Управление прибвлью предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Предприятие представляет собой имущественно обособленную хозяйственную единицу, организованную для достижения какой-либо хозяйственной цели, т.е. это экономическая единица, которая:
самостоятельно принимает решения;
реально использует факторы производства - для изготовления и продажи продукции;
стремится к получению дохода и реализации других целей.

Оглавление

Содержание.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Прибыль, как экономическая категория и объект управления……………..5
1.1 Экономическая сущность прибыли в современных условиях…………….5
1.2 Пути и финансовые инструменты управления прибылью хозяйствующего субъекта……………………………………………………………………………8
2. Организационно – экономическая характеристика «Гостагаевского СельПО»………………………………………………………………………….28
2.1 Организационно - правовая характеристика «Гостагаевского СельПО»28
2.2 Экономическая характеристика «Гостагаевского СельПО»……………...31
3. Анализ показателей прибыли и рентабельности в оценке деятельности «Гостагаевского СельПО» и управление финансами…………………………33
3.1 Оценка финансовых результатов деятельности предприятия…………...33
3.2 Горизонтальный и вертикальный анализ прибыли предприятия………...38
3.3 Оценка рентабельности предприятия……………………………………... 41
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованной литературы…………………………………………...46
Приложение

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 97.04 Кб (Скачать)
  1. горизонтальный анализ;
  2. вертикальный анализ;
  3. сравнительный анализ;
  4. анализ рисков;
  5. анализ коэффициентов;
  6. интегральный анализ;
  7. факторный анализ.

1. Горизонтальный (или трендовый) анализ прибыли  базируется на изучении динамики  отдельных ее показателей во  времени. В процессе использования  этой системы анализа рассчитываются  темпы роста (прироста) отдельных  видов прибыли, определяются общие  тенденции ее изменения (или  тренда). В практике управления  прибылью наибольшее распространение  получили следующие виды горизонтального  (трендового) анализа: 

1. Сравнение  показателей формирования, распределителями  предшествующего периода (например, с показателями предшествующего  месяца, квартала, года).

2. Сравнение  показателей формирования, распределения  и использования прибыли отчетного  периода с показателями аналогичного  периода прошлого года (например, показателей третьего квартала  отчетного года с аналогичным  и показателя ми третьего квартала  предшествующего года). Этот вид  анализа применяется на предприятиях  с ярко выраженными сезонными  особенностями хозяйственной деятельности.

3. Сравнение  показателей формирования, распределения  и использования прибыли за  ряд предшествующих периодов. Целью  этого вида анализа является  выявление тенденций изменения  отдельных изучаемых показателей  прибыли в динамике. Результаты  такого анализа показателей прибыли  обычно оформляются графически.

Все виды горизонтального (трендового) анализа  прибыли, дополняются обычно исследованием  влияния отдельных факторов на изменение  соответствующих результативных ее показателей. Результаты такого исследования позволяют построить соответствующие  факторные модели, которые используются затем в процессе планирования отдельных  показателей прибыли.

I Вертикальный (или структурный) анализ прибыли базируется на структурном разложении агрегированных показателей ее формирования, распределения и использован и я. В процессе применения этой системы анализа рассчитываются удельные веса отдельных структурных составляющих агрегированного показателя прибыли. В практике управления прибылью наибольшее распространение получили следующие виды вертикального (структурного) анализа:

1. Структурный  анализ прибыли (доходов, затрат), сформированной по отдельным  сферам деятельности. В процессе  осуществления этого анализа  рассчитываются удельные веса  или соотношения сумм прибыли  (доходов, затрат) по операционной  и другим сферам деятельности.

2. Структурный  анализ прибыли (доходов, затрат) по отдельным видам продукции.  Степень агрегирования номенклатуры  продукции определяется самим  предприятием.

3. Структурный  анализ отдельных видов налоговых  платежей в общей их сумме,  уплачиваемой предприятием. Такой  анализ используется для формирования  или оценки эффективности налоговой  политики предприятия. 

