проводится по окончании бюджетного периода в ходе рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета. Данный отчет составляется правительством и направляется для получения заключения в орган финансового контроля (в России эти функции выполняет Счетная палата). За этим обычно следует утверждение отчета об исполнении бюджета законодательным органом.
Участниками бюджетного процесса являются (БК РФ, ст.152):
полномочия
участников бюджетного
процесса
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного и муниципального финансового контроля.
Бюджетные полномочия – права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления в отношении принятия правовых актов в области бюджетных отношений, а также осуществления бюджетного процесса на всех его стадиях.
Органы законодательной власти рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с БК и иными правовыми актами бюджетного законодательства РФ (ст.153, БК РФ).
Органы исполнительной власти обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные БК (ст.154, БК РФ).
ЦБ РФ разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, выполняет функции генерального агента по государственным ценным бумагам (ст.155, БК РФ).
Федеральное казначейство осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с БК РФ (ст.154 п.3, БК РФ).
Счетная палата РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора вправе проводить проверки бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов – получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (ст.157,п.2.1, БК РФ).
Органы государственного контроля контролируют исполнение бюджетов и государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов и целевых программ.
Главный распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные средства по получателям и распорядителям; утверждает сметы доходов и расходов; составляет; контролирует целевое использование бюджетных средств, их возврат; представляет сводный отчет об исполнении бюджета; выступает в суде от имени казны РФ. Бюджетная роспись – документ о поквартальном распределении доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджетов, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств.
Распорядитель бюджетных средств распределяет средства по подведомственным получателям, составляет бюджетную роспись, утверждает сметы доходов и расходов бюджетных учреждений, контролирует использование бюджетных средств.
Главный администратор доходов бюджета представляет сведения, необходимые для: 1)составления проекта бюджета; 2) составления и ведения кассового плана, а также формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета.
Администратор доходов бюджета осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также взыскание задолженности по этим платежам; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, и процентов за несвоевременное осуществление такого возврата, а также о зачете платежей в бюджеты РФ и представляет уведомление в орган Федерального казначейства.