Вопросы регулирования деятельности бюджетных учреждений в новых условиях на уровне субъектов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 10:27, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы — изучение в теории и на практике регулирования деятельности бюджетных учреждений в новых условиях на уровне субъектов РФ.

Для реализации указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
Определить статус бюджетных учреждений и выявить их особенности.
Исследовать основы финансовой деятельности бюджетных учреждений
Определить источники финансирования бюджетных учреждений
Рассмотреть механизм управления гос (муниципальными) заказами
Внести предложения по регулированию деятельности бюджетных учреждений в 2012г.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1.1 Формы и статус бюджетных учреждений на уровне субъектов РФ

1.2 Нормативное регулирование деятельности бюджетных учреждений

1.3 Особенности финансирования бюджетных учреждений

2. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ (МУНИЦИПАЛЬНЫМИ) ЗАКАЗАМИ

2.1 Формирование (планирование) гос. заказа

2.2 Осуществление функций по размещению заказа путем проведения торгов

2.3 Взаимосвязь гос. закупок с новыми формами бюджетных учреждений

3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОДЕРНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

3.1 Совершенствование финансирования бюджетных учреждений

3.2 Повышение качества гос. закупок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

МОЙ ЧИСТОВИК с выделениями.docx

— 79.23 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1.1 Формы и статус бюджетных учреждений на уровне субъектов РФ

1.2 Нормативное  регулирование деятельности бюджетных  учреждений 

1.3 Особенности финансирования бюджетных учреждений

2. УПРАВЛЕНИЕ  ГОСУДАРСТВЕННЫМИ (МУНИЦИПАЛЬНЫМИ) ЗАКАЗАМИ

2.1 Формирование (планирование) гос. заказа

2.2 Осуществление функций по размещению заказа путем проведения торгов

2.3 Взаимосвязь  гос. закупок с новыми формами  бюджетных учреждений

3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ  ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОДЕРНИЗАЦИИ  БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

3.1 Совершенствование финансирования бюджетных учреждений

3.2 Повышение  качества гос. закупок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Актуальность  темы исследования определяется тем, что  одним из направлений современной  финансовой политики Российского государства  является создание эффективно функционирующей  системы бюджетных учреждений при  более рациональном использовании  бюджетных средств, направленных на их содержание.         Программа развития бюджетной политики в последнее время предусматривает проведение анализа эффективности всех расходов бюджета с точки зрения конечных целей социально-экономической политики, при условии обязательного соизмерения с этими целями достигнутых результатов. Кроме того, необходимо использовать такие финансовые механизмы, которые стимулируют бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг.

     Вместе  с тем, изменения, приведшие к  формированию рыночных отношений, вынуждают  бюджетные учреждения, помимо государственных  ресурсов, использовать не свойственные бюджетным учреждениям источники  финансирования. Необходимым условием эффективности регулирования финансовых отношений с участием бюджетных учреждений выступает бюджетный контроль, являющийся частью единого механизма государственного финансового контроля. Усиление ответственности органов исполнительной власти и бюджетных учреждений за результативность бюджетных расходов и повышение качества государственных и муниципальных услуг должно сопровождаться расширением их полномочий, созданием стимулов к повышению прозрачности и эффективности использования бюджетных средств. Это не означает отказа от контроля за целевым использованием бюджетных средств, соблюдением требований законодательства, состоянием и использованием государственного и муниципального имущества, напротив, такой контроль должен создавать основу для принятия конкретных управленческих решений.

     Цель  дипломной работы — изучение в теории и на практике регулирования деятельности бюджетных учреждений в новых условиях на уровне субъектов РФ.

Для реализации указанной цели были поставлены и  решены следующие задачи:

  1. Определить статус бюджетных учреждений и выявить их особенности.
  2. Исследовать основы финансовой деятельности бюджетных учреждений
  3. Определить источники финансирования бюджетных учреждений
  4. Рассмотреть механизм управления гос (муниципальными) заказами
  5. Внести предложения по регулированию деятельности бюджетных учреждений в 2012г.
 
 
 
 
 
 

1.1.  Понятие и виды бюджетных учреждений на уровне субъектов РФ 

     До 2011 года понятие бюджетного учреждения было определено в статье 161 Бюджетного кодекса РФ. Бюджетное учреждение (англ. budget institution) - по бюджетному законодательству РФ организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность, которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

     В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетных учреждений, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления и иной деятельности.

     На  основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода бюджетное учреждение составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств.

     Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Федеральное казначейство РФ либо другой орган, исполняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права бюджетного учреждения по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы. При исполнении сметы доходов и расходов бюджетное учреждение самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников. Бюджетное учреждение подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета, которые ведутся Федеральным казначейством РФ.

     Последние несколько лет правительство  РФ отмечает, что бюджетная политика, как составная часть экономической  политики, должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, на создание условий для повышения  ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата.

     Бюджетная система в целом достаточно эффективно способствовала послекризисному восстановлению  экономики, стабильному выполнению социальных обязательств государства. В 2010-2011 годах экономический рост стабилизировался на уровне около 4 процентов. Удалось существенно сократить дефицит федерального бюджета. Продолжается  реализация программ модернизации здравоохранения и образования, поддержка культуры, физической культуры и спорта. В связи с этим с 2011 года в соответствии с принятым Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее – Федеральный закон N 83-ФЗ) все бюджетные учреждения должны были принять статус казенных, бюджетных или автономных.

     Статус  казенного учреждения по сути совпадает с закрепленным в действующем законодательстве нынешним статусом бюджетного учреждения с дополнительным ограничением в виде зачисления с 2011 года всех доходов, полученных от приносящей доход деятельности, в соответствующий бюджет.

     Казенное  учреждение  - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (пп. «е» п. 1 ст. 13 Закона № 83-ФЗ). Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (п. 5 ст. 5 Закона № 83-ФЗ). Также оно не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются (п. 21 ст. 13 Закона № 83-ФЗ). Казенное учреждение не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц (пп. «г» п. 14 ст. 6 Закона № 83-ФЗ). 

     Бюджетным учреждением - признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 5 ст. 6 Закона  № 83-ФЗ).  Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, оно вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (п. 5 ст. 5 Закона № 83-ФЗ). Бюджетное учреждение вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства (если иное не установлено условиями их предоставления) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, а также недвижимого имущества. В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, бюджетное учреждение вправе вносить имущество, указанное в законе, в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя или участника (пп. «г» п. 14 ст. 6 Закона № 83-ФЗ).        

     Автономным  учреждением - признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» в редакции Закона № 83-ФЗ). Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, оно вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (п. 5 ст. 5 Закона № 83-ФЗ).  При этом автономное учреждение вправе с согласия своего учредителя вносить недвижимое имущество, а также находящееся у него особо ценное движимое имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц, за исключением объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда (пп. «в» п. 2 ст. 23 Закона № 83-ФЗ).  
            Основным объединяющим признаком для всех бюджетных учреждений является то, что учредителем такого учреждения могут быть только Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование (пп. «б» п. 8 ст. 6 Закона № 83-ФЗ и ст. 6 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). Другим общим признаком для бюджетных учреждений является перечень видов деятельности, который учреждение   вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, и этот перечень должен содержаться в уставе (ст. 7 Закона № 83-ФЗ). Также сохраняются ограничения на распоряжение имуществом бюджетного учреждения в зависимости от типа учреждения.

Важно понимать, что указанные наименования учреждений – автономное, бюджетное и казенное – являются лишь типами внутри единой организационно-правовой формы юридического лица (учреждения). Если же измененяется организационно-правовая форма юридического лица это считается реорганизацией, при которой юридическое лицо в старой форме прекращает свое существование, а на его месте возникает юридическое лицо новой формы, которое принимает на себя все обязательства реорганизованного лица. В этом случае учреждение должно заново получать необходимые для осуществления деятельности лицензии, проходить государственную аккредитацию и т. п.

Смена же типа учреждения реорганизацией не является. Все полученные лицензии и свидетельства о государственной  аккредитации сохраняют свое действие, и переоформлять документы не требуется.

Сравнительная характеристика учреждений различных типов

     После вступление в действие Закона № 83-ФЗ бюджетные учреждения отличаться друг от друга своим правовым статусом, т. е. теми возможностями, которые получит  их администрация для осуществления  своей деятельности. Казенное учреждение будет максимально ограничено в проявлении какой-либо инициативы, однако получит финансовые гарантии от учредителя. Бюджетное и автономное учреждения будут иметь больше возможностей для осуществления самостоятельной деятельности, однако на них ляжет и больший груз ответственности, поскольку учредитель не будет предоставлять им финансовых гарантий.

