Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 09:36, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы - построенный на основе анализа состояния дебиторской задолженности, поиск эффективных форм управления дебиторской задолженностью, направленных на укрепление финансового положения фирмы в целом (на примере ООО «Лузинское зерно»).
Для достижения цели исследования были решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические основы управления дебиторской задолженностью предприятия;
- проведен анализ системы управления дебиторской задолженностью,
проанализировано финансовое состояние предприятия ООО "Лузинское зерно";
- выявлены основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью предприятия ООО «Лузинское зерно».
Введение………………………………………………………………………………… 3
1 Теоретические основы управления дебиторской задолженностью предприятия.. 6
1.1 Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности……………………... 6
1.2 Технология управления дебиторской задолженностью………………………. 10
1.3 Анализ дебиторской задолженности…………………………………………… 16
Выводы………………………………………………………………………………….. 21
2 Анализ системы управления дебиторской задолженности предприятия ООО «Лузинское зерно»……………………………………………………………………...
23
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Лузинское зерно»……………. 23
2.2 Оценка финансового состояния и анализ дебиторской задолженности
предприятия ООО «Лузинское зерно»………………………………………………...
24
Выводы………………………………………………………………………………….. 32
3 Основные направления совершенствования управления дебиторской задолженности предприятия ООО «Лузинское зерно»………………………………
34
Заключение……………………………………………………………………………... 42
Список использованной литературы………………………………………………….. 45
На данном предприятии полностью автоматизировать управление дебиторской задолженностью, т.е. учет; автоматически осуществлять рассылку писем с предупреждением о сроках платежа и информацией о том, какие меры будут применены к должнику при неисполнении обязательств в срок; автоматически блокировать отгрузку, если превышен лимит или период просрочки исполнения обязательств по предыдущей поставке превысил допустимые значения; на основании договорных условий начислять пени и штрафы нецелесообразно. Для среднего по размерам предприятия приемлемо создавать программу учета и контроля дебиторской задолженности в Access. Этого достаточно, чтобы контролировать дебиторскую задолженность по 600 клиентам, при этом ежедневно выставлять порядка 20-30 счетов. Таким образом, достаточно постоянно обновлять данные о платежах, произведенных отгрузках и т.д.
Автоматический учет, предоставление информации о просроченной дебиторской задолженности, а также о наступлении сроков выплаты по обязательствам приведет к ускорению ее оборачиваемости.
по срокам
погашения, определение размера
задолженности по каждому покупателю)
позволяет значительно усилить
контроль за ее объемом. Кроме того,
руководству будет легче
Особое внимание при управлении дебиторской задолженностью надо уделять изменению таких параметров, как общий объем задолженности, задолженность отдельных дебиторов, оборачиваемость. Постоянное наблюдение за этими параметрами позволит в случае их неблагоприятных изменений своевременно принять меры. Произведем расчет коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности на 2009 год: К о.д.з. = Выручка от реализации/Среднегодовая стоимость дебиторской задолженности
Средняя ДЗ2009 = 184991+497283/2 = 341137 тыс. руб
К о.д.з. = 433407/341137 = 1,27
Это означает, что оборот дебиторской задолженности ООО «Лузинское зерно» существенно низкий. Это может быть результатом недостаточно активной работы по взысканию задолженности и наличия значительного количества просроченных счетов к оплате, а также отсутствие стимула (скидок) для оплаты счетов дебиторами в срок.
за исполнением обязательств и способы взыскания дебиторской задолженности.
На этапе контроля за исполнением обязательств клиентом и анализа фактического состояния дебиторской задолженности важное значение приобретают наличие надлежащего управленческого учета на предприятии, имеющиеся регламенты работы с дебиторской задолженностью. Осуществление постоянного мониторинга дебиторской задолженности позволяет отслеживать темпы ее роста, выявлять просрочки по оплате со стороны дебиторов и принимать своевременные управленческие решения.
В случае если покупатель свои обязательства надлежащим образом не исполнил, сначала рекомендуется использовать досудебный порядок взыскания задолженности. Выбор той или иной тактики поведения с дебитором зависит от причины, по которой он отказывается платить. Могут быть следующие причины неисполнения обязательств.
1. Нет средств.
2. Средства есть, но они направляются на исполнение других обязательств.
3. Есть претензии к качеству поставленного товара (выполненным работам, оказанным услугам).
4. После отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) у покупателя отпала потребность в данном товаре (выполненных работах, оказанных услугах).
Когда речь идет о взыскании задолженности, необходимы и важны как юридические способы решения проблемы, так и психологическое воздействие. При этом хотелось бы заметить, что чем больше у кредитора информации о должнике, тем больше вариантов для воздействия на него.
Во втором и четвертом случаях необходимо использовать жесткую тактику переговоров. Если есть претензии к качеству поставленного товара (выполненным работам, оказанным услугам), сначала выясняется обоснованность претензий. Рекомендуется требовать у покупателя документ, подтверждающий проведение экспертизы на соответствие товара надлежащему качеству. Если претензии обоснованы, надо попытаться найти с дебитором компромисс, в противоположном случае - использовать жесткую тактику переговоров.
