Управление
дебиторской задолженностью — отдельная
функция финансового менеджмента,
основной целью которой является
увеличение прибыли компании за счёт
эффективного использования дебиторской
задолженности, как экономического
инструмента.
Основные
задачи
- комплексная проверка дебитора на начальном этапе
- юридическое сопровождение сделок
- финансирование дебиторской задолженности
- учёт, контроль, оценка эффективности дебиторской задолженности
- взыскание просроченного долга
- претензионная работа с недисциплинированными дебиторами
- выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями
Функции
- Использование (определение финансовых и управленческих целей)
- организационная функция (обеспечение выполнения запланированных целей)
- мотивирование (утверждение системы мотивации для сотрудников, участвующих в процессе управления дебиторской задолженностью)
- контроль
- анализ результатов и обратная связь
Участники
В
современной экономике управление
дебиторской задолженностью давно
вышло за пределы функций только
лишь финансового менеджмента. В
современной коммерческой организации
в процессе управления задействованы
следующие лица и структурные
подразделения:
- Генеральный директор
- Коммерческий отдел и отдел продаж (коммерческий директор, руководитель отдела продаж, менеджеры по продажам)
- Финансовый отдел (финансовый директор, финансовый менеджер)
- Юридический отдел и служба безопасности
Процесс
Проблема
ликвидности дебиторской задолженности
становится ключевой проблемой почти
каждой организации. Она, в свою очередь,
расчленяется на несколько проблем:
оптимальный объем, оборачиваемость,
качество дебиторской задолженности.
Решение
этих проблем требует квалифицированного
управления дебиторской задолженностью,
что является одним из методов
укрепления финансового положения
фирмы. Мероприятия по возврату дебиторской
задолженности входят в группу наиболее
действенных мер повышения эффективности
за счет внутренних резервов предприятия
и могут быстро принести положительный
результат. Возврат задолженности в сжатые
сроки – реальная возможность восполнения
дефицита оборотных средств.
Управление
дебиторской задолженностью может
быть отождествлено с любым другим
видом управления как процесс
реализации специфических управленческих
функций: планирования, организации, мотивации
и контроля.
- Планирование – это предварительные финансовые решения. Чтобы оно было эффективным, необходимо определить долгосрочную цель организации, сформулировать стратегию организации, определить политику действий, выбрать рациональные процедуры действий.
- Организация управления означает координацию действий по такой последовательности: вся область действий должна быть сгруппирована по выбранным функциям; лицам, которые ответственны за свою деятельность, должны быть предоставлены адекватные права.
- Под мотивацией подразумевается совокупность психологических моментов, которыми определяется поведение человека в целом.
- Действия по контролю это подготовка стандартов действий и сравнение фактических результатов со стандартными.
Таким
образом, управление дебиторской задолженностью
представляет собой часть общего
управления оборотными активами и маркетинговой
политики предприятия, направленной на
расширение объема реализации продукции
и заключающейся в оптимизации
общего размера этой задолженности,
обеспечении своевременной ее инкассации.
В основе квалифицированного управления
дебиторской задолженностью фирмы
лежит принятие финансовых решений
по следующим фундаментальным вопросам:
- учёт дебиторской задолженности на каждую отчетную дату;
- диагностический анализ состояния и причин, в силу которых у фирмы сложилось негативное положение с ликвидностью дебиторской задолженности;
- разработка адекватной политики и внедрение в практику фирмы современных методов управления дебиторской задолженностью;
- контроль за текущим состоянием дебиторской задолженности.
Политика
управления дебиторской задолженностью
представляет собой часть общей
политики управления оборотными активами
и маркетинговой политики предприятия,
направленной на расширение объема реализации
продукции и заключающейся в
оптимизации общего размера этой
задолженности и обеспечении
своевременной ее инкассации.
Задачами
управления дебиторской задолженностью
являются:
- ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
- выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
- определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;
- ускорение востребования долга;
- уменьшение бюджетных долгов;
- оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.