Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 09:36, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы - построенный на основе анализа состояния дебиторской задолженности, поиск эффективных форм управления дебиторской задолженностью, направленных на укрепление финансового положения фирмы в целом (на примере ООО «Лузинское зерно»).
Для достижения цели исследования были решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические основы управления дебиторской задолженностью предприятия;
- проведен анализ системы управления дебиторской задолженностью,
проанализировано финансовое состояние предприятия ООО "Лузинское зерно";
- выявлены основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью предприятия ООО «Лузинское зерно».
Введение………………………………………………………………………………… 3
1 Теоретические основы управления дебиторской задолженностью предприятия.. 6
1.1 Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности……………………... 6
1.2 Технология управления дебиторской задолженностью………………………. 10
1.3 Анализ дебиторской задолженности…………………………………………… 16
Выводы………………………………………………………………………………….. 21
2 Анализ системы управления дебиторской задолженности предприятия ООО «Лузинское зерно»……………………………………………………………………...
23
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Лузинское зерно»……………. 23
2.2 Оценка финансового состояния и анализ дебиторской задолженности
предприятия ООО «Лузинское зерно»………………………………………………...
24
Выводы………………………………………………………………………………….. 32
3 Основные направления совершенствования управления дебиторской задолженности предприятия ООО «Лузинское зерно»………………………………
34
Заключение……………………………………………………………………………... 42
Список использованной литературы………………………………………………….. 45
Эффективность управления текущими активами можно повысить, разумно используя учёт векселей и факторинг. Факторинг и учёт векселей - это один из важнейших аспектов управления дебиторской задолженностью. Факторинг и учёт векселей - это две формы, в которых поставщик продаёт задолженность покупателя другим организациям.
Учёт в банке векселя - это покупка банком векселя у поставщика, полученного от покупателя в уплату за товар. Учёт векселя банком является разновидностью кредитных операций, за которую банк получает доход в форме дисконта векселя. Величина дисконта, удерживаемого банком в свою пользу от номинала векселя при его приобретении у поставщика, определяется по следующей формуле:[9]
(1.2)
Сделать вывод о целесообразности использования векселя для поставщика и покупателя в сравнении с краткосрочным кредитом можно путём сравнения годовой ставки по краткосрочному банковскому кредиту с величиной:
Формулы соответственно будут иметь следующий вид:[9]
и
,
где СД - годовая дисконтная ставка по коммерческому кредиту, предоставляемому покупателю поставщиком, %;
В - номинал векселя (сумма векселя), руб.;
- стоимость партии товара, руб.;
Т - период погашения векселя, в днях;
СФЗ - годовая ставка финансовых затрат поставщика по схеме с векселем, %;
Д - дисконт векселя, руб.;
t - период от даты учёта до даты погашения векселя, в днях.
Для того чтобы повысить эффективность работы с дебиторами, многие крупные компании создают самостоятельные подразделения и дочерние компании, специализирующиеся на работе с дебиторской задолженностью. Узкая специализация этих подразделений позволяет им не только пользоваться традиционными приемами работы с дебиторами, но и применять современные методы, например такой как факторинг [8, с. 111].
Факторинг (англ. factor – посредник). С экономической точки зрения, факторинг относится к посредническим операциям. Факторинг - это переуступка поставщиком права получения средств за реализованную им продукцию (товары) факторинговому отделу банка или специализированной организации.
К важнейшим аспектам системы управления дебиторской задолженностью относят выбор формы безналичных расчётов и вида платёжных документов. Положением ЦБ РФ от 03.10.2002 г. №2-П предусмотрено применение расчётов посредством следующих документов: платёжными поручениями; аккредитивом; чеком, по инкассо с использованием платёжных требований или инкассовых поручений.
Платёжное поручение - это распоряжение владельца банковского счёта (плательщика), оформленное в виде расчётного документа, перевести определённую денежную сумму на банковский счёт получателя средств, открытого в этом или другом банке.
Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банк-эмитент) по поручению плательщика произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющий банк) произвести такие платежи. Аккредитив открывается для работы с одним получателем средств.
Независимо от вида аккредитива (депонированный или гарантированный), их использование даёт поставщику гарантию оплаты за его товары при соблюдении всех условий договора и аккредитива. В первом случае денежные средства резервируются на специальном счёте, что и является гарантией платежа. Во втором случае оплата первоначально производится за счёт средств банка-эмитента, но также является обязательной.
Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение банку юридического или физического лица (чекодатель), имеющего денежные средства в банке, произвести платёж указанной в нём суммы лицу (чекодержатель), в пользу которого выдан чек.
Чек даёт полную гарантию получения средств, поскольку его оформление предполагает обязательное депонирование средств на расчётном счёте. Оплата чеков производится в момент их предъявления.
Инкассовое поручение является расчётным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Бесспорный порядок может быть установлен законодательством (для перечисления средств контролирующим органам или по исполнительным документам, решению суда) либо условиями договора между клиентами банка. Последнее должно быть указано в договоре банковского счёта.
Законодательством определён общий срок безналичных расчётов: он не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта РФ и пяти операционных дней в пределах РФ [9].
1.3 Анализ дебиторской задолженности
При определении политики продаж необходим предварительный расчет и сопоставление дополнительных расходов от продаж в долг и расходов, связанных с риском неоплаты в установленный договором срок или превращение дебиторской задолженности в безнадежную к взысканию.
С установленной периодичностью специалисты компании должны анализировать дебиторскую задолженность по персональному списку контрагентов, срокам образования и размерам; контролировать расчеты по отсроченной или просроченной задолженности, оценивать реальность наличия дебиторской задолженности; определять приемы и способы ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов.
Анализ и контроль изменения дебиторской задолженности можно производить с помощью абсолютных и относительных показателей:
где ДЗ - средний остаток дебиторской задолженности;
П - объем продаж.
Коэффициент инкассации позволяет установить, когда и в какой сумме ожидается поступление денежных средств от продаж данного периода.
где В - выручка от реализации товаров;
ДЗср - средняя остаток дебиторской задолженности за отчетный период.
Показатель характеризует число оборотов, совершенных дебиторской задолженностью, за анализируемый период. С помощью данного коэффициента можно рассчитать, во сколько раз объем реализованной продукции превышает дебиторскую задолженность. При ускорении оборачиваемости происходит снижение значения показателя, что свидетельствует об улучшении расчетов с дебиторами.
Следует иметь в виду, что чем больше период просрочки задолженности, тем выше риск ее непогашения.
В зависимости от размера дебиторской задолженности, количества расчётных документов и дебиторов анализ её уровня можно проводить как сплошным, так и выборочным методом. Общая схема контроля и анализа включает в себя несколько этапов:
Увеличение доли долгосрочной дебиторской задолженности в динамике может привести к снижению уровня платежеспособности организации, уменьшению ликвидности активов. Превышение темпов роста дебиторской задолженности над темпами увеличения выручки от продаж свидетельствует о снижении уровня управления дебиторской задолженностью, о «замораживании» части выручки, необходимой для финансирования текущей деятельности.
Результаты анализа дебиторской задолженности должны учитываться при планировании дальнейшей деятельности предприятия.
Основной задачей этого анализа является определение ликвидности дебиторской задолженности. Для этого необходимо оценить объем (или уровень), оборачиваемость и качество дебиторской задолженности. Однако, прежде чем приступить к этому, целесообразно на мой взгляд, сделать предварительную оценку финансового состояния фирмы, т. к. она обеспечивает раннее обнаружение признаков кризисного развития предприятия.
Анализ дебиторской задолженности рекомендуется проводить по следующим фазам:
В процессе предварительной оценки финансового состояния фирмы традиционно используется такой метод, как экспресс-анализ.
Экспресс-анализ - это стадия комплексного анализа финансового состояния коммерческой организации. Он состоит в обработке небольшого количества существенных и легко определяемых показателей.
Диагностический анализ дебиторской задолженности начинается с оценки объема дебиторской задолженности фирмы на основе определения коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность.
где КОАдз - коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность;
ДЗ - общая сумма дебиторской задолженности организации (или сумма задолженности отдельно по товарному и потребительскому кредиту);
ОА - общая сумма оборотных активов организации [3, с. 186].
Средний срок оплаты счетов дебиторов, в днях - один из важнейших элементов анализа дебиторской задолженности. Средний срок оплаты счетов дебиторов или период оборота дебиторской задолженности показывает среднее число дней, требуемое для взыскания (инкассирования) задолженности.
Информация о работе Управление дебиторской задолженностью предприятия