Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 23:00, реферат
За последние восемь лет произошли радикальные сдвиги в общественно-политической и экономической жизни России. Курс проводимых реформ кардинально преобразил социально-трудовую сферу. Что же произошло в нашей стране и как влияет социальная сфера, и рынок труда в частности, на экономическую жизнь государства? На этот вопрос я и попытаюсь ответить в своей работе.
Введение
Понятие занятости
Экономически активное и неактивное население
2.1 Половозрастные характеристики
Безработица: сущность и формы
3.1 Естественная безработица
Фрикционная безработица
Добровольная безработица
Институциональная безработица
3.2 Вынужденная безработица
Технологическая безработица
Структурная безработица
Региональная безработица
3.3 Циклическая безработица
Состав категории безработных
4.1 Частичная занятость
Международная миграция трудовых ресурсов
Экспорт рабочей силы
Российские проблемы
Заключение
Список литературы
Оглавление
Введение
Понятие занятости
Экономически активное и неактивное население
2.1 Половозрастные характеристики
Безработица: сущность и формы
3.1 Естественная безработица
Фрикционная безработица
Добровольная безработица
Институциональная безработица
3.2 Вынужденная безработица
Технологическая безработица
Структурная безработица
Региональная безработица
3.3 Циклическая безработица
Состав категории безработных
4.1 Частичная занятость
Международная миграция трудовых ресурсов
Экспорт рабочей силы
Российские проблемы
Заключение
Список литературы
Введение.
Достижение высокого уровня
занятости - одна из основных целей
макроэкономической политики государства.
Экономическая система, создающая
дополнительное количество рабочих
мест, ставит задачу увеличить количество
общественного продукта и тем
самым в большей степени
При изучении рынка труда необходимо знать показатели численности экономически активного населения. В России данный показатель постоянно снижается. Главная причина – убыль населения, рост безработицы и рост убыточных предприятий. В результате количество предприятий, на которых проходили забастовки все больше возрастает.
Роль государства, в частности
и его региональных звеньев, в
регулировании социальной сферы
принципиально отлична от его
роли применительно к другим сферам
народного хозяйства. Это связано
с общественной значимостью объекта
регулирования. Функции, выполняемые
социальными отраслями, напрямую определяют
условия и уровень жизни
За последние восемь лет
произошли радикальные сдвиги в
общественно-политической и экономической
жизни России. Курс проводимых реформ
кардинально преобразил социально-трудовую
сферу. Что же произошло в нашей
стране и как влияет социальная сфера,
и рынок труда в частности,
на экономическую жизнь
1. Понятие занятости.
Занятость с точки зрения
экономических позиций общества
- это деятельность трудоспособного
населения по созданию общественного
продукта или национального дохода,
а предоставление всем желающим и
способным трудиться в
Занятость в общественном
производстве не исчерпывает всех видов
полезной занятости, таких, как учеба
в общеобразовательных и
Учет всех видов экономической и социально-полезной деятельности нашел свое отражение в понятии глобальной занятости. За ее пределами остается те, кто по субъективным или объективным причинам не смог найти для себя полезную сферу деятельности, не противоречащую закону.
Решающее значение с точки зрения развития самого общества имеет занятость в общественном производстве, которая определяет как экономический потенциал общества, так и уровень, и качество жизни населения в целом и благосостояние отдельных граждан. Занятость в общественном производстве можно рассматривать, как продуктивную занятость, а соотношение продуктивной занятости с другими видами полезной занятости дает возможность определить рациональную занятость.
Продуктивная и рациональная
занятость имеют большое
Продуктивная и рациональная
занятость более точно
Так же продуктивная и рациональная
занятость позволяют более
Так же у продуктивной и
рациональной занятости появляется
возможность более
Содержание термина «занятость»
Кроме того, под занятостью
как экономической категорией следует
понимать совокупность социально-экономических
отношений в обществе, обеспечивающих
возможности приложения труда в
различных сферах хозяйственной
деятельности и выполняющих функцию
связующего звена в воспроизводстве
рабочей силы на всех уровнях организации
общественного труда и
В специальной литературе
можно встретить большое
2. Экономически активное и неактивное население.
