Стадии бюджетного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики . В связи с этим данная тема является достаточно популярной среди современных людей, так как многим интересна вся внутренняя система государственного механизма.

Оглавление

Введение
1.Понятие бюджетного процесса и его принципы
2.Участники бюджетного процесса
3. Полномочия участников бюджетного процесса
4. Стадии бюджетного процесса
4.1.Составление проекта бюджета
4.2. Рассмотрение проекта бюджета. Утверждение бюджета, принятие закона о бюджете
4.3.Исполнение бюджета
4.4.Составление и утверждение отчёта об исполнении бюджета
5.Налоги – основной источник доходной части бюджета
5.1. Доходы государства
5.2. Классификация налогов
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 84.26 Кб (Скачать)

Полномочия участников бюджетного процесса закреплены в Бюджетном  Кодексе РФ.

Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и  утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий  контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих  уровней бюджетной системы РФ, осуществляют другие полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, иными  правовыми актами бюджетного законодательства РФ. Аналогичные полномочия законодательные (представительные) органы осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам. Законодательные органы не имеют права создавать свои резервные фонды, а также выполнять отдельные функции по исполнению бюджетов (кроме органов местного самоуправления, совмещающих функции законодательных и исполнительных органов).

Органы исполнительной власти и местного самоуправления осуществляют составление бюджета, внесение его  в документы на утверждение законодательному органу, исполнение бюджета, в том  числе сбор доходов, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчёт об исполнении бюджета и другие полномочия. Аналогичные полномочия государство осуществляет для внебюджетных фондов.

Банк России совместно  с Правительством РФ разрабатывает  и представляет на рассмотрение Государственной  Думы основные направления денежно-кредитной  политики. Банк России обслуживает  счета бюджетов, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.[4]

 

 

 

 

 

 

3.Полномочия участников  бюджетного процесса.

Полномочия участников бюджетного процесса закреплены в Гражданском  Кодексе РФ в главе 18.[5]В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного(муниципального) контроля. Все эти органы обладают определённым кругом полномочия и обязанностей, закреплённых за ними в Законодательстве.

1.Структура федеральных финансовых органов определяется указом Президента Российской Федерации.

2. Органом денежно-кредитного регулирования является Банк России.

3. Органами государственного или муниципального финансового контроля являются:

Счетная палата Российской Федерации;

контрольные и финансовые органы исполнительной власти;

контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов  Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления.

4. Осуществление отдельных бюджетных полномочий может быть возложено на иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Субъекты Российской Федерации в целях осуществления собственной бюджетной политики создают финансовые органы и органы финансового контроля в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

6. Муниципальные образования в целях обслуживания местного бюджета и управления средствами местного бюджета создают муниципальные казначейства и (или) иные финансовые органы (должности) в соответствии с уставом муниципального образования и законодательством Российской Федерации.

 

 

В соответствии со статьями Бюджетного Кодекса РФ:

    1. Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации, осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Кодексом, иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления. Аналогичные полномочия законодательные (представительные) органы осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам;
    2. Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления осуществляют составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления, исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления, осуществляют другие полномочия, определенные настоящим Кодексом, иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, актами представительных органов местного самоуправления.

Аналогичные полномочия органы исполнительной власти осуществляют по отношению к государственным  внебюджетным фондам.

    1. Банк России совместно с Правительством Российской Федерации разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики, также обслуживает счета бюджетов и осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.

В бюджетном праве есть такое понятие, как получатель бюджетных средств- это бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Права и обязанности получателя бюджетных средств прописаны в статье 163 БК РФ, в которых указано, что:

1) Получатели бюджетных средств имеют право на:

-своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации;

-своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;

-компенсацию в размере недофинансирования.

2) Получатели бюджетных средств обязаны:

-своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;

-эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением;

-своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе;

-своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;

-своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.

 

 

4.Стадии бюджетного  процесса

4.1.Составление  проекта бюджета

Стадии бюджетного процесса осуществляются в строгой очерёдности  и изменению не подлежат. Потребности  государства, субъектом, муниципальных  образований в плане финансирования могу изменяться, но стадии меняться всё  равно не будут. Как говорилось ранее вопросы, решающие на определённой стадии не могут решаться на другой, так как круг вопросов строго определён.

Насколько нам известно, стадий бюджетного процесса 5, но в науке  финансового права высказывается  другая точка зрения, которая, предусматривает 4 стадии прохождения бюджета в  их циклическом развитии.[6]

Первая стадия бюджетного процесса – составление проекта бюджета. На этой стадии происходит прогнозис социально – экономического развития на очередной финансовый год, прогноз сводного финансового баланса, на основе которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов.

Не позднее марта, предшествующему  очередному финансовому году, Президент  РФ, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором  определяет бюджетную политику на очередной финансовый год.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной  политике в 2011 - 2013 годах отмечалось, что бюджетная политика, как составная  часть экономической политики, должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, на создание условий  для повышения ее эффективности  и конкурентоспособности, долгосрочного  устойчивого развития, на улучшение  инвестиционного климата.