     Образовательные учреждения, которые уже перешли  в статус автономных, после вступление в силу Закона № 83-ФЗ практически  не заметят перемен. Бюджетные учреждения, которые станут казенными, получат  еще больше ограничений на осуществление  приносящей доход деятельности, но в целом будут работать как и прежде. Принципиальные изменения произойдут только в деятельности бюджетных учреждений. Можно сказать, что существующее в настоящее время бюджетное учреждение наиболее близко по своим возможностям к будущему казенному учреждению, новое же бюджетное учреждение станет ближе к современному автономному.

      
           
 
 

Различия  между учреждениями новых типов представлены в виде таблицы 1.

Критерии  сравнения Типы  учреждений
Казенное Бюджетное Автономное
1 2 3 4
1. Основные направления деятельности Оказывает государственные (муниципальные) услуги, выполняет работы и (или) исполняет государственные (муниципальные) функции Выполняет работы, оказывает услуги в целях  осуществления предусмотренных  законодательством РФ полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной  власти субъекта РФ, органа местного самоуправления Выполняет работы, оказывает услуги в целях  осуществления предусмотренных  законодательством РФ полномочий органов  государственной власти, местного самоуправления
2. Сферы, в которых может быть  создано В любых В сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости  населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах В сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости  населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами
3. Способ финансирования За счет средств соответствующего бюджета  на основании бюджетной сметы На основе финансирования государственного или  муниципального задания На основе финансирования государственного или  муниципального задания
4. Способ доведения денежных средств По бюджетной  смете Через субсидии ("одна строка") Через субсидии ("одна строка")
5. Учет иных доходов в процессе  финансирования  Иные  доходы учитываются при определении  объема финансирования Размер  субсидии не зависит от иных доходов Размер  субсидии не зависит от иных доходов
 
6. Право на ведение приносящей  доход деятельности
 
Должно  быть предусмотрено учредительными документами
 
Должно  быть предусмотрено учредительными документами
 
Должно  быть предусмотрено учредительными документами
7. Распределение доходов от приносящей  доход деятельности Поступают в соответствующий бюджет бюджетной  системы РФ Поступают в самостоятельное распоряжение учреждения Поступают в самостоятельное распоряжение учреждения
8. Распоряжение доходами от приносящей  доход деятельности Не имеет  права на свободное распоряжение доходами от приносящей доход деятельности Имеет право  свободно распоряжаться доходами от приносящей доход деятельности Имеет право  свободно распоряжаться доходами от приносящей доход деятельности
9. Выделяемые виды имущества Не выделяются Недвижимое, особо ценное движимое имущество, переданное учредителем или приобретенное  за счет выделенных им средств Недвижимое, особо ценное движимое имущество, переданное учредителем или приобретенное  за счет выделенных им средств
10. Распоряжение имуществом Распоряжается с согласия собственника Распоряжается с согласия собственника особо ценным движимым имуществом, переданным учредителем  или приобретенным за счет выделенных им средств, а также недвижимым имуществом. Другим имуществом распоряжается свободно Распоряжается с согласия собственника – недвижимым и особо ценным движимым имуществом, переданным учредителем или приобретенным  за счет выделенных им средств. Другим имуществом распоряжается свободно
11. Ответственность учреждения перед  кредиторами Отвечает  денежными средствами Отвечает  всем имуществом, кроме недвижимого  и особо ценного движимого  имущества, переданного учредителем  или приобретенного за счет выделенных им средств Отвечает  всем имуществом, кроме недвижимого  и особо ценного движимого  имущества, переданного учредителем  или приобретенного за счет выделенных им средств
12. Субсидиарная ответственность учредителя Есть  Нет Нет
13. Органы управления Не меняются Не меняются В дополнение к имеющимся органам добавляется  наблюдательный совет
14. Порядок заключение крупных сделок, сделок "с заинтересованностью" Обычный порядок С согласия учредителя С согласия учредителя либо наблюдательного совета
15. Заключение контрактов От имени  учредителя От своего имени От своего имени
16. Действие Федерального закона  от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении  заказов на поставки товаров,  выполнение работ, оказание услуг  для государственных и муниципальных  нужд" Распространяется  Распространяется Не распространяется
17. Возможность получать займы, кредиты Не могут Могут с  учетом установленных законом ограничений Могут
18. Возможность создания иных юридических  лиц Отсутствует Может с  согласия учредителя передавать имущество  некоммерческим организациям в качестве учредителя, участника Может с  согласия учредителя передавать имущество  некоммерческим организациям в качестве учредителя, участника

Информация о работе Вопросы регулирования деятельности бюджетных учреждений в новых условиях на уровне субъектов РФ