Бюджетный процесс: понятие, стадии, участники

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:02, реферат

Краткое описание

Процессуальные нормы бюджетного права находят свое отражение в специальном институте — бюджетном процессе. Значимость бюджетного процесса и необходимость его регламентации предопределены принципами бюджетной системы государства (единство, сбалансированность, достоверность, гласность и другие). Практически во всех странах вопросы, связанные с бюджетным процессом, регулируются конституционными положениями либо специальными законодательными актами. В Российской Федерации правовые основы бюджетного процесса закреплены Конституцией Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие бюджетного процесса и его принципы………………………5
2. Участники бюджетного процесса и их полномочия…………………13
3. Стадии бюджетного процесса…………………………………………20
Заключение………………………………………………………………..29
Литература………………………………………………………………...30

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ.docx

— 69.38 Кб (Скачать)

Составление и ведение  кассового плана осуществляется финансовым органом или уполномоченным органом исполнительной власти (местной  администрации).

Исполнение федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря.

4)Стадия подготовки, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета. На данной стадии бюджет получает официальный статус исполненного или неисполненного. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т.е. перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня.

В конце каждого финансового  года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам.

Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и составляет заключение, которое направляется в Государственную думу. Государственная дума рассматривает представленный Правительством РФ отчет в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ. При рассмотрении отчета дума заслушивает доклады об исполнении федерального бюджета руководителей Федерального казначейства и министра финансов, а также доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства и заключение Председателя Счетной палаты РФ.

По итогам рассмотрения отчета и  заключения Счетной палаты РФ Государственная  дума принимает одно из следующих  решений: об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

На всех стадиях бюджетного процесса должен осуществляться государственный  и муниципальный финансовый контроль

Федеральное казначейство составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации бюджетную  отчетность Российской Федерации.

Бюджетная отчетность Российской Федерации представляется Министерством  финансов Российской Федерации в  Правительство Российской Федерации.

Отчет об исполнении федерального бюджета за первый квартал, полугодие  и девять месяцев текущего финансового  года утверждается Правительством Российской Федерации и направляется в Государственную  Думу, Совет Федерации и Счетную  палату Российской Федерации.

Годовой отчет об исполнении федерального бюджета подлежит рассмотрению Государственной Думой и утверждению  федеральным законом. Федеральным  законом об исполнении федерального бюджета утверждается отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год с указанием общего объема доходов, расходов и дефицита (профицита) федерального бюджета.

Годовой отчет об исполнении федерального бюджета до его рассмотрения в Государственной Думе подлежит внешней проверке Счетной палатой  Российской Федерации. Главные администраторы средств федерального бюджета не позднее 1 апреля текущего финансового года представляют годовую бюджетную отчетность в Счетную палату Российской Федерации для внешней проверки.

Правительство Российской Федерации  направляет не позднее 1 июня текущего финансового года в Счетную палату Российской Федерации годовой отчет  об исполнении федерального бюджета  и иные документы, подлежащие представлению  в Государственную Думу одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета.

С учетом данных внешней  проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета Счетная палата Российской Федерации готовит заключение на годовой отчет об исполнении федерального бюджета и не позднее 1 сентября текущего финансового года представляет его в Государственную Думу, а также направляет его в Правительство Российской Федерации. Т.е. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и составляет заключение, которое направляется в Государственную думу.

Годовой отчет об исполнении федерального бюджета представляется Правительством Российской Федерации  в Государственную Думу не позднее 1 августа текущего года

По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума принимает  либо отклоняет федеральный закон  об исполнении федерального бюджета.

Государственная Дума принимает  федеральный закон об исполнении федерального бюджета не позднее 1 октября  текущего года11.

Пример: Федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" принят Государственной Думой 23 ноября 2012 года, одобрен Советом Федерации 28 ноября 2012 года.

 

 

Заключение

Бюджетный процесс включает в себя правотворческую (законотворческую) деятельность по подготовке проектов (решений) о бюджете, их рассмотрению и утверждению, составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об исполнении бюджетов, организационно-распорядительную деятельность по исполнению бюджетов, деятельность по контролю над исполнением бюджетов. Таким образом, одной из черт бюджетного процесса является многоплановость деятельности, входящей в его содержание.

Бюджетный процесс осуществляется строго определенным кругом субъектов, которые получили название участников бюджетного процесса. Каждый из них наделен определенным кругом полномочий, которые реализуются на одной или нескольких стадиях бюджетного процесса. Правовое положение участников бюджетного процесса определяется нормами бюджетного законодательства.

Бюджетный процесс разделен на стадии, последовательно сменяющие друг друга и направленные на решение определенных задач.

Бюджетный процесс осуществляется на очередной финансовый бюджетный  год, который в РФ совпадает с календарным. Бюджетный процесс регламентируется нормами права Бюджетным кодексом, которым определен порядок его осуществления.

Кроме того, бюджетный процесс  на уровне субъектов федерации регламентируется соответствующими законами субъектов  федерации: правовыми актами органов  местного самоуправления.

Участники бюджетного процесса: Президент РФ, органы законодательной или представительной власти, органы исполнительной власти, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного и муниципального финансового контроля, внебюджетные государственные фонды.

 

Литература

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ с изменениями от 25 декабря 2012 г: Гарант. URL: http://base.garant.ru

2.Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года. URL: http://www.constitution.ru.

