Бюджетный процесс: понятие, стадии, участники

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:02, реферат

Краткое описание

Процессуальные нормы бюджетного права находят свое отражение в специальном институте — бюджетном процессе. Значимость бюджетного процесса и необходимость его регламентации предопределены принципами бюджетной системы государства (единство, сбалансированность, достоверность, гласность и другие). Практически во всех странах вопросы, связанные с бюджетным процессом, регулируются конституционными положениями либо специальными законодательными актами. В Российской Федерации правовые основы бюджетного процесса закреплены Конституцией Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие бюджетного процесса и его принципы………………………5
2. Участники бюджетного процесса и их полномочия…………………13
3. Стадии бюджетного процесса…………………………………………20
Заключение………………………………………………………………..29
Литература………………………………………………………………...30

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ.docx

— 69.38 Кб (Скачать)

Бюджетная система РФ

Экзамен, контрольная работа

14.Бюджетный  процесс: понятие, стадии, участники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………….3

 

1. Понятие бюджетного процесса и его принципы………………………5

2. Участники бюджетного процесса и их полномочия…………………13

3. Стадии бюджетного процесса…………………………………………20

 

Заключение………………………………………………………………..29

Литература………………………………………………………………...30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Процессуальные нормы  бюджетного права находят свое отражение в специальном институте — бюджетном процессе. Значимость бюджетного процесса и необходимость его регламентации  предопределены принципами бюджетной системы государства (единство, сбалансированность, достоверность, гласность и другие). Практически во всех странах вопросы, связанные с бюджетным процессом, регулируются конституционными положениями либо специальными законодательными актами. В Российской Федерации правовые основы бюджетного процесса закреплены Конституцией Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджет — экономическая категория, т. е. устойчивая общественная связь. По аналогии с финансами федеральный бюджет можно определить как общественные отношения по поводу формирования и использования централизованной федеральной властью фонда денежных средств.

Структура доходов федерального бюджета определяется, во-первых, потребностями государства в финансовых ресурсах; во-вторых, возможностями государства по мобилизации этих ресурсов; в-третьих, особенностями проводимой экономической политики.

Структура расходов федерального бюджета определяется функциями государства.

С точки зрения экономической практики федеральный бюджет — важнейший элемент макроэкономической политики. Он обеспечивает аккумулирование финансовых ресурсов и их перераспределение.

За счет средств бюджета формируется  большая часть платежеспособного  спроса. Это достигается тем, что  из бюджета выплачиваются значительные объемы заработной платы, приобретаются  товары и услуги, осуществляются капиталовложения.

Параметры бюджета непосредственно  воздействуют на важнейшие макроэкономические показатели — объемы инвестиций и производства, доходы населения, уровень занятости, процентную ставку, валютный курс.

Таким образом, по своему содержанию федеральный бюджет есть одновременно экономическая категория и инструмент политики.

По своей форме федеральный  бюджет есть финансовый план государства, т. е. план сбора и использования  финансовых ресурсов в целях обеспечения  государственных функций.

С юридической точки зрения федеральный  бюджет представляет собой нормативный  акт — закон. Он разрабатывается  органами исполнительной власти и принимается  органами законодательной (или представительной) власти.


Финансово-бюджетная политика – совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой. Финансово-бюджетная политика осуществляется главным образом в ходе работ, проводимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использование, т.е. в ходе бюджетного процесса.

Бюджетный процесс - это важнейшее  направление финансовой деятельности государства и муниципальных  образований. Бюджетный процесс – это совокупность действий органов представительной и исполнительной власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной системы.

Целью работы является рассмотрение основ бюджетного процесса. Для этого  были поставлены задачи: раскрыть понятие и принципы бюджетного процесса, выявить участников бюджетного процесса, их полномочия и рассмотреть стадии бюджетного процесса.

 

 

 

 

  1. Понятие бюджетного процесса и его принципы

Бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета.

С юридической точки зрения бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета конкретного уровня.

С экономической точки зрения бюджетный процесс есть процесс, во-первых, определения бюджетных доходов и расходов и достижения их сбалансированности, а во-вторых, мобилизации доходов и осуществления расходов.

Определение бюджетного процесса закреплено в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ), согласно которой регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности1.

Основные моменты бюджетного процесса определены Конституцией РФ, детальная  регламентация дана в Бюджетном  кодексе РФ. При этом порядок бюджетного процесса, определяемый Бюджетным кодексом, применяется для всех уровней  бюджетной системы. Субъекты РФ и  органы местного самоуправления вправе конкретизировать порядок бюджетного процесса в пределах, определенных БК РФ.

Основные задачи бюджетного процесса:

– выявление материальных и финансовых резервов государства;

– максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов;

– максимально точный расчет расходов бюджетов;

– обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;

– согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;

– осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.

Бюджетный процесс урегулирован нормами  законодательства. Его правовую основу составляют нормы Конституции Российской Федерации. Они в первую очередь  определяют компетенцию органов  государственной власти различных  уровней и муниципальных образований  в бюджетном процессе. Так, в соответствии Конституцией Российской Федерации  к полномочиям Правительства  России отнесена разработка и представление  Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его  исполнения, отчета об исполнении федерального бюджета2. К компетенции органов местного самоуправления, в свою очередь, отнесено самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов (ст. 132 Конституции Российской Федерации). Основы бюджетного процесса заложены также в уставах и конституциях субъектов Российской Федерации, в уставах муниципальных образований.

