Понятие и роль налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 19:34, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является раскрытие понятия "налог", описание его видов и признаков, сущности, с последующим рассмотрением правового механизма налога и его элементов.
Задачи данного реферата: 1. Раскрыть понятие, признаки и сущность налога. 2. Рассмотреть функции налогов. 3. Раскрыть правовой механизм налога и его элементы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..………...2
Глава 1. Понятие и роль налогов…………………………………………..…..4
1.1 Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность……...….4
Глава 2. Правовой механизм налога и его элементы……………………........9
2.1 Отличие правового регулирования обязательных платежей от уплаты налогов…………………………………………………………………….…….9
2.2 Элементы налогов…………………………………………………….....12
Заключение…………………………………………………………………....15
Список литературы…………………………………………………………...16

Файлы: 1 файл

Реферат по НП.docx

— 43.78 Кб (Скачать)

   В области налогообложения выработаны два подхода к решению проблемы юридической трактовки налога: 1) к налогам относят любые изъятия средств для формирования доходной части бюджета; 2) налог - это одна из форм фискальных платежей, отвечающая определенным требованиям. Выбор одного из указанных подходов зависит от особенностей национального законодательства.

 В России существование  отдельно налоговых и неналоговых платежей - реальность. Однако налоговое законодательство не всегда позволяло провести четкую грань между налогами и неналоговыми обязательными платежами. В настоящее время в качестве юридического критерия отличия налога от неналогового обязательного платежа предложен признак нормативно—отраслевого регулирования, согласно которому налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи - нормами других отраслей права. Законодательство предусматривает различие между налогами и сборами. Так, в первой части Налогового кодекса дается следующее определение:

 «Под сбором понимается  обязательный взнос, взимаемый  с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)»10(п.2, ст.8, ч.1).

 Используя указанный  выше юридический критерий разграничения,  обязательные государственные изъятия  в зависимости от метода мобилизации государственных доходов могут быть представлены следующим образом.

 Неналоговые платежи  включают в себя собственно  неналоговые платежи и разовые изъятия.

 Неналоговый платеж (квазиналог) - обязательный платеж, который не входит в налоговую систему государства; отношения по установлению и взиманию этих платежей в бюджеты и внебюджетные фонды регламентируются финансово-правовыми нормами. К подобным платежам относятся платежи за оказание различных услуг (сборы, пошлины), доходы от использования объектов государственной собственности, платежи за выдачу лицензий.

 Разовые изъятия - платежи, взимаемые в особом порядке, в чрезвычайных ситуациях, а также в качестве наказаний (реквизиции, конфискации, штрафы).

 Поясним, в чем же  состоит отличие неналогового  платежа от налогового. Обязанность по уплате налога возникает всегда при наличии объекта налогообложения. При этом налог устанавливается и вводится законом, его уплата носит принудительный характер, он уплачивается на основе безвозмездности, является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого назначения.

Таким образом, налогами следует  считать принудительные сборы, взимаемые в пользу государства, поскольку они не являются уплатой за специальные услуги государственных органов. В этом и состоит отличие налога как от пошлины, так и от государственных доходов частно-правового характера.

 

2.2 Элементы налога

Система элементов  правового механизма налога состоит из группы основных и дополнительных элементов.

          Так, в ст. 17 определено, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

     1. Основные элементы правового механизма налога и сбора:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

         Не установление или не определение законом хотя бы одного из элементов юридического состава налога будет означать отсутствие налоговой обязанности, поскольку сложный юридический состав ее возникновения не зафиксирован правовыми нормами.

2. Дополнительные элементы правового механизма налога детализируют специфику конкретного платежа, создают завершенную и полную систему налогового механизма. И к ним относятся:

 а) номенклатура налогов – виды и перечень налогов;

 б) носитель налога  – лица, на которых падает фактическое  налоговое бремя;

 в) предмет налога  – события, вещи и явления  материального мира, которые обуславливают  и определяют объект налогообложения;

 г) масштаб налога – физическая характеристика или параметр измерения объекта налога;

 д) единица налога – условная единица, принятого масштаба, используемая для количественного выражения налоговой базы;

 е) источник налога – экономический показатель, за счет которого происходит уплата налога;

 ж) налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком с одного объекта;

 з) налоговая льгота – определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков;

 и) квазильготы по уплате налогов (необлагаемый минимум, налоговые вычеты, необлагаемые выплаты, снижение ставок, изменение срока уплаты налога);

 к) налоговый расчет  – форма налоговой отчетности, где указан размер налогового обязательства;

 л) получатель налога – федеральный, региональный, местный бюджеты; государственный внебюджетный фонд.

           Одним из основных элементов правового механизма налога выступает объект налогообложения. Объектом налогообложения может выступать имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. НК РФ обязательно должны быть установлены конкретные формы юридической связи между объектом налогообложения и лицом, обязанным уплачивать причитающиеся с этого объекта налоги.

