Управление издержками организации и его роль в повышении эффективности производственно-хозяйственной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является изучение издержек предприятия.
Объектом исследования в работе являются издержки предприятия.
Предмет исследования – управление затратами.

Оглавление

Введение

1. Издержки и затраты, расходы и их классификация

2. Основы формирования себестоимости продукции (работ, услуг) и классификация её видов

3. Калькулирование себестоимости продукции

4. Управление себестоимости продукции

5. Планирование себестоимости: показатели и методы

6. Факторы и пути снижения себестоимости продукции

Заключение

Используемая литература

Файлы: 1 файл

курсач 1.docx

— 127.66 Кб (Скачать)

  Учет  по системе «директ-костинг» является основой управления себестоимостью при помощи контроллинга. Себестоимость здесь определяется по прямым затратам, которые непосредственно относятся на конкретные изделия, а остальные затраты покрываются общей суммой выручки. Разница между выручкой и прямыми затратами называется суммой покрытия или маржинальным доходом. Соотношение цены, полной и усеченной себестоимости по системе «директ-костинг» представлено на рис. 4.2 [10].

  Усеченная себестоимость используется и в  концепции минимально допустимого уровня издержек, которая основана на понятиях «безубыточный объем производства». «Точка безубыточности» (критическая точка) представлена на графике безубыточности (рис. 4.3).

   Для построения графика безубыточности используются показатели объема реализации продукции (выручки), условно-постоянные и переменные издержки, которые в сумме дают общие издержки. Ситуация, когда общие издержки производства равны величине объема реализации продукции, называется порогом рентабельности, а точка пересечения — точкой безубыточности. 
 
 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Координата точки безубыточности (NPб) по оси ординат показывает объем реализации в натуральном выражении, при котором прибыль равна нулю. Координата точки по оси абсцисс отражает пороговую выручку (Впор), размер которой позволяет достичь уровня порога рентабельности. Выделяют зону прибыли и зону убытков. Разница между фактической и пороговой выручкой позволяет определить запас финансовой прочности предприятия.[13]

  Для аналитического определения точки  безубыточности введем следующие обозначения: Ц - цена единицы продукции, р.; VPст - объем реализации в стоимостном выражении, р.; VР, VРб -соответственно объем реализации и безубыточный объем реализации в натуральных единицах измерения; Зпер - переменные издержки (затраты) на единицу продукции, р.; Зпост - постоянные издержки на весь объем производства, р.; Зобщ - общие издержки производства, включающие постоянные и переменные издержки на весь объем производимой продукции, р.

Если  объем реализации в стоимостном  выражении (VРст) определяется по формуле

ст = ЦРР, а общие издержки - по формуле 30бщ = Зпост + Зпер VР, то в точке безубыточности объем реализации будет равен общим издержкам 

ЦVPб = Зпост   +  Зпер VPб  

  Тогда безубыточный объем реализации, при  котором прибыль равна нулю, можно определить по формуле 

  VPб = Зпост /(Ц- Зпер). 

  В свою очередь, пороговую выручку можно определить по формуле 

Впор  = ЦVPб. 

  Критическую цену реализации единицы продукции  для точки безубыточности (Цб) можно определить по формуле 

Цб = (Зпост   +  Зпер VPб ) / NPб = Зпост / NPб  + Зпер

  Разница между ценой и удельными переменными  затратами является маржинальным доходом на единицу продукции. Общий маржинальный доход (Дм) при общем объеме реализации определяется по формуле

Дм=VР(Ц - Зпер).

Из данной формулы видно, что предприятие  имеет потенциальную возможность влиять на общую выручку от реализации и прибыль путем изменения переменных издержек и объемов реализации. Такая возможность получила название производственный леверидж (рычаг). Эффект производственного левериджа (ЭПЛ) отражает степень влияния затрат на прибыль при изменении объемов реализации и рассчитывается отношением маржинального дохода к прибыли

ЭПЛ = VР (Ц - Зпер) / П = (П + Зпост) / П = 1 + Зпост / П.