На основе конституционных норм разработано бюджетное законодательство Российской Федерации, включающее большой  массив законодательных актов. Несомненно, главенствующее место в регулировании  бюджетных процессуальных правоотношений занимает Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Однако помимо законодательства принят объемный массив подзаконных нормативных  правовых актов, регулирующих различные  стороны бюджетных процессуальных правоотношений.

Бюджетный период – это время совершения процесса исполнения бюджета. Он установлен с 1 января по 31 декабря, т. е. календарный год.

Продолжительность бюджетного процесса гораздо больше, чем бюджетного периода, потому что в бюджетный  процесс включается время, которое потребуют бюджетное планирование, бюджетный контроль и иные действия.

Организация бюджетного процесса включает в себя следующие элементы:

1) составление проектов бюджетов и представление их на рассмотрение в законодательные органы;

2) аудит и оценка бюджета;

3) рассмотрение бюджетов органами законодательной власти и утверждение их в форме принятия определенного законодательного акта;

4) исполнение утвержденных бюджетов;

5) составление отчетов об исполнении бюджетов;

6) утверждение отчетов об исполнении бюджетов в форме принятия законодательных актов;

7) составление сводов об исполнении консолидированных бюджетов и представление их в вышестоящие органы исполнительной государственной власти для последующего представления в Правительство РФ.

В основе бюджетного процесса лежат специальные принципы,  
которые определяют порядок составления и исполнения бюджета, устанавливают полномочия органов власти, закрепляют их права и обязанности, исключают возможность неэффективного распределения бюджетных средств.

К принципам бюджетного процесса относятся:

-Принцип разграничения бюджетных полномочий участников  
бюджетного процесса состоит в четком определении их прав и  
обязанностей. В нем находит свое отражение системность распределения функций и полномочий, в том числе наделение от 
дельных участников бюджетного процесса исключительными  
полномочиями, что предопределяет его значительную роль среди  
других принципов.

-Принцип специализации бюджетных показателей состоит в том,  
что составление и исполнение бюджета основывается на бюджетной классификации — группировке доходов и расходов по видам,  
целевому назначению и направлениям. Использование бюджетной классификации позволяет четко спрогнозировать и распределить бюджетные средства, а также определить источники внутреннего и внешнего финансирования дефицита бюджета. Как специальный юридический акт бюджетная классификация является основой для ведения учета и составления отчетности, осуществления бюджетного контроля со стороны финансовых органов. Принцип специализации бюджетных показателей применяется на  
всех стадиях бюджетного процесса.

С 2005 г. основные источники  доходов бюджетов РФ закреплены за администраторами поступлений в  бюджеты Российской Федерации. Администраторами являются федеральные органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Функциональная классификация  расходов бюджетов является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства и решение вопросов местного значения, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления, на финансирование осуществления отдельных государственных (муниципальных) полномочий, передаваемых другим уровням власти. Функциональная классификация содержит четыре уровня детализации расходов бюджетов: разделы, подразделы, целевые статьи расходов и виды расходов. В соответствии с функциональной классификацией выделяются расходы на оборону, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, на национальную экономику, на жилищно-коммунальное хозяйство, на охрану окружающей среды, на образование и т.д.

Экономическая классификация  расходов бюджетов является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Экономическая классификация включает в себя три уровня: группы, статьи и подстатьи расходов. Среди расходов бюджетов в соответствии с экономической классификацией выделяют, например, расходы на оплату труда, на оплату услуг связи, на оплату коммунальных услуг и т.д.

Ведомственная классификация  расходов является группировкой расходов бюджета и отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств соответствующего бюджета. Например, по федеральному бюджету главными распорядителями являются министерства, службы и агентства.

Классификация источников внутреннего  финансирования дефицитов бюджетов является группировкой заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления в валюте Российской Федерации для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов. 
Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ является группировкой заемных средств, привлекаемых Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации в иностранной валюте для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов. 
Классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов РФ, видов муниципального долга является группировкой долговых обязательств Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Классификация видов государственных  внешних долгов Российской Федерации  и субъектов РФ, а также государственных  внешних активов Российской Федерации  является группировкой государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации в соответствии с законодательством РФ.

-Общим и в то же время специальным принципом бюджетного  
процесса является принцип гласности. От начальной до конечной  
стадии бюджетного процесса вся деятельность его участников осуществляется открыто. Так, еще в ходе составления проекта бюджета отдельные прогнозируемые показатели широко освещаются  
в различных средствах массовой информации. Весь процесс рас 
смотрения и утверждения бюджета (за исключением принятия  
секретных статей) проходит гласно, а принятый федеральный  
закон о федеральном бюджете подлежит обязательному опубликованию. Даже случаи отклонения проекта бюджета или отчета о  
его исполнении публикуются в печати с указанием причин принятия такого решения. Таким образом, проект бюджета до его принятия широко обсуждается как представительными органами, так и общественностью, принятый бюджет обязательно публикуется в печати

Информация о работе Бюджетный процесс: понятие, стадии, участники