В международной статистике широко применяются категории « экономически активное население» и «экономически неактивное население».
Согласно рекомендациям
Международной организации
В разных странах определение экономически активного населения несколько различается, например, по возрасту вступления в активную трудовую жизнь. В США этот возраст определен в 15 лет, как в большинстве других стран, в Швеции – 16 лет. Есть отличия и по категориям. Так, в Великобритании в состав экономически активного населения не входят учащиеся, работающие не полное рабочее время или ищущие работу. Они учитываются отдельно. В США в число экономически активного населения включаются неоплачиваемые члены семьи, но при условии, что в неделю обследования они проработали не менее 15 часов. Экономически активное население на текущий период в странах рыночной экономики определяется как «рабочая сила».
Трудовой статус экономически
активного населения
К экономически неактивному
населению международная
В составе экономически неактивного населения можно выделить так же несколько групп. Самую большую группу составляют учащиеся очных форм обучения, домашние хозяйки, пенсионеры по старости и инвалидности, рантье, лица, получающие материальную поддержку от общественных организаций и частных лиц, и др.
К экономически неактивному
населению относятся также
К той же категории экономически
неактивного населения
2.1. Половозрастные характеристики.
По половозрастным категориям
деление трудоспособного
Вот примерные тенденции среди экономически активного населения молодых возрастов. Так, по данным статистики об участии молодежи в возрасте 15-19 лет в общественном производстве, страны можно условно разделить на две группы. В одной группе стран – США, Канада, Великобритания – экономически активное население среди молодежи данной возрастной группы составляет более 50 %; а в другой группе стран – Япония, Италия – примерно 20 – 30 %. Такая большая разница в степени участия молодежи данного возраста в общественном производстве объясняется требованиями к обязательному образованию: более жесткими в одних странах, более либеральными в других,
Такая политика в области образования оказывает на рынок труда и общественное развитие в целом влияние.
С одной стороны, раннее вступление молодежи на рынок труда воспитывает у нее уже с первых шагов установку на труд, на самостоятельность и инициативность в трудовой и общественной жизни, формирует такие качества рабочей силы, как мобильность, многопрофильность трудовой деятельность.
С другой – отсутствие законченного общего среднего или специального среднего и высшего образования ведет к пониженному стартовому уровню качества рабочей силы, повышать который приходится уже в процессе трудовой деятельности.
Кроме того, чем в более раннем возрасте вступает молодежь на рынок труда, тем выше неустойчивость ее занятости: высокая текучесть, безработица. Это ведет к прямым моральным и материальным потерям, как у самой молодежи, так и в обществе в целом.
Взвешенная политика в отношении молодежи этой возрастной группы, комплекс мер по ее профориентации и адаптации к трудовой жизни определяет общую ситуацию с занятостью на рынке труда.
Среди молодежи в возрасте – 20 – 24 лет доля экономически активного населения выравнивается. В первой группе стран она увеличивается в полтора раза; в США – с 55 до 76 %, Канаде – с 58 до 81 %, в Великобритании – с 57 до 77 %. Во второй группе стран эта доля увеличивается более значительно: в Японии – с 17 до 72 %, в Италии – с 28 до 68 %. Что же касается молодежи в возрасте 25-29 лет, то в большинстве стран она достигает практически пика участия в экономической жизни: в США – 82 %, в Канаде – 85 %, в Великобритании – 78 %, в Италии – 78 %, в Швеции – 90%.
Специфические тенденции отмечаются в занятости экономически активного женского населения. У женщин рост активного участия в общественном производстве происходит в возрастной группе 20 – 24 года и затем снижается, что связано с появлением у них семейных обязанностей по воспитанию детей. Так, в США в возрастной группе 16 – 19 лет экономически активное население составляет 54 %. Затем его доля резко возрастает у женщин 20 – 24 лет – до 72 %. И потом, начиная с возраста 45 – 49 лет, постепенно снижается вплоть до 55 летнего возраста и резко идет на убыль в старших возрастных группах: 54,5 % в возрастной группе 55 – 59 лет, 35, 2 % - 60 – 64 года, 16 % - в группе 65 – 69 лет. Аналогичные тенденции наблюдаются в Канаде.