Налоги. Понятие. Роль. Классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:43, контрольная работа

Краткое описание

История налогов уходит в глубокую древность. Налоги – одно из древнейших изобретений человечества.Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций:
- защита территории;
- выполнение управляющих и распределительных функций;

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..3
1. Налоги: понятие, виды ……………………………………………………..6
2. Роль налогов в жизни общества и государства …………………………13
Заключение…………………………………………………………………….15
Список использованных источников……………………………………….17

Файлы: 1 файл

Finansovoe_Pravo_VasilyevAN_261_Kontrolnay_rabota.docx

— 37.37 Кб (Скачать)

Объединение налоговых платежей в систему предполагает возможность  их классификации, позволяющей лучше  уяснить сущность этой категории.

По субъектам (плательщикам) можно выделить налоги с организаций  и налоги с физических лиц. К первой группе относятся налоги на добавленную  стоимость, на прибыль, акцизы и др. Ко второй - налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц.

Вместе с тем для  настоящего времени характерно появление  в России группы налогов, общих для  юридических и физических лиц. Это  земельный налог, транспортный налог. Они регулируются общими для тех  и других субъектов нормативными актами, по своему основному содержанию данные налоги в отношении них совпадают.

В зависимости от характера  использования налоги могут быть общего значения и целевыми. Налоги общего значения, а они в большей  части таковыми и являются, зачисляются  в бюджет соответствующего уровня как  общий денежный фонд соответствующей  территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Целевые налоги зачисляются  во внебюджетные или бюджетные целевые  фонды или выделяются в бюджете  отдельной строкой для целевого использования.

Целевым является, в частности, транспортный налог, средства от сбора которого идут на ремонт дорог соответствующего региона.

В зависимости от формы  возложения налогового бремени налоги могут быть прямыми и косвенными.

 Прямые налоги непосредственно  обращены к налогоплательщику  - его доходам, имуществу, другим  объектам налогообложения. 

Исторически прямые налоги (дань) - наиболее ранняя форма налогообложения. В настоящее время в Российской Федерации прямыми налогами являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, земельный налог, налог с имущества и др., составляющие большую часть среди всех налогов действующей системы. При такой форме взимания ясно видно, кто и сколько платит в казну.

В настоящее время Россия переходит к активному использованию  косвенных налогов.

Косвенные налоги - налоги на товары и услуги, устанавливаемые  в виде надбавки к цене или тарифу. Собственник предприятия, производящего  товары или оказывающего услуги, продает  их по цене (тарифу) с учетом надбавки и вносит государству соответствующую  налоговую сумму из выручки, т. е. по существу он является сборщиком  косвенного налога, а покупатель - его  плательщиком. Косвенные налоги действуют  в форме акцизов, налога на добавленную стоимость. Косвенное налогообложение отличается своей замаскированностью.

Косвенные налоги находят  широкое применение. Чем объясняется  предпочтение, отдаваемое такой форме  налогообложения? Прежде всего, это  наиболее удобная для мобилизации  доходов в казну форма, позволяющая  оперативно и регулярно получать крупные суммы. Помимо того, в ней  заложены и возможности воздействия  на экономику, стимулирования или сдерживания  производства по тем или иным направлениям, возможности регулирования потребления, при этом - быстрого реагирования на экономические процессы.

Экономисты и политики считают, что косвенные налоги несправедливы, поскольку, чем беднее человек, тем  большую долю своего дохода он отдает государству в виде этих налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Роль налогов в обществе  и государстве

 

Рассмотрение роли налогов  можно свести к раскрытию их функций. Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция  показывает, каким образом реализуется  общественное назначение налога как  инструмента распределения и  перераспределения доходов государства.

Первой и наиболее последовательно  реализуемой функцией налогов выступает  фискальная (бюджетная) функция.

Формирование доходной части  государственного бюджета на основе стабильного и централизованного  взимания налогов превращает само государство  в крупнейший экономический субъект.

Посредством фискальной функции  реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для удовлетворения интересов общества и государства, т.е. осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных  и др.)

Из фискальной функции  вытекает следующая - функция контроля. В ходе налогообложения со стороны  государства проводится контроль над  финансово-хозяйственной деятельностью  предприятий, организаций, учреждений; над получением доходов гражданами; источниками этих доходов; над использованием имущества, в том числе земли. Осуществление контрольной функции  налогов, ее полнота и глубина  в известной мере зависят от налоговой  дисциплины. Суть ее в том, чтобы  налогоплательщики (юридические и  физические лица) своевременно и в  полном объеме уплачивали установленные  законодательством налоги.

В налогах заложены большие  возможности по регулированию государством социальных и экономических процессов в стране (регулятивная функция). При умелом использовании налоги могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления. Так, налоги могут использоваться для регулирования производства - государство при помощи налоговых льгот и санкций либо стимулирует развитие отдельных отраслей, либо наоборот сдерживает какие-либо экономические процессы.

