Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:02, реферат
Процессуальные нормы бюджетного права находят свое отражение в специальном институте — бюджетном процессе. Значимость бюджетного процесса и необходимость его регламентации предопределены принципами бюджетной системы государства (единство, сбалансированность, достоверность, гласность и другие). Практически во всех странах вопросы, связанные с бюджетным процессом, регулируются конституционными положениями либо специальными законодательными актами. В Российской Федерации правовые основы бюджетного процесса закреплены Конституцией Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие бюджетного процесса и его принципы………………………5
2. Участники бюджетного процесса и их полномочия…………………13
3. Стадии бюджетного процесса…………………………………………20
Заключение………………………………………………………………..29
Литература………………………………………………………………...30
Бюджетная система РФ
Экзамен, контрольная работа
14.Бюджетный процесс: понятие, стадии, участники
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие бюджетного процесса и его принципы………………………5
2. Участники бюджетного процесса и их полномочия…………………13
3. Стадии бюджетного процесса…………………………………………20
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Процессуальные нормы бюджетного права находят свое отражение в специальном институте — бюджетном процессе. Значимость бюджетного процесса и необходимость его регламентации предопределены принципами бюджетной системы государства (единство, сбалансированность, достоверность, гласность и другие). Практически во всех странах вопросы, связанные с бюджетным процессом, регулируются конституционными положениями либо специальными законодательными актами. В Российской Федерации правовые основы бюджетного процесса закреплены Конституцией Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджет — экономическая категория, т. е. устойчивая общественная связь. По аналогии с финансами федеральный бюджет можно определить как общественные отношения по поводу формирования и использования централизованной федеральной властью фонда денежных средств. Структура доходов федерального бюджета определяется, во-первых, потребностями государства в финансовых ресурсах; во-вторых, возможностями государства по мобилизации этих ресурсов; в-третьих, особенностями проводимой экономической политики. Структура расходов федерального бюджета определяется функциями государства. С точки зрения экономической практики федеральный бюджет — важнейший элемент макроэкономической политики. Он обеспечивает аккумулирование финансовых ресурсов и их перераспределение. За счет средств бюджета формируется
большая часть Параметры бюджета непосредственно воздействуют на важнейшие макроэкономические показатели — объемы инвестиций и производства, доходы населения, уровень занятости, процентную ставку, валютный курс. Таким образом, по своему содержанию
федеральный бюджет есть одновременно
экономическая категория и По своей форме федеральный бюджет есть финансовый план государства, т. е. план сбора и использования финансовых ресурсов в целях обеспечения государственных функций. С юридической точки зрения федеральный бюджет представляет собой нормативный акт — закон. Он разрабатывается органами исполнительной власти и принимается органами законодательной (или представительной) власти. |
Финансово-бюджетная политика – совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой. Финансово-бюджетная политика осуществляется главным образом в ходе работ, проводимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использование, т.е. в ходе бюджетного процесса.
Бюджетный процесс - это важнейшее направление финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Бюджетный процесс – это совокупность действий органов представительной и исполнительной власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной системы.
Целью работы является рассмотрение основ бюджетного процесса. Для этого были поставлены задачи: раскрыть понятие и принципы бюджетного процесса, выявить участников бюджетного процесса, их полномочия и рассмотреть стадии бюджетного процесса.
Бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета.
С юридической точки зрения бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета конкретного уровня.
С экономической точки зрения бюджетный процесс есть процесс, во-первых, определения бюджетных доходов и расходов и достижения их сбалансированности, а во-вторых, мобилизации доходов и осуществления расходов.
Определение бюджетного процесса закреплено в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ), согласно которой регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности1.
Основные моменты бюджетного процесса определены Конституцией РФ, детальная регламентация дана в Бюджетном кодексе РФ. При этом порядок бюджетного процесса, определяемый Бюджетным кодексом, применяется для всех уровней бюджетной системы. Субъекты РФ и органы местного самоуправления вправе конкретизировать порядок бюджетного процесса в пределах, определенных БК РФ.
Основные задачи бюджетного процесса:
– выявление материальных и финансовых резервов государства;
– максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов;
– максимально точный расчет расходов бюджетов;
– обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;
– согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;
– осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.
Бюджетный процесс урегулирован нормами
законодательства. Его правовую основу
составляют нормы Конституции Российской
Федерации. Они в первую очередь
определяют компетенцию органов
государственной власти различных
уровней и муниципальных
На основе конституционных норм
разработано бюджетное
Однако помимо законодательства принят объемный массив подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих различные стороны бюджетных процессуальных правоотношений.
Бюджетный период – это время совершения процесса исполнения бюджета. Он установлен с 1 января по 31 декабря, т. е. календарный год.
Продолжительность бюджетного процесса гораздо больше, чем бюджетного периода, потому что в бюджетный процесс включается время, которое потребуют бюджетное планирование, бюджетный контроль и иные действия.