Бюджетная система в целом  достаточно эффективно способствовала послекризисному восстановлению экономики, стабильному выполнению социальных обязательств государства. В 2010 - 2011 годах экономический рост стабилизировался на уровне около 4 процентов. Удалось существенно сократить дефицит федерального бюджета.

Затем составлением бюджета  занимаются: органы местного самоуправления, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ.

Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета, определяются Правительством РФ (ч. 3 п. 1 ст. 184 БК РФ).

Всю практическую работу по составлению бюджета осуществляет Министерство финансов РФ. Правительство РФ за 10 месяцев до начала финансового года организует работу по составлению бюджета.

Разработка и согласование федерального бюджета на очередной  финансовый год завершаются не позднее 15 июля года,  предшествующего очередному финансовому году (БК РФ ст.184 ч.2 п.8).

После представления проекта  бюджета нижестоящими органами вышестоящим, Правительство РФ не позднее, чем  за 4 месяца до начала нового финансового  года, доводит до всех исполнительных органов субъектов РФ следующие  данные: перечень закрепленных в полном объеме и фиксированных долей (в процентах) доходов за бюджетами всех национально-государственных и административно-территориальных образований; данные о дотациях, субвенциях и трансфертах, начисляемых к предоставлению из вышестоящих бюджетов нижестоящим бюджетам, и их целевое назначение.

В случае возникновения разногласий  при составлении бюджета, исполнительные органы власти могут вносить в вышестоящие органы свои изменения и предложения.

Для рассмотрения возникающих  разногласий создаётся согласительная комиссия. Но окончательное решение  принимает соответствующий вышестоящий  орган представительной власти.

 

 

 

4.2. Рассмотрение проекта бюджета. Утверждение бюджета, принятие закона о бюджете

Вторая стадия рассмотрения бюджета начинается с момента, когда проект вносится на рассмотрение представительному органу власти.

Правительство РФ, органы местного самоуправления субъектов РФ выносят  уточнённый проект бюджета на рассмотрение в соответствующий представительный орган. Органы представительной власти разных уровней образуют специальные  комитеты и комиссии. Эти комиссии контактируют между собой по вопросам бюджета, также корреспондируют предложения по бюджету других комитетов и комиссия палат Совета Федерации и Государственной Думы. Собрания должны по пунктам рассмотреть предложенный проект бюджета и вынести своё сводное заключение.

Вместе с документами , указанными в статье 192 БК РФ, проект ФЗ о федеральном бюджете вносится на рассмотрение Государственной Думы РФ не позднее 26 августа текущего года.

Государственная Дума рассматривает  бюджет в 4-ёх чтениях.

В 1-ом чтении Государственная Дума рассматривает бюджет в течение 30 дней со дня внесения в Государственную Думу. При рассмотрении проекта бюджета обсуждается прогноз социально- экономического развития страны  и основные направления бюджетной и налоговой проверки, так же в первом чтении обсуждается расход федерального бюджета на очередной финансовый год. В случае отклонения бюджета в 1-ом чтении Государственная Дума может подать в Согласительную комиссию. После работы в Согласительной комиссии  Правительство вносит на рассмотрение  Государственной Думы исправленные характеристики. В общем 1-ое чтение длится 30 дней, а рассмотрение в Согласительной комиссии 15 дней.

Во 2-ом чтении Государственная Дума рассматривает бюджет в течение 15 дней. Субъекты вносят поправки по расходам, Государственная Дума утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации. Если Государственная Дума отклоняет во 2-ом чтении бюджет, то он отправляется в Согласительную комиссию.

В 3-ем чтении происходит экспертиза поправок, готовятся поправки по расходам, рассматривается программа государственных внешних заимствований РФ, которая длится в течение 25 дней. При рассмотрении бюджета в 3-ем чтении увеличение расходов не предусматривается.

В 4-ом чтении бюджет рассматривается в течении 15 дней. При рассмотрении в 4-ом чтении за бюджет голосуют все, внесение поправок  невозможно. Следует обратить внимание, что после голосования в 4-ом чтении проект закона о бюджете становится законом.

Принятый Государственной  Думой ФЗ «О бюджете» в течение 5 дней передаётся Совету Федерации. В  течение одного месяца со дня подписания, Правительство направляет в Парламент  документы распределения доходов  и расходов. Совет Федерации рассматривает  ФЗ в течение 14 дней. Одобренный ФЗ в  течение 5 дней  направляется Президенту для подписания.

В случае отклонения Советом  Федерации бюджет передаётся в Согласительную комиссию, в течение 10 дней Согласительная комиссия принимает решение и  отправляет в Государственную Думу для принятия в одном чтении. Принятый в результате повторного рассмотрения бюджет передаётся в Совет Федерации. В случае несогласия Государственной  Думы с Советом Федерации он считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 общего числа депутатов. Секретные статьи рассматриваются на закрытом заседании. В случае отклонения Президентом бюджета он передаётся в Согласительную комиссию, куда включается представление Президента.

Информация о работе Стадии бюджетного процесса