4. Структурный  анализ активов. В процессе  этого анализа рассматриваются  соотношение оборотных и внеоборотных  активов предприятия; состав используемых  внеоборотных активов; структура  оборотных активов; состав инвестиционного  портфеля и другие структурные  показатели. Результаты этого анализа  позволяют оценить ресурсный  потенциал генерирования прибыли  предприятием.

5. Структурный  анализ капитала. В процессе этого  анализа определяются удельный  вес используемого предприятием  собственного и заемного капитала; состав используемого заемного  капитала по периодам его предоставления (кратко- и долгосрочный привлеченный  заемный капитал); состав используемого  заемного капитала по его видам  (банковский кредит; финансовый кредит  других форм; товарный или коммерческий  кредит и т.п.). Результаты этого  анализа используются в процессе  оценки эффекта финансового левериджа,  определения средневзвешенной стоимости  капитала и других показателей,  оказывающих влияние на формирование  прибыли предприятия.

6. Структурный  анализ распределения или использования  полученной прибыли. Такое структурное  разложение осуществляется в  разрезе направлений распределения  прибыли, а по каждому из  направлений распределения в  разрезе форм конкретного ее  использования. 

III. Сравнительный  анализ прибыли базируется на  сопоставлении значений отдельных  групп аналогичных ее показателей  между собой. В процессе использования  этой системы анализа рассчитываются  размеры абсолютных и относительных  отклонений сравниваемых показателей.  В практике управления прибылью  наибольшее распространение получили  следующие виды сравнительного  ее анализа:

1. Сравнительный  анализ показателей уровня прибыли  (доходов, затрат) данного предприятия  и среднеотраслевых. Такой анализ  проводится предприятием с целью  оценки своей конкурентной позиции  по уровню хозяйствования и  выявления резервов дальнейшего  повышения эффективности производственной  деятельности. Соответственно объектом  такого анализа являются показатели  лишь операционной прибыли. 

2. Сравнительный  анализ показателей прибыли (доходов,  затрат) данного предприятия и  предприятий — конкурентов. Целью  осуществления такого анализа  является определение конкурентной  позиции предприятия в рамках  конкретного регионального рынка  соответствующей продукции и  разработка мероприятий по ее  повышению. 

3. Сравнительный  анализ показателей прибыли (доходов,  затрат) отдельных центров ответственности  (структурных подразделений предприятия). Такой анализ проводится в  разрезе различных типов центров  ответственности. 

4. Сравнительный  анализ отчетных и плановых (нормативных)  показателей прибыли (доходов,  затрат). В процессе этого анализа  выявляется степень отклонения  отчетных показателей от плановых (нормативных) и определяются  причины этих отклонений. Такой  анализ используется для контроля  процесса текущего формирования  и использования прибыли и  внесения, необходимых корректив  в направления хозяйственной  деятельности предприятия. 

IV. Анализ  уровня рисков неотделим от  анализа уровня прибыли по  операциям всех сфер деятельности  предприятия — производственной, инвестиционной и финансовой. Это  связано с тем, что, определяя  меру прибыли по хозяйственной  деятельности (отдельным ее операциям)  следует всегда одновременно  определять и меру риска ей  сопутствующего. В связи с этим  система анализа уровня рисков  должна получит широкое использование  в процессе управления прибылью  предприятия. Под хозяйственным  риском понимается вероятность  возникновения непредвиденных финансовых  потерь (снижения суммы прибыли  или доходов, потери вложенного  капитала и т.п.) в ситуации  неопределенности условий осуществления  отдельных видов деятельности  предприятия.

1. Анализ  вероятности возникновения риска  основывается на использовании  следующих групп методов: экономико-статистических; расчетно-аналитических; аналоговых; экспертных. Выбор конкретных методов  оценки определяется наличием  необходимой информационной базы  и уровнем квалификации менеджеров.

