Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 23:00, реферат
За последние восемь лет произошли радикальные сдвиги в общественно-политической и экономической жизни России. Курс проводимых реформ кардинально преобразил социально-трудовую сферу. Что же произошло в нашей стране и как влияет социальная сфера, и рынок труда в частности, на экономическую жизнь государства? На этот вопрос я и попытаюсь ответить в своей работе.
Введение
Понятие занятости
Экономически активное и неактивное население
2.1 Половозрастные характеристики
Безработица: сущность и формы
3.1 Естественная безработица
Фрикционная безработица
Добровольная безработица
Институциональная безработица
3.2 Вынужденная безработица
Технологическая безработица
Структурная безработица
Региональная безработица
3.3 Циклическая безработица
Состав категории безработных
4.1 Частичная занятость
Международная миграция трудовых ресурсов
Экспорт рабочей силы
Российские проблемы
Заключение
Список литературы
До последнего времени
основными поставщиками кадров высокой
квалификации в США и в западноевропейские
страны были Индия, Пакистан и Египет.
Эта тенденция в ближайшем
будущем может существенно
В то же время иммигранты
занимаются и не престижными, тяжелыми
и вредными работами. Эти рабочие
места даже в период кризисов при
увеличении числа безработных не
привлекают местное население. Так,
в индустриальных странах сложилось
специфическая стратификация, когда
самые нижние страты никто, кроме
иммигрантов, не хочет занимать. И
в силу вышеперечисленных причин
миграция рабочей силы низкой квалификации
является достаточно устойчивым феноменом
для экономик индустриальных стран.
Главными представителями группы полу
- и неквалифицированных
Государство довольно активно влияет на процесс иммиграции. При оживлении производства допускается либерализация импорта, при спаде происходит его лимитирование. Регулируется не только количество иммигрантов, но и профессиональная, квалификационная, половозрастная структура и, конечно же, продолжительность пребывания в стране. В странах- импортерах сложилась система государственных мер регулирования миграции. Она включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе, национальные службы иммиграции, а так же межгосударственные соглашения.
На международном уровне странами- участницами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) создана служба, которая координирует деятельность национальных иммиграционных управлений. Иммиграционная политика проводится непосредственно через национальные службы иммиграции, которые обычно создаются при министерствах труда, юстиции или внутренних дел. Иммиграционные службы стран осуществляют функции контроля за въездом в страну иммигрантов. Они выдают разрешения, согласованные с заявками предпринимателями на въезд и работу, а так же определяют время пребывания. Регулирование продолжительности пребывания осуществляется в разных странах по-разному. Для Германии, например, в основном, характерно жесткая ротация (пребывание от одного до 3-5 лет без приезда семей). Причем срок пребывания иммигрантов здесь не регулируется в законодательном или принудительном порядке. Для Франции, Бельгии, Великобритании, наоборот, характерно «семейная иммиграция», приводящая к расширению внутреннего рынка. Наконец для США, Канады, Австралии, Новой Зеландии наиболее приемлемой оказалась «ассимилированная иммиграция», предусматривающая получение гражданства после определенного срока непрерывного пребывания.
Регулирование миграционных процессов начинается с организации вербовки иностранных рабочих, осуществляемой на основе межправительственных соглашений. Соглашения определяют такие параметры, как количество вербуемых, возраст, пол, профессия, состояние здоровья и т.д. Аппарат вербовки, как и любой другой государственный аппарат, громоздок и неповоротлив. Именно по этой причине в странах- импортерах предпринимателям была позволена самостоятельная вербовка. Недостаточная эффективность вербовки государственными учреждениями и предпринимателями вызвала к жизни институт частных посредников.
Однако частная вербовка при отсутствии эффективного контроля способствует росту нелегальной иммиграции. Меры, принимаемые странами- экспортерами по отношению к нелегалам, регулярно пересматриваются и ожесточаются. Резкое увеличение количества нелегалов наблюдается обычно в годы кризиса, когда, с одной стороны, снижается квота, а с другой - под любым предлогом государство стремится уменьшить количество иммигрантов, находящихся в стране. В ход идут любые приемы, как достаточно цивилизованные (выплата премий иммигрантам, возвращающимся на родину, создание системы профессиональной подготовки для облегчения их трудоустройства), так и просто жесткие (насильственная высылка части иммигрантов из страны).
Сегодняшняя ситуация грозит
новым бумом нелегалов из стран
Восточной Европы. И большинство
стран - традиционных импортеров рабочей
силы - готовятся ответить ужесточением
законодательства. Интерпол и национальные
министерства внутренних дел разрабатывают
программы по профилактике и борьбе
с тяжелыми правонарушениями, с которыми
уже столкнулись страны, оказавшиеся
первыми на пути эмигрантов из Восточной
Европы и стран СНГ. О мерах
борьбы с нелегальной миграцией
уже объявили Австрия, Швеция, Финляндия.
Более того, Швеция будет требовать
от иммигрантов не только уже подписанного
контракта на работу, но и знания
шведского или английского
Даже наши восточноевропейские соседи принимают ряд защитных мер против иммиграции из стран СНГ. Так, Польша, Венгрия, Чехия и Словакия достигли соглашения об «ограничительных мерах» выезда из стран СНГ.
Проникновение новых стран- участниц на рынок иностранной рабочей силы будет крайне затруднено, с одной стороны, ввиду неблагоприятной конъюнктуры самого рынка, а с другой- из-за противодействия стран- импортеров рабочей силы, так и традиционных участников этого рынка, вероятных конкурентов России.
6. Экспорт рабочей силы.