  В практике управления затратами и  результатами производства в целях повышения его эффективности важное место занимает организация на предприятиях центров ответственности. Учет по центрам ответственности предполагает отнесение на каждый центр только тех затрат и результатов, на которые этот центр может повлиять. В зависимости от специфики и структуры бизнеса и от функций, выполняемых подразделениями, центры ответственности классифицируются на центры нормативных затрат (ЦНЗ), центры управленческих затрат (ЦУЗ), центры доходов (ЦД), центры прибыли (ЦП), центры инвестиций (ЦИ) (табл. 4.3).

  В центре нормативных затрат руководитель отвечает за соблюдение нормативов затрат на производство продукции (работ, услуг) (производственные подразделения, отдел закупок). В центре управленческих затрат руководители подразделений, с деятельностью которых связаны косвенные расходы предприятия, отвечают за соблюдение уровня расходов, запланированного в бюджете предприятия (бухгалтерия, отдел труда и заработной платы, плановый и финансовый отделы). В центре доходов обычно руководители подразделений, связанных с реализацией продукции (работ, услуг), несут ответственность за объем продаж, соблюдение лимитов коммерческих и сбытовых расходов, размер выручки компании. В центре прибыли руководители подразделений, руководители службы главного экономиста предприятия, управления, бухгалтерского и налогового учета, самостоятельных (хозрасчетных) подразделений предприятия несут ответственность за максимизацию суммы получаемой прибыли и в этой связи обладают полномочиями, позволяющими осуществлять контроль над доходами и расходами, принимают управленческие решения инвестиционного и инновационного характера, от которых зависит прибыль предприятия. В центре инвестиций руководители предприятия, финансового управления, самостоятельных (хозрасчетных) подразделений предприятия отвечают за эффективность использования инвестиций.

Основная  функция центров ответственности  заключается в формировании и  контроле исполнения операционного, финансового и инвестиционного бюджетов, входящих в структуру основного бюджета предприятия. Операционный бюджет является планом доходов (выручки), затрат (себестоимости) и конечных финансовых результатов (прибыли) предприятия на бюджетный период. Финансовый бюджет — это план, во-первых, денежных поступлений и расходов, во-вторых, движения всех ликвидных ресурсов и текущих обязательств предприятия на бюджетный период. Инвестиционный бюджет — план инвестиционных и прежде всего капитальных затрат и долгосрочных вложений предприятия на бюджетный период.

  Контроль  исполнения бюджетов осуществляется на каждом иерархическом уровне всей системы  центров ответственности с применением  методики многоуровневого анализа. Каждый уровень отражает степень  детализации показателей бюджета, используя принцип «от общего к частному». Так, на нулевом уровне оцениваются отклонения фактически полученной суммы прибыли по предприятию от ее величины, предусмотренной бюджетом. На первом уровне изучаются отклонения показателей объема продаж и расходов, обусловивших образование отклонений по прибыли. На втором уровне исследуется влияние отклонений показателей объема производства, структурных сдвигов, емкости рынка, вызвавших отклонение объема продаж и т. д. 
 

    5. ПЛАНИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ: ПОКАЗАТЕЛИ И МЕТОДЫ 

  Цель  планирования себестоимости — оптимизация текущих затрат предприятия, которая обеспечивает необходимые темпы роста прибыли и рентабельности на основе рационального использования трудовых и материальных ресурсов. Основные плановые показатели: себестоимость произведенной и реализуемой продукции, изменение себестоимости сравнимой продукции; затраты на 1 р. произведенной продукции; общая величина затрат по предприятию; себестоимость единицы продукции. Разделами плана снижения себестоимости являются смета затрат на производство по экономическим элементам; расчет снижения себестоимости продукции за счет влияния на нее технико-экономических факторов; калькуляция себестоимости видов продукции (работ, услуг).

