Понятие бюджетного процесса, его стадии, финансовый (бюджетный) год, бюджетная классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 11:26, реферат

Краткое описание

Тема «Понятие бюджетного процесса, его стадии, финансовый (бюджетный) год, бюджетная классификация» меня заинтересовала своей значимостью и весомостью. Я думаю, данная тема является неотъемлемой частью в общей теме бюджетной системы РФ.

Бюджетное планирование – важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства.

Оглавление

Содержание 2
Введение 3
1. Понятие бюджетного процесса, его принципы и задачи 4
2. Основные стадии бюджетного процесса 6
3. Участники бюджетного процесса и их полномочия 10
Заключение 14
Библиография 16

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

Институт  Коммерции и Права

                                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 
 
 

по курсу:  Финансовое право 

на тему: «Понятие бюджетного процесса, его стадии, финансовый (бюджетный) год, бюджетная классификация» 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                     Выполнил:

                              Студент  IV  курса

                    Специальность                                                                                                           «Финансы и кредит»

                                                                                      Лаптева И.В.

                                                                                      Проверил:

                    Научный    руководитель

                               К.ю.н. Ленковская Р.Р.

                                                                   
 
 
 
 
 

                                                 Москва 2009

 

Содержание

 

Введение

 

       Тема «Понятие бюджетного процесса, его стадии, финансовый (бюджетный) год, бюджетная классификация» меня заинтересовала своей значимостью и весомостью. Я думаю, данная тема является неотъемлемой частью в общей теме бюджетной системы РФ.

     Бюджетное планированиеважнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства.  Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства.

     Бюджетный процесс - определенная законами деятельность органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета на очередной год. В РФ в соответствии с Конституцией (ст. 117) составление бюджета и его исполнение находятся в компетенции органов исполнительной власти — Правительства РФ, министерств, рассмотрение и утверждение федерального бюджета возложено на Президента РФ, Федеральное Собрание РФ — Совет Федерации и Государственную Думу. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местные бюджеты, устанавливают местные налоги и сборы (ст. 132).

     Бюджетный процесс трудоемок и длителен: более полугода составляется проект бюджета, год бюджет исполняется, затем составляется отчет об исполнении бюджета с принятием закона. В среднем это 2—2,5 года. В бюджетном процессе в той или иной мере, на той или иной стадии принимают участие все органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, все предприятия, АО, организации и учреждения, все население, его общественные организации.

     Происходящие  ныне в развитых странах перемены убедительно подтверждают вывод  о том, что в государственном  управлении, особенно в финансовом,  не может быть самоуправляемого механизма, удачно налаженного какой-либо крупной реформой, пусть самой радикальной и "научно обоснованной", обеспечивающего развитие общества "по рыночным законам". Общественное развитие требует повседневного управления. А это предполагает знание управляющими всего того, что происходит в обществе и за его пределами. Проводимые в Российской Федерации реформы показывают, что предприняты они без тщательного изучения действительности и при полном пренебрежении знаниями, которые предлагает финансовая наука, все это делает весьма важным и своевременным исследование вопросов бюджетного процесса с целью выяснения их содержания, места и значения в финансовом управлении.

1. Понятие бюджетного процесса, его принципы и задачи

 

     Бюджет  – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенная для финансового обеспечения функций государства; бюджет – основной финансовый план государства; бюджет – один из важнейших макроэкономических регуляторов.

     Федеральный бюджет РФ — основной финансовый план государства, утверждаемым Федеральным Собранием РФ в форме закона. Государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны. Он выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

     Через государственный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые в дальнейшем перераспределяются и используются для целей государственного регулирования  социально-экономического развития Российской Федерации реализации финансово-бюджетной  политики страны.

     В Российской Федерации под бюджетом государства понимается бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты  субъектов РФ. На уровне образований  местного самоуправления (районов, городов, районов в городах, сел, поселков) создаются местные бюджеты.