3.Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 486 с.

4.Бюджетный процесс и его стадии: Энциклопедия экономиста. URL: http://www.grandars.ru

5.Бурханова И.В.  Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2008 г. - 160 с.

6.Мальцев В.А. Финансовое право. Учебник, 2008. URL: http://all-books.biz

7.Николаева Т.П. Бюджетная система РФ. Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. — 234 с.

8.Понятие бюджетного процесса и его задачи. URL: http://www.funansust.ru (Дата публикации: 10.06.2011г.)

9.Понятие, принципы и стадии бюджетного процесса: Финансовое право. URL: http://sfedu3845.mybb.ru (Дата публикации: 26.01.2012г.)

10.Понятие и принципы бюджетного процесса в Российской Федерации: Финансист. URL: http://livestalker.net/ (Дата публикации: 25.02.2012г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для себя

 

Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового  планирования, подчиненная требованиям  финансовой политики государства. Его  экономическая сущность заключается  в централизованном распределении  и перераспределении стоимости  общественного продукта и национального  дохода между звеньями финансовой системы  на основе государственной социально-экономической  программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его  нормативно-правовую базу и организационную  основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства. В качестве принципов  бюджетного планирования выделяют, в  частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод и др* 

 

В настоящее время широко использованы две модели управления бюджетным  процессом: управление затратами и  управление результатами. 

 

В рамках «управления затратами» бюджет в основном формируется путем индексации сложившихся расходов с детальной разбивкой их по статьям бюджетной классификации. При соблюдении жестких бюджетных ограничений такой подход обеспечивает сбалансированность бюджета и выполнение бюджетных проектировок. В то же время ожидаемые результаты бюджетных расходов не обосновываются, а управление бюджетом сводится главным образом к контролю соответствия фактических и плановых показателей. 

 

В рамках концепции «управления результатами» бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов государственной политики. Бюджетные ассигнования имеют четкую «привязку» к функциям (услугам, видам деятельности), при их планировании основное внимание уделяется обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ. Расширяется самостоятельность и ответственность администраторов бюджетных средств: устанавливаются долгосрочные переходящие лимиты ассигнований с их ежегодной корректировкой в рамках среднесрочного финансового плана; формируется общая сумма ассигнований на выполнение определенных функций и программ, детализация направлений использования которых осуществляется администраторами бюджетных средств; создаются стимулы для оптимизации использования ресурсов; приоритет отдается внутреннему контролю; ответственность за принятие решений делегируется на нижние уровни. Проводится мониторинг и последующий внешний аудит финансов и результатов деятельности, оценка деятельности администраторов бюджетных средств ведется по достигнутым результатам. 

 

Помимо  создания системы мониторинга результативности бюджетных расходов эта модель предполагает переход к многолетнему бюджетному планированию с установлением четких правил изменения объема и структуры ассигнований и повышением предсказуемости объема ресурсов, которым управляют администраторы бюджетных средств. В связи с этим возникает необходимость в группировке расходных обязательств в зависимости от степени их предопределенности и правил планирования ассигнований на их выполнение. Процедура составления и утверждения бюджета должна быть переориентирована на выработку четких расходных приоритетов и оценку их реализации (что влечет за собой укрупнение планируемых позиций и изменение перечня и формата бюджетных документов) с существенным расширением полномочий органов исполнительной власти при исполнении бюджета.

Организация исполнения бюджета возлагается  на соответствующий финансовый орган.

В России устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация  исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и  получателей бюджетных средств  и осуществляют платежи за счет бюджетных  средств от имени и по поручению  бюджетных учреждений.

Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством.

Полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов могут передаваться исполнительным органам государственной власти субъекта РФ при условии финансового  обеспечения полномочий за счет собственных  доходов бюджета субъекта РФ и  наличия в собственности субъекта РФ необходимого для их осуществления  имущества.

Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Центральном  банке РФ. Все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством через  счета и отражаются в отчетности о кассовом исполнении бюджетов, представляемой им финансовым органам.

Принцип единства кассы – это  зачисление всех поступающих доходов  бюджета, привлечение и погашение  источников финансирования дефицита бюджета  и осуществление всех расходов с  единого счета бюджета.

Бюджеты всех уровней бюджетной  системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы.

Исполнение бюджетов осуществляется уполномоченными исполнительными  органами на основе бюджетной росписи.

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ: Гарант. http://base.garant.ru. – Гл.1, ст.6

2 Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года. URL: http://www.constitution.ru. - Гл.6, ст.114

3 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ. Указ.соч. – Гл.18, ст.153

4 Бюджетный кодекс Российской Федерации. Указ. соч. - гл.18, ст.154

5 Бюджетный кодекс Российской Федерации. Указ.соч. – Гл.18, ст.160

6 Бюджетный кодекс Российской Федерации. Указ.соч. - Гл.20, ст.171

7 Бюджетный кодекс Российской Федерации. Указ. соч. – Гл.20, ст.169

8 Там же, гл.20, ст.170

9 Бюджетный кодекс Российской Федерации. Указ. соч. – Гл.22, ст.192

10 Бюджетный кодекс Российской Федерации. Указ. соч. – Гл.24, ст.215

11 Бюджетный кодекс Российской Федерации. Указ. соч. – Гл.25.2, ст.264

Информация о работе Бюджетный процесс: понятие, стадии, участники