С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос  и покупательную способность  населения в отношении тех  товаров, на которые распространяется этот налог.

В налогах заложены и возможности  регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение  доходов высокого уровня, могут учитывать  необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

Налоги могут быть элементом  механизма, регулирующего демографические  процессы, молодежную политику, иные социальные явления. Например, бережному отношению  к окружающей среде призваны способствовать платежи за пользование природными ресурсами.

Одна из функций, способствующих поддержанию социального равновесия - распределительная. Налоги изменяют соотношение между доходами отдельных  социальных групп с целью сглаживания  неравенства между ними, что обеспечивает социальную стабильность общества.

Порядок налогообложения  может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий  граждан перед обществом (освобождение от налогов участников Великой Отечественной  войны, Героев СССР и Российской Федерации).

 Налоги - это один из  экономических рычагов, при помощи  которых государство обеспечивает  социальную и экономическую стабильность. Только всесторонний учет всех  вышеперечисленных функций налогов  может обеспечить успешную налоговую  политику, сделает налоги эффективным  механизмом воздействия на экономику  страны.

Заключение

 

Итак, налоги играют ведущую  роль в жизни современного общества и государства. Они выполняют  важнейшие функции по формированию доходов государственной или  муниципальной казны, по регулированию  социально – экономических процессов, а также, по осуществлению контроля над финансово-хозяйственной деятельностью  предприятий, организаций и граждан.

Налог - это экономическая  категория, выражающая совокупность отношений  между государством и членами  общества по поводу без эквивалентного изъятия и присвоения части доходов  государством для осуществления  своих функций.

Из этого определения  можно выделить следующие особенности  налога:

- тесная связь с государством, для которого в  современном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса;

- смена формы собственности,  при которой часть дохода субъекта  переходит в собственность государства.

С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности  с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов  регулируется внешнеэкономическая  деятельность, включая привлечение  иностранных инвестиций, формируется  хозрасчетный доход и прибыль  предприятия.

- императивность налога - право государства устанавливать  налог в одностороннем порядке,  при котором субъект налога  не вправе отказаться от возложенных  на него обязательств внести  часть своего дохода на общегосударственные нужды; - принудительный характер платежей; - без эквивалентное изъятие; - денежная форма; - законодательное оформление.

         Эти отличительные признаки налога  позволяют рассматривать его  как конкретное явление на  поверхности экономической жизни,  не раскрывая сущности налога. Ведь сущность налога - это реально  существующие отношения перераспределения  национального дохода для выполнения государственных функций.

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства должно всегда сопровождаться преобразованием  налоговой системы.

Налоги связаны с формированием  денежных доходов государства (бюджета  и внебюджетных фондов), необходимых  ему для выполнения соответствующих  функций - социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной  науки и др. Налоги являются объективной  необходимостью, т.к. обусловлены потребностями  поступательного развития общества. Государство, исходя из объективной  необходимости, формирует соответствующую  налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны.

Налоги должны соответствовать  особенностям страны, стадии экономического развития. Ведь они являются важным звеном для государственной бюджетно-финансовой системы, которая способствует осуществлению основной задачи государства – обеспечения достойных условий жизни человека и гражданина.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.  Конституция Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега – Л», 2009.

2.  Налоговый кодекс  РФ. Часть первая. Часть вторая. –  М.: Издательство «Омега - Л», 2010.

3.  История отечественного  государства и права / Под ред. О.И. Чистякова. Часть I. М., 1996.

4.  Пушкарева В.М. История  финансовой мысли и политики налогов. М., 1996.

5.  Финансовое право:  Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юрист, 2004.

6. Основы налогового права:  Учебное пособие/Под ред С.Пепеляева.М., 1995

7. Финансы. - Учебник для  вузов / Под ред. проф. М.В. Романовеного, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. - М.: Изд-во "Перспектива", 2000.

8. Швецов А.B. Системные  преобразования местных бюджетов. Вопросы экономики / Швецов А.B.-М.: ОЛИМП ,2000. - М.: ТЕИС, 2002.

9.  Правовая информационная  система Гарант.

10. Правовая информационная  система Консультант Плюс: Версия  проф.

11. Тарасенко О.А. Субъект  Федерации как субъект налогового  права: Дис. к.ю.н. М., 2002.

12. Кучеров И.И. Налоговое  право России: Курс лекций. М.: Учебно-консультационный центр "ЮрИнфоР", 2001

13. Налоги и налоговое  право /Под ред. С.Г.Пепеляева. – М.: ФБК-Пресс, 2001.

14.  Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. д.ю.н., проф. Ю.А. Крохина. М.: Издательство НОРМА, 2003.

 

 


Информация о работе Налоги. Понятие. Роль. Классификация