2. Анализ  размера возможных финансовых  потерь при реализации риска  определяется суммой вложенного  капитала в осуществление данной  операции, ожидаемой суммой дохода  или прибыли по ней. По размеру  возможных финансовых потерь  выделяют четыре группы хозяйственных  операций: безрисковые хозяйственные операции, хозяйственные операции с допустимым уровнем финансовых потерь, хозяйственные операции с критическим уровнем финансовых потерь, хозяйственные операции с катастрофическим уровнем финансовых потерь

V. Анализ  коэффициентов (R-анализ) базируется  на расчете соотношения различных  абсолютных показателей между  собой. В процессе использования  этой системы анализа определяются  различные относительные показатели, характеризующие отдельные аспекты  формирования. распределения и использования прибыли предприятия. В практике управления прибылью наибольшее распространение получили следующие системы аналитических коэффициентов.

     1) Коэффициенты рентабельности. Основной  целью расчета и использования  этой системы коэффициентов является  определение эффективности формирования  прибыли предприятия. В процессе  такой оценки должен строго  соблюдаться принцип соответствия  соотносимых показателей при  расчете коэффициентов по конкретным  видам деятельности предприятия.  Существует два вида базовых показателей рентабельности, и эти виды определяю две группы коэффициентов рентабельности соответственно: рентабельность капитала и рентабельность продаж. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и т.д.

     Все показатели рассчитываются на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции (услуг) и чистой прибыли.

     Ниже  рассмотрим показатели, по которым  может быть оценена рентабельность капитала.

     1) Рентабельность инвестиций с  позиции всех заинтересованных  лиц. С помощью показателя прибыли  до вычетов процентов и налогов  можно сделать оценку общеэкономической  эффективности использования совокупных  ресурсов коммерческой организации  посредством расчета аналитического  коэффициента, называемого коэффициентом  генерирования доходов. Рассчитывается  этот коэффициент по формуле  (1). 

      , (1) 

     где Кгд – коэффициент генерирования доходов, %;

     Поп – операционная прибыль, тыс. руб.;

     Ā – средняя стоимость активов  фирмы, тыс. руб. 

     2) Рентабельность инвестиций с  позиции инвесторов. При проведении  аналитических расчетов с позиции  инвесторов используются такие  коэффициенты как рентабельность  активов (2) и рентабельность инвестированного  капитала (3). 

       (2) 

     где Ра – рентабельность активов, %;

     Пч – чистая прибыль, тыс. руб.;

     Ā – средняя стоимость активов  фирмы, тыс. руб. 

      (3) 

     где Рик – рентабельность инвестированного капитала, %;

     Пч – чистая прибыль, тыс. руб.;

     ИКнг – инвестированный капитал на начало года (итог раздела III + итог раздела IV), тыс. руб.;

     ИКкг – инвестированный капитал на конец года (итог раздела III + итог раздела IV), тыс. руб.

     3) Рентабельность капитала с позиции  собственников предприятия. Определяет  эффективность использования средств  собственников, вложенных в предприятие,  позволяет сравнить с возможным  доходом от вложения этих средств  в другие предприятия (ценные  бумаги).  С точки зрения собственников  предприятия основным показателем  является отношение чистой прибыли к собственному капиталу. Как известно, собственный капитал не является постоянным в течение года, поэтому предпочтение в расчетах следует отдать методу расчета по средней за год величине. Коэффициент рассчитывается  по формуле (4). 

       (4) 

     где Рск – рентабельность собственного капитала, %;

     Пч – чистая прибыль, тыс. руб.;

     СКнг – собственный капитал на начало года, тыс. руб.;

     СКкг – собственный капитал на конец года, тыс. руб.

     Показатель  рентабельности собственного капитала рассчитывается ежегодно на основании  данных Баланса и Отчета о прибылях и убытках.

Информация о работе Управление прибвлью предприятия