Понятие и роль налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 19:34, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является раскрытие понятия "налог", описание его видов и признаков, сущности, с последующим рассмотрением правового механизма налога и его элементов.
Задачи данного реферата: 1. Раскрыть понятие, признаки и сущность налога. 2. Рассмотреть функции налогов. 3. Раскрыть правовой механизм налога и его элементы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..………...2
Глава 1. Понятие и роль налогов…………………………………………..…..4
1.1 Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность……...….4
Глава 2. Правовой механизм налога и его элементы……………………........9
2.1 Отличие правового регулирования обязательных платежей от уплаты налогов…………………………………………………………………….…….9
2.2 Элементы налогов…………………………………………………….....12
Заключение…………………………………………………………………....15
Список литературы…………………………………………………………...16

Файлы: 1 файл

Реферат по НП.docx

— 43.78 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………..………...2

 Глава 1. Понятие и  роль налогов…………………………………………..…..4

  1.1 Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность……...….4

Глава 2. Правовой механизм налога и его элементы……………………........9

   2.1 Отличие правового регулирования обязательных платежей от уплаты налогов…………………………………………………………………….…….9

   2.2 Элементы налогов…………………………………………………….....12

 Заключение…………………………………………………………………....15

 Список литературы…………………………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

           Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. Налоги - одно из древнейших изобретений человечества. Они появились вместе с государством и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения его функций. С тех пор в мире многое изменилось, новые черты приобрели задачи и функции государства. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. Ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов; с другой стороны, налоги - один из признаков государства. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность обязательных платежей и государства придают налогу комплексное содержание. В основе налогов лежат экономические и юридические понятия, соотношение которых зависит от политических процессов, происходящих в государстве. Относительно комплексной структуры термина "налог" русский экономист М. М. Алексеенко еще в XIX в. отмечал: "С одной стороны, налог - один из элементов распределения, одна из составных частей цены, с анализа которой (т. е. цены) собственно и началась экономическая наука. С другой - установление, распределение, взимание и употребление налогов составляет одну из функций государства". Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся: объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог. Источник налога - т.е. доход, из которого выплачивается налог; ставка налога - величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой. налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога срок уплаты налога - срок, в который должен быть уплачен налог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

            Целью данного реферата является раскрытие понятия "налог", описание его видов и признаков, сущности, с последующим рассмотрением правового механизма налога и его элементов.

            Задачи данного реферата: 1. Раскрыть понятие, признаки и сущность налога. 2. Рассмотреть функции налогов. 3. Раскрыть правовой механизм налога и его элементы.

            Актуальность данной темы, безусловно, велика, т.к. налоги – это основа функционирования государства, без которой государство не сможет существовать, реализовывать свои функции, исполнять задачи, и регулировать экономические и политические процессы.

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  и роль налогов

 

1.1 Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность

             Налог – одно из древнейших изобретений человечества. Они появились  с государством и использовались им как основной источник средств, для содержания органов государственной власти и материального обеспечения последними своих функций. С тех пор в мире много изменилось. Новые черты приобрели задачи и функции государства. Однако главное назначение налогов как источника средств, обеспечивающих функционирование государства, сохранилось, хотя их роль стала многозначной.

             Налог является основной системообразующей категорией налогового права. Именно от сущности налога, от внутреннего его содержания зависят определение предмета  налогового права, конструирование его общей и особенной частей, деление на институты.

             В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27.12.1993г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ» не отграничивал налог от иных платежей доходной части бюджета, устанавливая, что «под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами». «Далее законодатель указывал: совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. Таким образом, действовавшее до НК РФ налоговое законодательство подразумевало под налоговыми платежами практически всю совокупность бюджетных доходов»1.

             Данное определение вносило больше путаницы, чем показывало реальную сущность налога. Более того, нормативная норма содержала только один из признаков налога – обязательность, что не позволяло нормально функционировать правоприменительной деятельности

             С принятием НК РФ и Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) налоги и сборы как правовые категории были нормативно отграничены от иных (неналоговых) платежей. Статья 8 НК определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. «Сущность налога состоит именно в отчуждении принадлежащих частным лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств. Речь идет о законном изъятии государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. При этом часть собственности налогоплательщиков - физических лиц и организаций - в денежной форме переходит в собственность государства»2.

            Абзац 3 п. 5 ст. 3 НК РФ устанавливает:  ни на кого не может быть  возложена обязанность уплачивать  налоги и сборы, а также иные  взносы и платежи, обладающие  установленными НК РФ признаками  налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. В этой связи особое значение приобретают признаки налогов, к которым относятся:

1) императивно-обязательный  характер;

2) индивидуальная безвозмездность;

3) денежная форма;

4) публичный и нецелевой  характер налогов. Рассмотрим  указанные признаки подробнее.

            Императивно-обязательный характер. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения налоговой обязанности. Этим налоговые платежи отличаются от такого вида бюджетных доходов, как безвозмездные перечисления, предусмотренные ст. 41 БК РФ. Налоги не предполагают каких-либо форм кредитования государства, то есть налогообложение всегда носит безвозвратный характер. Лишь в случае установления налоговых льгот (например по НДС), переплаты налога или неправомерного взыскания недоимки налоговое законодательство предусматривает возврат из бюджета соответствующих денежных средств.

