Теоретические основы анализа внутрифирменного планирования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:34, реферат

Краткое описание

В настоящее время в России особую актуальность приобретают обоснование и разработка стратегии социально-экономических преобразований с четким определением целей, приоритетов и этапов. Важнейший элемент такой стратегии является планирование.

Файлы: 1 файл

Глава 1.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

Глава 1. Теоретические основы анализа внутрифирменного планирования на предприятии

1.1. Понятие внутрифирменного планирования и особенности  формирования бизнес-плана при финансовом оздоровлении предприятия

В настоящее  время в России особую актуальность приобретают обоснование и разработка стратегии социально-экономических преобразований с четким определением целей, приоритетов и этапов. Важнейший элемент такой стратегии является планирование.

Планирование – это определение цели развития управляемого объекта, методов, способов и средств ее достижения, разработка программы, плана действия различной степени детализации на ближайшую и более отдаленную перспективу.

Планирование  обязательно в любой организации, которая намеревается предпринимать  какие-то действия и перспективно развиваться.

Сущность планирования заключается в обосновании наилучшим  образом видов, объемов, сроков, и  других показателей производства и  продажи товаров, выполнения работ  и оказания услуг, которые при  умелом использовании имеющихся  ресурсов могут принести предприятию наибольший доход.

Невозможно  добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя возможных последствий. Эффективное планирование улучшает результаты (см. рис.1).

Условия получения желаемых результатов

Результаты

 

Результаты

 

Менеджеры единой структуры управления объектом (предприятием, муниципальным образованием, территорией  и т.д.)

 

План и его  хорошее исполнение

 

 

(Хороший план + Хорошее его исполнение) ∙ Удовлетворенность  менеджеров = Желаемые результаты

Рисунок 1

Процесс планирования позволяет увидеть весь комплекс будущих операций предпринимательской  деятельности и предвосхитить то, что может случиться.

По мнению М.  Бухалкова,  сущность внутрифирменного планирования в условиях свободных  рыночных отношений заключается в:

– научном обосновании  на объектах планирования предстоящих  экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности;

–  выборе наилучших  способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров;

–  выполнении работ и оказании услуг с установлением  таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов (Бухалков, 2001).

В целом, внутрифирменное  планирование – это создание системы  долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов,  касающихся всех отделов,  подотделов и подразделений организации и определяющих, во-первых, стратегию, тактику и практику деятельности фирмы, во-вторых, прогноз развития внешнего окружения, в-третьих, цели функционирования, а также и другие системообразующие факторы.

Составление и  реализация плана – непрерывный процесс, который может быть наглядно представлен следующей схемой (см. рис. 2).

Схема составления и реализации плана

Предпринимательство – это процесс принятия решений, их реализации и оценки результатов предпринятых действий, планирование дает основу для принятия оптимальных решений.

Работа без  плана является реакцией на совершающиеся  события, деятельность на основе плана  – реакцией на предвиденные и запланированные  явления.

Современная экономическая  ситуация, связанная с активным развитием  рыночных отношений, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений.

Оптимальным вариантом  достижения таких решений является новая прогрессивная форма плана – бизнес-план.

Успех в мире бизнеса решающим образом зависит  от трех элементов:

  • Понимания общего состояния дел на данный момент;
  • Представления того уровня, который вы собираетесь достичь;
  • Планирования процесса перехода из одного состояния  в другое.

Бизнес-план позволяет  решить эти проблемы. Он включает разработку цели и задач, которые ставятся перед  предприятием на ближайшую и дальнейшую перспективу, оценку текущего состояния  экономики, сильных и слабых сторон производства, анализ рынка и информацию о клиентах. В нем дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции.

Бизнес-план позволяет  показать выгодность предполагаемого  проекта и привлечь возможных  контрагентов, потенциальных финансовых партнеров. Он может убедить возможных инвесторов в том, что вы нашли привлекательные возможности развития производства, позволяющие успешно осуществлять намеченное, и предприятие имеет эффективную, реалистичную и последовательную программу осуществления целей и задач проекта. Инвестор вложит свои средства лишь в тот проект, который с достаточной вероятностью гарантирует ему получение максимальной прибыли.

Бизнес-план поможет  предупредить и корректно решить многие неизбежные проблемы в развитии бизнеса. Конечно, он не может исключить всех ошибок, он дает возможность продумать свои действия. Он является инструментом, с помощью которого возможен контроль и управление производством. Бизнес-план позволяет управлять по предварительному плану, а не просто реагировать на события.

Бизнес-план, описывая все основные аспекты будущего предприятия, анализируя проблемы, с которыми оно  может столкнуться, и, определяя  способы решения этих проблем, должен ответить на вопрос: «Стоит ли вообще вкладывать средства в этот проект и принесет ли он доход, который окупит все затраты?»

Дословно «бизнес-план»  переводится с английского как  план предпринимательской деятельности, предпринимательства и предполагает по крайней мере два слагаемых: бизнес и план.

Современный экономический словарь содержит следующее определение: «БИЗНЕС-ПЛАН – это программа осуществления бизнес-операции, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности». 
Бизнес-план — план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности. 1

Можно сделать  вывод о том, что в упрощенном виде бизнес–план – это всё о бизнесе, и это всё, что мы знаём о нём. Однако сформируем более детальное представление. В прикладном смысле бизнес-план — это документ, вырабатываемый новой или действующей компанией, в котором систематизируются основные аспекты намеченного коммерческого мероприятия.

