Стадии бюджетного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики . В связи с этим данная тема является достаточно популярной среди современных людей, так как многим интересна вся внутренняя система государственного механизма.

Оглавление

Введение
1.Понятие бюджетного процесса и его принципы
2.Участники бюджетного процесса
3. Полномочия участников бюджетного процесса
4. Стадии бюджетного процесса
4.1.Составление проекта бюджета
4.2. Рассмотрение проекта бюджета. Утверждение бюджета, принятие закона о бюджете
4.3.Исполнение бюджета
4.4.Составление и утверждение отчёта об исполнении бюджета
5.Налоги – основной источник доходной части бюджета
5.1. Доходы государства
5.2. Классификация налогов
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 84.26 Кб (Скачать)

Бюджет вступает в силу с 1 января очередного года.

 

 

 

 

 

 

 

4.3.Исполнение  бюджета

Исполнение бюджета начинается с момента его утверждения, для  федерального бюджета с момента  подписания его Президентов РФ.

Исполнение бюджета осуществляется специальными органами, наделёнными  определёнными полномочиями:

    • Главным распорядителем бюджетных средств;
    • Распорядителями бюджетных средств;
    • Получателями бюджетных средств.

Главный распорядитель  бюджетных средств - орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателем бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.

 

Распорядитель бюджетных  средств— орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

Получатель бюджетных  средств— бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год (ст. 162 БК РФ).

Исполнить бюджет - это значит своевременное и полное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов, и обеспечить финансирование всех запланированных расходов.

В Российской Федерации предусматривается  казначейское исполнение бюджета, что  закреплено в статье 215 БК РФ. На органы исполнительной власти возлагаются  контроль за исполнением бюджета, управление счетами бюджета и бюджетными средствами. Указанный орган является кассиром всех распорядителей и получателей бюджетных средств. Государственный фонд денежных средств почти полностью контролируется государством.

Особая роль в исполнении бюджета определена Федеральному казначейству Министерства финансов РФ. Именно этот орган обеспечивает соблюдение единства кассы - зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета. Осуществление бюджета через казначейство позволит обеспечить полный контроль и учёт каждого этапа исполнения бюджета. Федеральное казначейство должно регистрировать все бюджетные операции в Главной книге Казначейства и вести сводный реестр бюджетополучателей.

 

 

 

 

Исполнение бюджета  по доходам предусматривает:

•   перечисление и зачисление доходов на единый счет          бюджета;

•   распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;

•   возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

•   учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются  при наличии бюджетных средств  на едином счёте бюджета с соблюдение процедур санкционирования и финансирования. В этапы санкционирования входит: составление и утверждение бюджетной росписи (15 дней со дня утверждения бюджета), утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и бюджетополучателей, утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям, утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и бюджетополучателей, принятие денежных обязательств бюджетополучателями, подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.

Бюджетная роспись — обязательный документ для практического исполнения бюджета Федерации для субъектов Федерации и для органов местного самоуправления (муниципальных органов). Все изменения бюджета должны исполняться обязательно через бюджетную роспись.

Исполнение бюджета завершается 31 декабря. Счета, использованные  для исполнения федерального бюджета, закрываются до 23 часов 59 минут 31 декабря.

 

После завершения операции по принятым бюджетным обязательствам завершившегося года, остаток средств на едином счете федерального бюджета подлежит учету в доходах федерального бюджета, наступившего финансового года, в качестве остатка средств (ст. 264 БК РФ).

Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и  своевременного поступления налогов  и других доходов в целом и  по каждому источнику, а также  финансирование мероприятий в суммах и сроки, утвержденные бюджетом.

 

 

4.4. Составление  и утверждение бюджета об исполнении  бюджета

Составлением отчёта об исполнении бюджета занимается финансовый орган  на основании отчётов главных  распорядителей бюджета. Этому вопросу посвящены ст. 271, 272 и 273, а также глава 27 БК РФ.

Для контроля за исполнение бюджета образуется специальный  орган – Счётная палата.

Отчёт об исполнении федерального бюджета отправляется в Государственную  Думу и Счётную палату до 1-ого  июня текущего года вместе с отчётами об исполнении бюджета, а так же со следующими материалами:

    1. отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента РФ;
    2. отчетами  Министерства Финансов РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов и о предоставленных государственных гарантиях;
    3. отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ по их видам;
    4. отчетом о доходах, полученных от использования госимущества;
    5. сводными отчетами о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных (муниципальных) услуг;
    6. годовыми отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;
    7. отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушения бюджетного законодательства;
    8. реестром федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года.

 

В ходе проверки бюджета  могут быть выявлены несоответствия исполнения бюджета, тогда соответствующий  представительный орган имеет право  принять решение об отклонении отчёта об исполнении бюджета и обратиться в прокуратуру для выявления  виновных в этом лиц.

Счётная палата даёт заключение по отчёту по исполнению федерального бюджета, в которое включается заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ (ст. 279 БК РФ).