           Налоговая база - это стоимостная или физическая характеристика объекта налогообложения. Налоговая база исчисляется налогоплательщиками самостоятельно на основе данных бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению или связанных с налогообложением.

           Налоговый период - календарный год или иной период времени, применяемый к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Относительно некоторых налогов налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Продолжительность (момент начала и момент окончания) каждого налогового периода устанавливается законодательством о налогах и сборах применительно к каждому отдельному налогу.

          Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. При ее установлении законодатель обязан соблюдать принципы экономической обоснованности налога и фактической способности субъектов к уплате этого налога (ст. 3 НК РФ). Выделяются ставки твердые и процентные (квоты). Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения.

           Порядок исчисления налога представляет собой процессуальное действие, согласно которому налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период. Сумма налога исчисляется на основе налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

           Порядок и сроки уплаты налога устанавливаются в соответствии с нормами НК РФ применительно к каждому налогу. По общему правилу уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога в наличной или безналичной денежной форме. Относительно федеральных налогов и сборов, порядок уплаты определяется НК РФ. Применительно к порядку уплаты налогов субъектов РФ и местных налогов приоритет имеют соответствующие региональные законы или решения органов местного самоуправления.

         

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

         В ходе написания данной работы были поставлены различные цели, по достижению которых можно сделать следующие выводы:

         Налоговая система РФ является трехуровневой как по видам налогов, так и по уровню власти (федеральной, региональной, местной), каждый из которых имеет свои элементы: виды налогов (федеральные, региональные, местные); законодательную базу (федеральную, региональную, местную); субъекты налогов - налогоплательщиков (федеральные, региональные, местные); органы власти (федеральные, региональные, местные - муниципальные).

         Распределение и закрепление налогов и сборов между территориальными образованиями осуществляются по согласованию органов государственной власти и органов власти местного самоуправления и утверждаются законами и законодательными актами: Налоговым кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, постановлениями Правительства РФ, законами субъектов РФ, постановлениями местных представительных органов власти.

        Для обеспечения стабильного развития всякая страна должна учитывать и строго соблюдать все базовые принципы налогообложения. На них должна основываться налоговая политика страны, налоговые законы не должны приниматься и проводиться в нарушение этих принципов, суды должны разрешать налоговые споры в духе этих налоговых принципов, даже если они и не выражены прямо в форме конкретной нормы закона или иного правового документа (если налоговые правила допускают неоднозначные толкование или намеренно оставляют вопрос на усмотрение исполнительной власти).

          Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как они составляют более 80% доходной части федерального бюджета. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах.

 

Список используемой литературы и источников

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ. "Российская газета", N 148-149, 06.08.1998.
  2. Бюджетный кодекс от 31.07.1998 N 145-ФЗ. "Российская газета", N 153-154, 12.08.1998г.
  3. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П. "Собрание законодательства РФ", 06.01.1997, N 1
  4. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. - М.: ИНФРА-М, 2001г.
  5. Соловьев В. "Публичное" и "частное" в налоговом праве // Законодательство и экономика. – 2010г. - № 8
  6. Осетрова Н.И. К вопросу о сущности и определении налогов // Налоговый вестник. – 2010г. - N 6
  7. Налоговое право России. Под ред. Крохина Ю.А. Учебник 2008 2-е изд.
  8. В.А.Парыгина, А.А.Тедеев. Налоговое право Российской Федерации/Серия «Учебники, учебные пособия».-Ростов-на-дону: «Феникс», 2011г.
  9. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. - М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 2010г.
  10. Злобин Н. Н. Налог как правовая категория: Монография. М., 2009г.
  11. Интернет ресурс: www.netnalogu.ru

1 Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. - М.: ИНФРА-М, 2001. - С. 12.

2 В.А.Парыгина, А.А.Тедеев. Налоговое право Российской Федерации/Серия «Учебники, учебные пособия».-Ростов-на-дону: «Феникс», 2006 г.

3 Соловьев В. "Публичное" и "частное" в налоговом праве // Законодательство и экономика. - 2000. - № 8. - С. 31.

4 Осетрова Н.И. К вопросу о сущности и определении налогов // Налоговый вестник. - 2000. - N 6. - С. 150.

5 Осетрова Н.И. К вопросу о сущности и определении налогов // Налоговый вестник. - 2000. - N 6. - С. 154.

6 Злобин Н. Н. Налог как правовая категория: Монография. М., 2003. С. 113.

7 Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. - М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 2005г.

8 Злобин Н. Н. Налог как правовая категория: Монография. М., 2003. С. 113.

9 Налоговое право России. Под ред. Крохина Ю.А. Учебник 2004  2-е изд . С. 33

10 Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998)

 


Информация о работе Понятие и роль налогов