  Порядок (схема) планирования себестоимости  в соответствии с рекомендациями Министерства промышленности Республики Беларусь предполагает:

  ■ расчет планируемой суммы экономии (удорожания) затрат по технико-экономическим факторам и на этой основе определение величин

и уровня затрат на производство продукции в плановом периоде, расчет плановой себестоимости всего объема производства продукции;

  • составление баланса распределения продукции и услуг по потребителям, разработка смет затрат и калькулирование себестоимости продукции и услуг;
  • разработку смет расходов на подготовку и освоение производства новых видов продукции и смет пусковых расходов;
  • составление смет общепроизводственных расходов по цехам основного производства с последующим суммированием их по предприятию в целом; составление смет транспортно-заготовительных расходов, общехозяйственных и коммерческих расходов;
  • калькулирование себестоимости единицы каждого вида продукции, расчет себестоимости всего объема производства продукции;

■ составление сметы и свода затрат на производство. Правильность плановых расчетов проверяется следующим

равенством: полная себестоимость всего объема производства продукции, исчисленная  исходя из общей суммы затрат на производство, равняется плановой себестоимости продукции в сводном расчете по технико-экономическим факторам, а также равна себестоимости, рассчитанной исходя из плановых калькуляций отдельных изделий и их планируемого выпуска.

  При планировании себестоимости продукции  применяются пофакторный, сметный (бюджетирование), нормативный методы и метод калькуляций, что позволяет решать ряд взаимосвязанных задач планирования издержек.

  Пофакторный метод основан на определении влияния технико-экономических факторов на издержки производства в планируемом году по сравнению с предыдущим годом. Для этого определяют:

  • затраты на 1 р. произведенной продукции в базисном периоде;
  • себестоимость продукции планируемого года, исходя из затрат на один рубль продукции базисного года в ценах планируемого года;
  • влияние каждого фактора на уровень затрат и исчисление общей суммы экономии (удорожания);
  • плановую себестоимость продукции путем вычитания из себестоимости произведенной продукции, рассчитанной по уровню затрат базисного года, итоговой суммы экономии;
  • затраты на 1 р. продукции планируемого года и снижение (удорожание) этих затрат по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах.

  Сметный метод основан на употреблении каждой статьи себестоимости с помощью специальных смет затрат. В зарубежной практике этот метод носит название метода бюджетирования, а смета затрат называется бюджетом. В качестве смет затрат используют показатели отдельных разделов бизнес-плана, в которых обосновываются затраты материально-технических, трудовых и других ресурсов. Смета составляется как на отдельные комплексные статьи расходов и затраты структурных подразделений, так и в целом на объем произведенной и реализуемой продукции. При этом разработка смет затрат с учетом косвенных статей расходов включает определение расходов на подготовку и освоение производства, содержание и эксплуатацию оборудования, изготовление специальной оснастки и прочих специальных расходов, общепроизводственных, общехозяйственных расходов, прочих производственных и коммерческих расходов.

  Смета «Расходы на подготовку и освоение производства» составляется по каждому виду вновь осваиваемой продукции, производства или цеха независимо от источника возмещения этих затрат. Сюда включаются расходы на освоение новых предприятий, производств, цехов и агрегатов (пусковые расходы), расходы на подготовку и освоение производства новых видов продукции и новых технологических процессов, расходы на подготовительные работы в добывающих отраслях промышленности. На основе смет по отдельным изделиям составляются сводные сметы расходов по калькуляционным статьям или экономическим элементам. Сводные сметы составляются по затратам, возмещаемым за счет средств фонда развития, исходя из сметы затрат и количества выпускаемой продукции.

  Смета «Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования» включает затраты, связанные с содержанием средств труда, участвующих в производственном процессе, и расходы по их восстановлению в связи с износом, которые группируются по статьям; амортизацию оборудования и транспортных средств; эксплуатацию оборудования; текущий ремонт оборудования и транспортных средств; внутризаводское перемещение грузов; износ малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и приспособлений; прочие расходы.

  Смета «Расходы на изготовление специальной  оснастки и прочих специальных расходов»  составляется по каждому виду изделия, по отдельным видам прочих специальных  расходов, которые включают оплату научно-исследовательским, проектно-технологическим  и другим организациям за техническую  помощь в освоении данного изделия; расходы на проведение специальных  испытаний выпускаемой продукции  для проверки долговечности, надежности, качества конструкции и качества изготовления; прочие затраты.

Информация о работе Управление издержками организации и его роль в повышении эффективности производственно-хозяйственной деятельности