В итоге может быть принято решение либо об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета, либо о его отклонении. В случае отклонения отчета об исполнении бюджета к ответственности привлекаются должностные лица, предоставившие недостоверные или неполные сведения по исполнению бюджета.

Решение об отчете об исполнении бюджета должно быть опубликовано в средствах массовой информации.

 

5. Налоги –  основной источник доходной части  бюджетов

5.1. Доходы государства

Доходы и расходы государства  представляют собой основные категории  государственных финансов. Доходные операции обеспечивают основу для удовлетворения потребностей в расходах и предоставления государственных кредитов за счёт за счёт имеющихся ресурсов.

В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ доходы бюджета – это  денежные средства, поступающие в  безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с действующим  законодательством в распоряжение органов государственной власти РФ и субъектов РФ, а также органов  местного самоуправления.

 

Общие доходы образуются за счет текущих доходов и доходов  от операций с капиталом.

Текущие доходы образуются за счет налогов и текущих неналоговых  поступлений.

Формирование доходной части  бюджета с переходом на рыночные отношения имеет в основном налоговый  характер.

Налоговые доходы – это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета, наиболее существенный источник доходов бюджета. Ведущую роль в налоговых доходах играет налог на добавленную стоимость (НДС). НДС вместе с таможенными пошлинами составляют 4/5 налоговых доходов в год. Сумма неналоговых доходов, налогов на государственную собственность  внешнеэкономические доходы – в бюджеты во много раз меньше суммы налоговых доходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.2. Классификация  налоговых доходов

Налоги представляют собой  обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи субъектов хозяйствования и населения органам государственного управления, поступающие в установленных  законом размерах и в определенные сроки. Их доля в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%.

Основными налоговыми поступлениями являются следующие:

  1. подоходные налоги, налоги на прибыль и на увеличение рыночной стоимости капитала;
  2. отчисления работодателей и работников в государственные социальные фонды - пенсионный, социального страхования, медицинского страхования;
  3. налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда, например транспортный налог, благоустройство территории, содержание общеобразовательных учреждений;
  4. налоги на собственность;
  5. ) внутренние налоги на товары и услуги;
  6. налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
  7. прочие налоги, сборы и пошлины.

Налоговый кодекс РФ определяет налог как “обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований”.

Налоги, как правило, не имеют  целевого назначения, и их использование  не рассчитано на финансирование конкретных статей бюджета. Налоговый кодекс РФ содержит 28 различных налогов и сборов.

Налоги в России разделены  на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия: федеральные (на уровне РФ), региональные (на уровне субъекта РФ), местные (на уровне органа местного самоуправления).

Принципы налоговой классификации  устанавливаются в зависимости  от:

  1. объекта налогообложения – прямые и косвенные;
  2. уровня взимания - федеральные, региональные, местные);
  3. субъекта уплаты – физических и юридических лиц;
  4. целевого назначения – общие (без привязки к конкретным расходам бюджета) и целевые;
  5. источника уплаты – с доходов, прибыли и выручки от реализации (продаж);
  6. способа изъятия – у источника и с налоговой декларации.

Налоговая классификация  позволяет выявить роль каждого  налога в формировании доходов бюджета. В отличие от региональных федеральные налоги обязательны к уплате на всей территории страны.

 

Заключение

Государственный бюджет является основным финансовым планом государства. Бюджет – это главное средство аккумулирования финансовых средств, которое даёт государственной власти реальное осуществление властных полномочий. С одной стороны, бюджет является всего лишь комплексом документов разрабатываемых одной ветвью власти, выполняет довольно утилитарную функцию – фиксирует избранный государством стиль управления страной. По отношению к экономической политики бюджет является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, определяет налоговый климат страны, фиксирует  конкретные направления расходования бюджетных средств, процентное соотношения расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства.

Бюджет выступает предметом  регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта, а так же именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Структура и этапы бюджетного процесса, в цивилизационных странах, независимо от общественно-политической формации, не имеют особых различий. Однако технологические приёмы могу быть различны в каждом субъекте РФ.

Принципиально важным является определение и использование  таких способов формирования и исполнения бюджета, которые в конкретных экономических  условиях позволяют эффективно распорядиться  бюджетным потенциалом как страны в целом, так и в регионах.

Необходима объективная  управляемость каждого их этапов процесса, для достижения наиболее высокого результата. Для этого требуется  разработка и концепция реализации построения бюджетной системы, соответствующей  экономическим условиям страны, и  обеспечивающей чёткое согласование взаимодействия её элементов.

Исходя из исторической ретроспективы, бюджет следует рассматривать, как  категорию, неразрывно связанную с  функциями государства по регулированию  социальных и экономических вопросов в обществе, и выступающей в  качестве материальной основы для их реализации. Как мы видим из курсовой работы, государственный бюджет неразрывно связан с экономикой, финансами, правом, политикой и социологией. Эта многогранность обуславливает трудность изучения функционирования государственного бюджетного устройства и установление самого понятия бюджета.

Информация о работе Стадии бюджетного процесса