     Бюджет  государства играет значительную роль в политической и хозяйственной  жизни страны. Он должен обеспечивать необходимым финансированием социально  – экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности.

     Бюджетная система – совокупность всех ее уровней и входящих в них бюджетов, а также органов государственной власти, связанных с бюджетным процессом.

     Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

   Основные положения формирования бюджетов установлены Конституцией РФ.

     В основе организации бюджетного процесса лежат                    определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно и в сроки, установленные законодательством, составить, утвердить и исполнить бюджет.  
 

     Основными принципами организации  бюджетного процесса являются:

  • единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета;
  • реальность планируемых бюджетных доходов;
  • гласность и публичность разработки проектов и утверждения бюджетов;
  • соблюдение бюджетной классификации (при организации бюджетного процесса следует руководствоваться единой бюджетной классификацией на всех уровнях бюджетной системы);
  • периодичность бюджетов;
  • отражение в бюджете на очередной финансовый год социально-экономической политики, изложенной в Бюджетном послании Президента РФ.
 

     Бюджетный процесс в Российской Федерации  строится в соответствии с законодательством  Российской Федерации — БК РФ, а  также законами республик в составе  России. 

     Задачами  бюджетного процесса являются:

•  выявление материальных и финансовых резервов государства;

•  максимально приближенный к реальности расчет доходов и расходов бюджетов;

•  обеспечение сбалансированности бюджетов;

•  согласование бюджетной политики с реализуемой экономической программой;

•  осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и т.д.  

2. Основные стадии бюджетного процесса

     Процедура разработки и утверждения бюджета имеет два аспекта.

     С одной стороны, она предусматривает  применение технологий бюджетного планирования для обоснования показателей, характеризующих отдельные статьи доходов и расходов исходя из заданных ограничений (фактический и плановый уровень ВВП, инфляции, масштабы и эффективность государственного сектора экономики, наличие защищенных статей расходов, график погашения внешнего долга и т.п.), а также целевых установок государственной социально-экономической политики.

     Качество  экономического обоснования бюджета зависит от развития теории бюджетного планирования и его внедрения в практику; полноты, достоверности и оперативности статистической информации; использования современных технологий анализа данных. Подготовка такого обоснования является функцией органов государственной власти. Однако, монополия государства на проведение планово-прогнозных расчетов может привести к искажению бюджетных проектировок. Поэтому в развитых странах существует большое количество независимых исследовательских организаций, делающих собственные прогнозы развития экономики и дающих на этой основе заключения на проект бюджета. Использование принципа разделения властей также способствует тому, что различные государственные органы составляют альтернативные прогнозы и предложения в области бюджетной политики. Например, подготовленный исполнительной властью законопроект критически оценивается и законодателями, и органами финансового контроля.

     В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса  РФ под бюджетным процессом понимается регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. 
 

     Для того, чтобы обеспечить эффективность бюджетного процесса, необходимо установить порядок взаимодействия его участников на каждом этапе, четко сформулировать процедуры и правила принятия решений, определить состав разрабатываемых ими документов и сроки их представления. Несмотря на сложность процедуры разработки бюджета, страна должна войти в очередной год с принятым основным финансовым законом. Именно поэтому продолжительность и содержание отдельных этапов бюджетного процесса жестко регулируется законодательством.

     Бюджетный процесс включает в себя четыре этапа:

     1. Составление проекта бюджета. Проект закона о бюджете разрабатывается исполнительной властью. Ему предшествует оценка экономической ситуации и хода исполнения бюджета текущего хода, прогнозирование основных показателей социально-экономического развития страны на будущий период, составление прогноза развития финансовой системы. Задачей таких прогнозов является оценка перспективных тенденций развития экономики и расчет основных ее параметров, таких как ВВП, уровень инфляции, курс национальной валюты и др., к которым в дальнейшем будут привязаны показатели бюджетного плана.

Информация о работе Понятие бюджетного процесса, его стадии, финансовый (бюджетный) год, бюджетная классификация