           «В сфере налогообложения господствует императивный метод правового регулирования, предполагающий детальную юридическую регламентацию поведения и минимизацию свободы субъектов самостоятельно определять свое поведение. Указанный метод иногда называется методом субординации или властных предписаний. В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П отмечается, что требования налоговых органов и налоговые обязательства налогоплательщика следуют не из договора, а из закона»3.

           НК РФ устанавливает презумпцию  добросовестного налогоплательщика, подразумевающую добровольность уплаты налогов. «Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено налоговым законодательством. Только в случае неисполнения налоговой обязанности взыскание недоимки и пени осуществляется в принудительном порядке»4.

            Индивидуально безвозмездный характер. Уплата налога не порождает встречной обязанности государства совершить в пользу данного, персонально определенного налогоплательщика конкретные действия. Какая-либо прямая материальная выгода для налогоплательщика здесь отсутствует. Уплатив налог, он не приобретает каких-либо дополнительных субъективных прав. «Налог обязывает вносить определенную денежную сумму, но взамен налогоплательщик не получает права претендовать на выполнение каких-либо государственных мероприятий или оказывать влияние на действия государства в будущем»5.

           Данный признак отличает налоги  от сборов, носящих частично возмездный характер. «Уплата сбора предполагает встречные действия государства в интересах налогоплательщика. Это может быть выдача лицензии, предоставление права торговли или парковки автотранспорта, обеспечение правосудием, совершение регистрационных или иных юридически значимых действий. Частное лицо связывает с уплатой сбора достижение определенных благ»6. Уплатив сбор, налогоплательщик вправе требовать от государства совершения соответствующих действий, в том числе и через суд.

          Денежный характер. НК РФ определяет налог как исключительно денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Средство платежа - валюта Российской Федерации. В качестве исключения согласно п. 3 ст. 45 НК РФ иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте. Действующее законодательство не предусматривает какие-либо натуральные формы уплаты налога. В этом еще одно отличие налога от сбора, именуемого в НК РФ взносом.

          Налог должен быть уплачен за счет средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, то есть налоговый платеж носит личный характер.

          Публично-нецелевой характер. Налоговые платежи - безусловный атрибут государства, без которого оно не может существовать. Именно налоги и сборы составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований (иногда до 90 %). Их функциональное назначение состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, то есть в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества.

          В постановлении Конституционного  Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П отмечается, что в налоговой  обязанности налогоплательщиков «воплощен публичный интерес всех членов общества». «Разумеется, некоторая часть налоговых поступлений идет на содержание государственного аппарата. Однако подавляющее большинство налоговых платежей в виде бюджетного финансирования возвращается обратно в общество. Формируя бюджетные и внебюджетные фонды, государство выступает своеобразной "транзитной инстанцией", перераспределяющей финансовые ресурсы между отраслями и сферами управления (прежде всего, коммерческими и некоммерческими), между регионами, отдельными категориями граждан. Поэтому неуплата налога нарушает интересы не только государства, но прежде всего третьих лиц - бюджетополучателей»7

           Нецелевой характер налогов вытекает  из закрепленного ст. 35 БК РФ  принципа общего (совокупного) покрытия  бюджетных расходов: все расходы  бюджета должны покрываться общей  суммой доходов бюджета. Доходы  бюджета, включая, прежде всего, налоговые доходы, не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

           Таким образом, налоговые платежи  обеспечивают не конкретные расходы государства, а их общую совокупность. В этом смысле бюджет представляет собой своеобразный "общий котел", где поступающие доходы суммируются и обезличиваются на едином бюджетном счете. Основная причина такого положения - гарантия на случай катастрофического недобора отдельных доходов.

             

Глава 2. Правовой механизм налога и его элементы

 

2.1 Отличие правового регулирования обязательных платежей от уплаты налога

            Налоговые правоотношения содержат собственную специфику, не свойственную иным правовым институтам, которая заключается в наличии особых оснований и особого механизма лишения прав собственности налогоплательщиков. «Наличие механизмов, допускающих в ряде случаев в несудебное лишение (ограничение) права частной собственности, требует создания особых гарантий соблюдения прав налогоплательщиков. Подобные гарантии осуществляются за счет наличия особого механизма определения суммы, подлежащей внесению в бюджет в качестве налога. Подобное возможно в силу наличия особой структуры налоговой обязанности, особого состава налога»8.

  «Правовое регулирование обязательных налоговых платежей определяется как особенностями компетенции органов государственной власти и управления по их установлению, изменению и отмене, так и четким закреплением всех элементов, характеризующих налог как цельный совершенный механизм. Законодательные акты по отдельным налогам и сборам отличаются относительно стабильной, традиционной структурой. В качестве составных частей ее выступают элементы правового механизма налога или сбора»9.

   С.Г. Пепеляев раскрывает их в «элементах закона о налоге». Думается, что можно использовать иной термин - «элементы правового налогового механизма». Дело в том, что правовое обеспечение налоговых рычагов осуществляется и подзаконными актами на различных уровнях и, говоря об элементах налогового закона, мы как бы абстрагируемся от налогов, введенных подзаконными актами.

Информация о работе Понятие и роль налогов