Стадии бюджетного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики . В связи с этим данная тема является достаточно популярной среди современных людей, так как многим интересна вся внутренняя система государственного механизма.

Оглавление

Введение
1.Понятие бюджетного процесса и его принципы
2.Участники бюджетного процесса
3. Полномочия участников бюджетного процесса
4. Стадии бюджетного процесса
4.1.Составление проекта бюджета
4.2. Рассмотрение проекта бюджета. Утверждение бюджета, принятие закона о бюджете
4.3.Исполнение бюджета
4.4.Составление и утверждение отчёта об исполнении бюджета
5.Налоги – основной источник доходной части бюджета
5.1. Доходы государства
5.2. Классификация налогов
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 84.26 Кб (Скачать)

Департамент образования  города Москвы

ГБОУ СПО Московский колледж  профессиональных технологий

Специальность: 030503.52

 

 

 

Курсовая

По дисциплине: «Финансовое  право»

На тему: «Стадии бюджетного процесса»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр.Ю-352

Обещенко А.В.

Проверил: преподаватель

Кочемирова Н.Ф.

Защитила на оценку:______

 

 

 

 

 

Москва

2012г.

 

Содержание

   Введение

1.Понятие бюджетного процесса и его принципы

2.Участники бюджетного  процесса

3. Полномочия участников бюджетного процесса

4. Стадии бюджетного процесса

    4.1.Составление  проекта бюджета

    4.2. Рассмотрение проекта бюджета. Утверждение бюджета, принятие закона о бюджете

    4.3.Исполнение  бюджета

   4.4.Составление и  утверждение отчёта об исполнении  бюджета

5.Налоги – основной  источник доходной части бюджета

   5.1. Доходы государства

   5.2. Классификация  налогов

   Заключение

   Список используемой литературы

 

 

Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики . В связи с этим данная тема является достаточно популярной среди современных людей, так как многим интересна вся внутренняя система государственного механизма. Ведь именно посредством финансовой системы, главным звеном которой является государственный бюджет, государство может обеспечивать возможность выполнения возложенных на государственный орган функций.

Как правило, раз в год, во время утверждения проекта  бюджета разворачивается настоящая  война за бюджетные дотации и  финансирование. Эта война затрагивает  всех: как министерства и исследовательские  институты, так и государственные  предприятия, и частный сектор. Актуальность исследования обусловлена тем, что бюджетный процесс является одним из немногих аспектов экономической политики, который наиболее четко показывает связь между политической структурой общества и структурой экономики страны. Именно бюджет определяет климат страны, именно бюджет, занимаясь расходованием средств, является конкретным выражением экономической политики государства. Так как бюджетный процесс – это процесс от составления проекта бюджета до контроля его исполнения, то проблема совершенствования бюджетного процесса стоит на первом плане, от него зависит состояние и уровень модернизации многих сфер государства.

 

 

 

 

Правовые нормы, регулирующие бюджетный процесс, предписывают правила, порядок применения норм материального  бюджетного права. В них регламентирован  весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента  утверждения отчета об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных субъектов – участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.

Процессуальные нормы  бюджетного права, их строгое соблюдение являются гарантией законности применения материальных норм бюджетного права, т.е. гарантией правильности и своевременности  поступления в бюджет доходов  и законности и своевременности  их расходования.

Бюджетный процесс – это регламентированная процессуальными нормами бюджетного права деятельность государства по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчета об исполнении бюджета. В ст. 6 БК РФ дается несколько другое определение бюджетного процесса, где не выделена стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета. Представляется, что это не совсем верно, так как именно отчет об исполнении бюджета обеспечивает обратную связь в бюджетной деятельности государства и делает эту деятельность прозрачной. Так же в понятие бюджетный процесс входит такое понятие как бюджетный цикл.

Бюджетный цикл – деятельность государства и органов местного самоуправления от начала составления государственного и местного бюджета до утверждения отчёта об его исполнении. В стадии бюджетного цикла входит:1) составление бюджета(бюджетного закона); 2) рассмотрение проекта бюджета(закона); 3) утверждение бюджета; 4) исполнение бюджета; 5) составление отчёта об исполнении бюджета; 6) утверждение отчёта об исполнении бюджета.

 

 

Составление бюджета основывается на:

  1. бюджетном послании Президента РФ;
  2. прогнозис социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год;
  3. основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;
  4. прогнозе свободного финансового баланса на соответствующей территории на очередной финансовый год;
  5. плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год;

Цель данного исследования – проанализировать организацию составления и исполнения бюджета, а также поиск путей совершенствования бюджетного процесса в России.

Объектом данного исследования выступают отношения в сфере  бюджетного процесса.

Предмет исследования – организация составления и исполнения бюджета, контроль за его исполнением и НПА регулирующие отношения в сфере бюджетного процесса.

Целью настоящей работы является анализ бюджетного процесса, его основных принципов, рассмотрение полномочий участников бюджетного процесса и последовательная характеристика всех стадий прохождения  бюджетов в их периодическом цикле, а также изучение роли налогов  в формировании доходной части бюджетов, как главного источника бюджетных  поступлений.