Экспорт рабочей силы сопровождается валютными переводами эмигрантов, выступающими в роли своеобразной платы за экспортируемый товар - трудовые ресурсы. Причем получение валютных доходов от экспорта рабочей силы не ведет к одновременным производственным затратам в стране происхождения, как это характерно для торговли товарами. У тех государств, которые в основном специализировались на экспорте трудовых ресурсов, эта доля удерживалась на высоком уровне и даже увеличилась (бывшая Югославия, Пакистан).
Существует четыре прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы:
налоги с прибыли фирм- посредников;
непосредственные переводы иммигрантов на родину на поддержку семей и родственников;
личное инвестирование иммигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, покупка земли, недвижимости, приобретение ценных бумаг);
капиталы от стран – импортеров рабочей силы, идущие часто на воспроизводство трудовых ресурсов, в социальную сферу.
Кроме того, возможны и прямые компенсации за утечку рабочей силы от стран-импортеров рабочей силы, этот вопрос уже обсуждался в МОТ.
Расчеты показывают, что валютная эффективность экспорта рабочей силы как минимум в пять раз выше валютной эффективности товарного экспорта. Поступления по этой статье за последние годы возрастали среди других поступлений развивающихся стран наиболее высокими темпами – 10% в год. По-видимому, тенденция такого быстрого роста сохранится и в дальнейшем. Кроме того, товар могут купить или не купить, в течение года конъюнктура меняется, а рабочая сила по контрактам стабильно получает определенную сумму в валюте весь контрактный срок. Цены на определенные товары то резко падают, то повышаются, а цены на рабочую силу растут, причем устойчиво.
Крупные доходы в течении 80 – х годов по трудовым переводам имели (в млрд. долл.): Португалия (3,8), Турция (3,3), Югославия, Египет (3,2), Пакистан (2,0), Индия (2,5), Италия (1,1), Испания (3,2), Иордания (0,5), Йемен (0,4), а в последние годы Польша (1,4) и Израиль (1,2). Получая миллиарды долларов ежегодно, многие из этих государств создали у себя экспортную специализацию по трудовым услугам, которая зачастую является единственным прочным источником валютных доходов. Кроме того, этот источник резко улучшает положение национальной валюты. А Турция и бывшая Югославия смогли сделать свою валюту конвертируемой благодаря тому, что их платежные балансы постоянно ориентировались на трудовые переводы.
Экспортом рабочей силы занимаются не только развивающиеся страны, но также и такие страны, как Италия, Португалия и Греция, Все дело здесь в разнице в национальных зарплатах, а не в общем уровне промышленного или технического развития. Кроме того, при переводе части заработной платы на родину трудящимися - иммигранты сдают в банки иностранную валюту, а дома их семьи получают переводы в отечественной валюте, как правило, обладающей пониженной покупательной способностью по сравнению со сданной валютой.
Поскольку иммигранты переводят
на родину лишь небольшую часть средств
из своих личных заработков, значительные
средства привозятся реэмигрантами
в виде валютных средств и ценных
бумаг. В последние годы реэмигранты
стали привозить все больше товаров
производственного значения, вплоть
до машин и оборудования, которые
находятся в их личной собственности
и используются для организации
небольших производств у себя
на родине. В подавляющем большинстве
стран правительственные
Интересно отметить, что
такие кооперативы пользуются финансовой
поддержкой банков, которые предоставляют
им кредит в случае, если их трудовых
сбережений не хватает для приобретения
всего необходимого оборудования, обеспечивающего
полные производственный цикл. Так, можно
управлять не только эмиграцией, но
и реэмиграцией, то есть возращением
иммигрантов и их включение в
свою национальную экономику уже
в новом качестве. У государств,
экспортирующих рабочую силу, при
ее возвращении всегда встает проблема
трудоустройства
7.Российские проблемы.
Необходимо признать, что процесс расширенного, а в ряде случаев и простого воспроизводства трудовых ресурсов в нашей стране нарушен. В большинстве регионов наблюдается падение прироста населения. Крайне низка оплата труда, не дающая человеку адекватной отдачи за те функции, которые он выполняет в своем трудовом процессе. А в условиях кризисного состояния экономики все это приводит не только к падению производительности, интенсивности и качества труда, но и к прямому разложению самой большой ценности государства – трудовых ресурсов. Получается порочный круг, который довольно трудно разорвать.
Одним из эффективных путей
«прорыва» может служить
Следует учесть, что подготовка
и принятие закона о порядке выезда
и въезда в страну, с одной стороны,
породили в нашем обществе слишком
большие ожидания и надежды на
возможность временного заработка
за рубежом, а с другой – рассматриваются
ведущими мировыми державами как
ключевой элемент демократических
преобразований и как необходимое
условие для постоянного
Для «захвата» хотя бы 10 % основных мировых рынков (это 1,5 млн. человек) при государственной экспансии, по расчетам, потребуется около 10 лет. Но в перспективе Россия могла бы постоянно держать за рубежом более 1 – 1,5 млн. работников при благоприятной мировой конъюнктуре и содействии других стран и получать ежегодный доход, по оценкам, в 10 – 20 млрд. долл.
Однако следует учесть, что зарубежные предприятия расходуют рабочую силу очень экономно и реально завоевать большую долю мирового рынка очень сложно. Существующие оценки о возможности выезда более 5 – 6 млн. человек в течении 2 – 3 лет базируется на социологических исследованиях, выявляющих желание поработать за рубежом людей, как правило, там не работавших. Учет этих данных не мешает нам понимать, что главным регулятором миграции рабочей силы является ее страна – импортер. Государство – экспортер имеет возможность воздействовать на страну – импортера рабочей силы, по существу только общей численностью рабочей силы, которая может быть использована. В связи с этим необходимо постоянно следить за конъюнктурой мирового рынка труда, вести научные исследования по этой теме.