Во-первых, Бизнес-план – это документ, который описывает все главные аспекты деятельности будущего предприятия, анализирует проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем;

Во-вторых, Бизнес-план – это плановый документ, который описывает все основные аспекты будущей деятельности фирмы в процессе реализации бизнес - идеи на определенном этапе  времени;

В-третьих, Бизнес-план – это технико-экономическое обоснование деятельности предприятий в рыночных условиях, программа его деятельности, которая характеризует модель развития предприятия в будущем;

В-четвертых, Бизнес-план – это план, который должен составить каждый потенциальный (начинающий) предприниматель, где он отображает всю информацию о товаре или услуге, которую собирается предложить на рынке, рыночном потенциале, возможной конкуренции, ресурсах, необходимых для производства (персонал, помещение, оборудование, материалы, техника, и тому подобное), необходимый капитал (инвестиции, операционные ресурсы) и имеющийся капитал, потребности в финансах, запланированную оборотность средств и результаты деятельности как правило на ближайшие 3-5 лет;

В-пятых, Бизнес-план – это документ, который готовится руководством предприятия (фирмы, компании), готовящегося к продаже (выкупу) или приватизации, в котором обстоятельно характеризуется прошлое, действительное и предполагаемое будущее предлагаемой к выкупу компании, с целью укрепления ее будущего финансового состояния.

Из данного  перечня определений становится очевидным, что бизнес-план по своей сути является документом как для начинающих предпринимателей, так и для действующих малых и крупных предприятий и компаний.

Бизнес-план составляется как для действующего предприятия, так и для нового вида деятельности или продукции, нового предприятия или предпринимателя.

В то же время, он нужен как предпринимателю для  начала своего бизнеса, так и руководителю фирмы, акционерам, инвесторам.

Если для  предпринимателя Бизнес-план, в общих чертах, включает разрабатываемую цель и задания, которые ставятся на ближайшую и будущую перспективу, информацию о том, как должен развиваться бизнес, то в нем так же должны содержаться все необходимые элементы, которые учитываются действующим предприятием (фирмой), а именно:

  • тщательный анализ руководства, ее материальных, трудовых, производственных и финансовых ресурсов, а также данные о прошлой деятельности компании и ее текущее положении на рынке;
  • формы отчета о прибылях и убытках, балансу и отчету о движении наличности с прогнозами на один-три года вперед и детальных прогнозах на более отдаленные сроки;
  • стратегия развития и поставлены задачи, в соответствии с которыми впоследствии будут анализироваться результаты работы предприятия (фирмы).

Очевидно, что  не зависимо от того, кем разрабатывается Бизнес-план и на каком уровне, основное его назначение заключается в развитии субъекта хозяйственной деятельности и получении прибыли. Исходя из этого, основное назначение разработки бизнес-плана заключается в следующем:

открытие предпринимателями нового дела и получение на выполнение проекта необходимых производственных ресурсов и, в первую очередь, денежных средств. Поиск инвесторов требует наиболее тщательного обоснования многих финансовых показателей с учетом существующей степени риска не только во внутренней производственно-хозяйственной деятельности, но и во внешних кредитно-финансовых и банковских структурах.

Очевидно, что для предпринимателя основной целью является планирование предпринимательской деятельности на определенный период времени в соответствии с определенной «бизнес-идеей», потребностью рынка, возможностей его ресурсного обеспечения для воплощения бизнес-идеи и получения прибыли. 
Данная цель достигается посредством достижения пяти важнейших целей бизнес-планирования:

  • определение уровня жизнеспособности и устойчивости развития бизнеса (предприятия, фирмы);
  • выявление сильных и слабых сторон бизнеса (предприятия, фирмы);
  • конкретизация стратегии развития через систему количественных и качественных показателей;
  • обеспечение поддержки инвесторов и акционеров;
  • снижение рисков предпринимательской деятельности.

Бизнес-план имеет четкие временные границы, по окончании которых цель бизнес-плана должна быть достигнута.

Правильно-составленный бизнес-план позволяет предпринимателю  извлечь следующие очевидные преимущества в организации своего бизнеса

  • управлять собственной предпринимательской деятельностью, а не просто реагировать на события;
  • обосновать выгодность предложенного проекта;
  • привлечь возможных контрагентов, важных партнеров;
  • привлечь внимание инвесторов привлекательными возможностями развития производства или услуг и привлечь их деньги;
  • как реальная и последовательная программа - эффективно осуществлять намеченное.

Бизнес-план финансового оздоровления предприятия является основным документом для санации неплатежеспособных предприятий, его разработка обязательна при проведении реорганизационных процедур.

Бизнес-план финансового оздоровления предприятия служит основой для выработки стратегии выживания, организации управления в условиях кризиса, предоставления предприятию государственной поддержки.

Кроме основного бизнес-плана финансового оздоровления предприятия целесообразно разработать отдельные бизнес-планы для всех выделенных центров хозяйствования, являющихся основными бизнес-линиями реструктурируемого предприятия.

Опыт работы в области планирования позволил найти оптимальную, с нашей точки зрения, структуру бизнес-плана, которая включает разделы:

1) концепция бизнеса;

2) краткая информация  о предприятии;

3) характеристика  объекта бизнеса;

4) исследование  и анализ рынка;

5) организационный план, в том числе правовое обеспечение;

6) персонал и  управление;

7) план производства;

Информация о работе Теоретические основы анализа внутрифирменного планирования на предприятии