1.Понятие бюджетного процесса и его принципы

Бюджетный процесс – регламентированная процессуальными нормами бюджетного права деятельность государства по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчёта об исполнении бюджета[1]. В ст.6 БК РФ дается несколько другое определение бюджетного процесса, там не выделена стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета. Это не совсем верно, так как именно отчет об исполнении бюджета является обратной связью в бюджетной деятельности государства.

Порядок бюджетного процесса, определяемый Бюджетным кодексом РФ, является единым для всех уровней  бюджетной системы. Однако субъекты Федерации и органы местного самоуправления конкретизируют порядок бюджетного процесса на своей территории. Деятельность государства от начала составления  государственного бюджета до утверждения  отчета о его исполнении длится около  трех с половиной лет, и этот срок называется бюджетным циклом. Как говорилось ранее, бюджетный цикл делится на следующие стадии:

                - стадия составления проектов бюджетов;

                -  стадия рассмотрения и утверждения бюджета;

                 -стадия исполнения бюджета;

                 - стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.

Стадии бюджетного процесса следуют чётко и по пунктам  и не подлежат изменению. Бюджет действует  в течение одного года — с 1 января по 31 декабря. Финансовый (бюджетный) год на территории Российской Федерации длится 12 месяцев.[1]

 

Каждый раз работа над  новым бюджетом начинается заново, так как состояние доходов  страны меняется с каждым годом, и  распределение денег осуществляется по-разному. Несмотря на ежегодные изменения  в финансовой политике страны порядок составление бюджета остаётся всегда неизменным. При этом бюджетный процесс определяется таким образом, что на каждой его стадии обсуждается только определённо-узкий круг вопросов, решение которых невозможно на других стадиях. Это позволяет жёстко разграничивать права и обязанности разных органов власти, участвующих в составлении бюджета. Так же это значительно облегчает финансовый контроль над бюджетом.

В рамки бюджетного процесса входит несколько ключевых понятий. Понятие бюджетного года – это календарный год, который состоит из 12-ти месяцев, начинается с 1 января и завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря, принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается, подтверждение денежных обязательств должно быть заверено органом, исполняющим бюджет 28 декабря. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря. Бюджетный период – это время, в течение которого проходят все стадии бюджетного процесса. В соответствии с БК, бюджетный период составляет 3,5 года. Соотношение бюджетного периода и бюджетного года: бюджетный период более широкое понятие, чем бюджетный год, бюджетный год равен всего одной стадии бюджетного периода.

Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности, не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждением лицевые счета.

 

 

Основные задачи бюджетного процесса заключаются в  следующем: выявление материальных и финансовых резервов государства; максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов; максимально точный расчет расходов бюджетов; обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов; согласование бюджетов с реализуемой экономической программой; осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др .[2]

В Законодательстве РФ в настоящее время предусмотрены  следующие общие принципы:

1)единства бюджетной системы;

2)принцип разграничения доходов и расходов бюджетов;

3)принцип самостоятельности;

4)сбалансированности;

5) гласности;

6)достоверности;

7)адресности и целевого характера бюджетных средств .[3]

Однако бюджетному процессу присущи и свои личные принципы.

1.Принцип последовательности вступления в бюджетный процесс органов исполнительной и представительной власти. Стадии бюджетного процесса делятся примерно поровну между органами исполнительной власти (они составляют проект бюджета и исполняют бюджет) и представительной власти (а они рассматривают и утверждают проект бюджета и после исполнения бюджета, рассматривают и утверждают отчет об исполнении бюджета – в этом и выражается последовательность).

 

 

2.Принцип ежегодности бюджета – бюджет должен быть утвержден до начала планируемого бюджетного года. Кроме того, ежегодность дает возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, более полно учесть происходящие изменения в темпах роста производства, внутреннего валового продукта, национального дохода, курса рубля и т.д.

3.Принцип публичности и гласности – имеет особое значение, т.к. бюджетный процесс, процедура абсолютно публичная и гласная, бюджет обсуждается в представительных органах открыто, освещается в СМИ, существует необходимость опубликовать закон «О бюджете» того или иного уровня, а также закон «Об исполнении бюджета» того или иного уровня.  Гласным должно быть и отклонение бюджета. В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о не утверждении отчетов об исполнении бюджетов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.

4.Принцип специализации бюджетных показателей – он основан на бюджетной классификации1, на документе, который группирует все доходы и расходы бюджета по определенным основаниям. 

В состав бюджетной  классификация РФ входят:

-классификация доходов бюджетов РФ;

-функциональная классификация расходов бюджетов РФ;

-экономическая классификация расходов бюджетов РФ;

-классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

- классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

-классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов, муниципального долга;

- классификация видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ;

- ведомственная классификация расходов РФ.

Принцип специализации показателей  осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса.

 

2.Участники бюджетного  процесса

Участниками бюджетного процесса являются:

  1. Президент Российской Федерации;
  2. органы законодательной (представительной) власти;
  3. органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
  4. органы денежно-кредитного регулирования;
  5. органы государственного и муниципального финансового контроля;
  6. государственные внебюджетные фонды;
  7. главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
  8. иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Информация о работе Стадии бюджетного процесса