Организация бюджетного процесса включает в себя следующие элементы:
1) составление проектов бюджетов и представление их на рассмотрение в законодательные органы;
2) аудит и оценка бюджета;
3) рассмотрение бюджетов органами законодательной власти и утверждение их в форме принятия определенного законодательного акта;
4) исполнение утвержденных бюджетов;
5) составление отчетов об исполнении бюджетов;
6) утверждение отчетов об исполнении бюджетов в форме принятия законодательных актов;
7) составление сводов об исполнении консолидированных бюджетов и представление их в вышестоящие органы исполнительной государственной власти для последующего представления в Правительство РФ.
В основе бюджетного процесса лежат специальные
принципы,
которые определяют порядок составления
и исполнения бюджета, устанавливают полномочия
органов власти, закрепляют их права и
обязанности, исключают возможность неэффективного
распределения бюджетных средств.
К принципам бюджетного процесса относятся:
-Принцип разграничения бюджетных полномочий
участников
бюджетного процесса состоит в четком
определении их прав и
обязанностей. В нем находит свое отражение
системность распределения функций и
полномочий, в том числе наделение от
дельных участников бюджетного процесса
исключительными
полномочиями, что предопределяет его
значительную роль среди
других принципов.
-Принцип специализации бюджетных
показателей состоит в том,
что составление и исполнение бюджета
основывается на бюджетной классификации
— группировке доходов и расходов по видам,
целевому назначению и направлениям. Использование
бюджетной классификации позволяет четко
спрогнозировать и распределить бюджетные
средства, а также определить источники
внутреннего и внешнего финансирования
дефицита бюджета. Как специальный юридический
акт бюджетная классификация является
основой для ведения учета и составления
отчетности, осуществления бюджетного
контроля со стороны финансовых органов.
Принцип специализации бюджетных показателей
применяется на
всех стадиях бюджетного процесса.
С 2005 г. основные источники доходов бюджетов РФ закреплены за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации. Администраторами являются федеральные органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Функциональная классификация расходов бюджетов является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства и решение вопросов местного значения, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления, на финансирование осуществления отдельных государственных (муниципальных) полномочий, передаваемых другим уровням власти. Функциональная классификация содержит четыре уровня детализации расходов бюджетов: разделы, подразделы, целевые статьи расходов и виды расходов. В соответствии с функциональной классификацией выделяются расходы на оборону, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, на национальную экономику, на жилищно-коммунальное хозяйство, на охрану окружающей среды, на образование и т.д.
Экономическая классификация расходов бюджетов является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Экономическая классификация включает в себя три уровня: группы, статьи и подстатьи расходов. Среди расходов бюджетов в соответствии с экономической классификацией выделяют, например, расходы на оплату труда, на оплату услуг связи, на оплату коммунальных услуг и т.д.
Ведомственная классификация расходов является группировкой расходов бюджета и отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств соответствующего бюджета. Например, по федеральному бюджету главными распорядителями являются министерства, службы и агентства.
Классификация источников внутреннего
финансирования дефицитов бюджетов
является группировкой заемных средств,
привлекаемых Правительством РФ, органами
исполнительной власти субъектов Федерации
и органами местного самоуправления в
валюте Российской Федерации для финансирования
дефицитов соответствующих бюджетов.
Классификация источников внешнего финансирования
дефицитов федерального бюджета и бюджетов
субъектов РФ является группировкой заемных
средств, привлекаемых Правительством
РФ и органами исполнительной власти субъектов
Федерации в иностранной валюте для финансирования
дефицитов соответствующих бюджетов.
Классификация видов государственных
внутренних долгов Российской Федерации
и субъектов РФ, видов муниципального
долга является группировкой долговых
обязательств Правительства РФ, органов
исполнительной власти субъектов Федерации
и органов местного самоуправления.
Классификация видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов РФ, а также государственных внешних активов Российской Федерации является группировкой государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации в соответствии с законодательством РФ.
-Общим и в то же время специальным
принципом бюджетного
процесса является принцип гласности.
От начальной до конечной
стадии бюджетного процесса вся деятельность
его участников осуществляется открыто.
Так, еще в ходе составления проекта бюджета
отдельные прогнозируемые показатели
широко освещаются
в различных средствах массовой информации.
Весь процесс рас
смотрения и утверждения бюджета (за исключением
принятия
секретных статей) проходит гласно, а принятый
федеральный
закон о федеральном бюджете подлежит
обязательному опубликованию. Даже случаи
отклонения проекта бюджета или отчета
о
его исполнении публикуются в печати с
указанием причин принятия такого решения.
Таким образом, проект бюджета до его принятия
широко обсуждается как представительными
органами, так и общественностью, принятый
бюджет обязательно публикуется в печати
Информация о работе Бюджетный процесс: понятие, стадии, участники