Рекомендуется предприятию максимально задействовать свои внутренние силы на проверку платежеспособности покупателей.
Если переговоры с должниками ни к чему не привели, необходимо обращаться в суд. Однако даже положительное решение суда не гарантирует быстрого поступления взысканных сумм.
Для полноценного и продуктивного функционирования деятельности предприятия необходимо:
1. Своевременно производить анализ состава и структуры дебиторской задолжен-
ности по конкретным покупателям, а также по срокам образования задолженности или сроках их возможного погашения, что позволит своевременно выявлять просроченную задолженность и принимать меры к ее взысканию. Данные о сроках образования (погашения) задолженности должны быть регулярными и оперативными.
2. Постоянно следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолжен-ности, так как значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой неустойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования, а превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия.
3. Контролировать оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, а также состояние расчетов по просроченной задолженности, так как в условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости поставленной продукции, поэтому желательно расширить систему авансовых платежей.
Также следует отметить, что пока дебитор не оплатит свою задолженность перед предприятием, она должна постоянно финансироваться, к тому же сохраняется риск, что оплата вообще не будет произведена. Таким образом, одним из ключевых мероприятий по совершенствованию управления дебиторской задолженностью должно стать применение факторинга, в частности будет предложено продать задолженность по расчетам с разными дебиторами и кредиторами. Данное мероприятие очень актуально для анализируемого предприятия, так как оно позволит за счет уменьшения дебиторской задолженности увеличить ликвидность и финансовую устойчивость предприятия, а также снизить риск финансовых потерь.
Заключение
Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчётах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеет отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.
Выделяют два основных подхода к управлению дебиторской задолженностью:
1. Сравнение дополнительной прибыли, связанной со схемами финансирования (предоставление скидок), с затратами, возникающими при изменении политики реализации продукции (предоплата или продажа в кредит).
2. Сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженности по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, расходам по инкассации и др.
Эффективное управление дебиторской задолженностью относится к необходимым условиям успешной работы фирмы, т. к. оно создает предпосылки для быстрого роста бизнеса и увеличения финансовых возможностей фирмы. Ускоряется товарооборот, аккумулируются свободные средства, вовремя оплачиваются необходимые счета, а также фирма может оплатить кредиторскую задолженность в то же самое время, что и ее конкуренты. Такое предприятие в будущем может надеяться на скидки, т. к. снижается ее кредитный риск, связанный с оплатами дебиторов.
Дебиторская задолженность представляет собой задолженность других лиц
(организаций,
предпринимателей, работников, физических
лиц) переданной организацией, отражение
которой в бухгалтерском учете
выражено как имущество
Дебиторская задолженность - сумма долгов, причитающихся предприятию, организации или учреждению от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними.
Главной целью управления дебиторской задолженностью является оптимизация ее величины и ускорение цикла оборота этих средств для улучшения платежеспособности предприятия.
Из предварительной оценки финансового положения ООО «Лузинское зерно» - вероятность банкротства меньше 50%, что подтверждают низкий коэффициент ликвидности и низкий коэффициент финансовой зависимости.
Теоретически, факт увеличения дебиторской задолженности в период с 2008 г. по 2009 г. отражает увеличение оборотных средств, а следовательно – улучшение финансового положения.
Оценку оборачиваемости и качества дебиторской задолженности определена по следующей совокупности параметров:
а) оборот дебиторской задолженности и период оборота дебиторской задолженности (количество оборотов дебиторской задолженности за последние 2 года изменилось незначительно и составляет 1 раз в год);
б) долю дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов и долю
сомнительной
задолженности в составе
в) реестр «старения» счетов дебиторов (наибольший удельный вес занимает "Лузинский Комбикормовый завод" 356515 тыс. руб., или 73% от общей дебиторской задолженности).
Из анализа ликвидности (оборачиваемости) дебиторской задолженности видно, что 19,3 раза задолженность образуется и поступает в ООО «Лузинское зерно» за период 455 дней. Продолжительность одного оборота за этот период составила 31 день, т.е. за 31 день погашается задолженность.
Проведен анализ структуры оборотных средств предприятия по ООО «Лузинское зерно». Наибольший удельный вес в текущих активах занимает задолженность. На ее долю на начало года приходится 57,35% . К концу года абсолютная ее сумма увеличилась, и доля увеличилась на 28,48%.
Тенденция роста доли дебиторской задолженности в текущих активах свидетельствует о нестабильной ликвидности дебиторской задолженности, о постоянном уменьшении ликвидности дебиторской задолженности.
Подводя краткие итоги анализа дебиторской задолженности, можно заключить, что ООО «Лузинское зерно» имеет низкий уровень ликвидности дебиторской задолженности, т.е. ее способности конвертироваться в денежные средства без значительной потери в цене.
Для более эффективного управления дебиторской задолженностью следует внедрить на предприятии комплексную систему управления ею, в связи с чем произойдет ускорение цикла оборота дебиторской задолженностью и оптимизируется ее величина. В свою очередь данное мероприятие позволит улучшить платежеспособность предприятия ООО «Лузинское зерно».
Информация о работе Управление дебиторской задолженностью предприятия