Региональные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 14:31, курсовая работа

Краткое описание

Региональный бюджет — центральное звено финансовой системы субъекта РФ. Он является основным инструментом перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах субъекта РФ. На региональном уровне происходит формирование основных направлений проводимой бюджетной политики, выбор бюджетных приоритетов.
Компонентом региональных финансов являются внебюджетные фонды субъектов РФ. Источниками формирования таких фондов служат добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы и др.Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования

Файлы: 1 файл

рег.фин.docx

— 72.58 Кб (Скачать)

3) возможность при формировании  бюджетов определять и учитывать  финансовый и налоговый потенциал  каждого субъекта РФ;

4) сбалансированность бюджетов  всех уровней;

5) право — в пределах  собственных финансовых ресурсов  — самостоятельного принятия  каждым органом власти на соответствующем  уровне решений о направлениях  и масштабах использования бюджетных  средств;

6) контроль за целевым расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета на социально-экономическое развитие регионов.

Особо следует отметить роль региональной финансовой политики в  решении острыхсоциальных проблем, требующих участия федеральных бюджетных средств. Основным элементом социальной политики является финансовое обеспечение минимальных государственных гарантий — минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен.

Главные цели региональной политики в области доходов предусматривают: обеспечение условий для роста  заработной платы, пенсий, пособий и  других денежных доходов граждан  РФ и стабилизацию уровня жизни населения, создание основы для его повышения  во всех регионах РФ.

Субъектам РФ, которые не имеют достаточных средств для обеспечения гарантированного минимума доходов своего населения, требуется дополнительное выделение государственных финансовых ресурсов с учетом региональных различий в минимальных социальных стандартах.

Для минимизации отрицательных  последствий расслоения общества региональная финансовая политика должна быть ориентирована  на:

  • совершенствование налоговой системы путем постепенной отмены налогов на средства, направляемые организациями на потребление, при одновременном усилении налоговой нагрузки на индивидуальные, особенно сверхвысокие, доходы и имущество физических лиц;
  • введение на региональном уровне системы страхования заработной платы на случай неспособности работодателей выполнять обязательства по оплате труда. В регионах с высоким уровнем социальной напряженности необходимо контролировать процесс банкротств убыточных организаций, используя в случае необходимости механизм их целевой поддержки путем выдачи льготных кредитов на развитие производства, дотации на выплату минимальной заработной платы.

35.2. Местные  бюджеты

Местный бюджет — это  централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением  котором осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.

В качестве составной части  сметы в местных бюджетах могут  быть предусмотрены расходы отдельных  населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и другие поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных  бюджетов по результатам отчетного  года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов  РФ.

В доходной и расходной  частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов РФ.

Федеральные органы государственной  власти, органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают муниципальным  образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

Доходная часть минимальных  местных бюджетов формируется путем  закрепления доходных источников на долговременной основе федеральным  законом, законом субъекта РФ. Если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет этих источников, федеральные  органы государственной власти, органы государственной власти субъекта РФ передают органам местного самоуправления другие доходные источники федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Свободные переходящие остатки  местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются.

Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения  в сферах, отнесенных к ведению  муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных  социальных стандартов, выполнение которых  гарантируется государством путем  закрепление в доходы местных  бюджетов федеральными органами государственной  власти, органами государственной власти субъектов РФ, отчислений от федеральных  налогов и налогов субъектов  РФ.

Финансовые средства, необходимые  для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных  полномочий, ежегодно предусматриваются  в федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов  местного самоуправления, возникшие  в результате решений, принятых федеральными органа ми и органами государственной  власти субъектов РФ, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной  власти, влекущие дополнительные расходы  органов местного самоуправления, реализуются  ими в пределах переданных в качестве компенсации средств.

Местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.

Население непосредственно  путем местного референдума, на собраниях  граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать  разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления получают плату, в том числе и натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования

Представительные органы местного самоуправления могут образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством РФ.

Органы местного самоуправления могут выпускать муниципальные  займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные  банки и другие финансово-кредитные  организации.

Органы государственной  власти РФ и субъектов РФ наделены следующими функциями:

1) регулируют отношения  между бюджетами субъектов РФ  и местными бюджетами, между  федеральным бюджетом и местными  бюджетами в рамках федеральных  целевых программ;

2) участвуют в решении  вопросов местного значения путем  выполнения федеральных целевых  программ и региональных программ;

3) распределяют средства, выделяемые для финансирования  федеральных целевых программ  и региональных программ и  других мероприятий, между муниципальными  образованиями, осуществляют контроль  за эффективным и целевым использованием  этих средств;

4) разрабатывают государственные  минимальные социальные стандарты,  устанавливают социальные нормы;

5) оказывают методическую  помощь органам местного самоуправления  в работе по формированию и  исполнению местных бюджетов;

6) осуществляют контроль за соблюдением органами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательства РФ и субъектов РФ и др.

7) другие функции, предусмотренные  законодательством.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями РФ и отдельными государственными полномочиями субъектов РФ. В этом случае им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые  для осуществления этих полномочий.

Формирование  и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.

Органы государственной  власти гарантируют:

1) право представительных  органов местного самоуправления  самостоятельно определять направления  использования средств местных  бюджетов;

2) право представительных  органов местного самоуправления  самостоятельно распоряжаться свободными  остатками средств местных бюджетов, образовавшимися в конце финансового  года в результате увеличения  поступления доходов или уменьшения  расходов;

3) компенсацию увеличения  расходов или уменьшения доходов  местных бюджетов, возникших в  результате принятия федеральных  законов и законов субъектов  РФ.

Органы государственной  власти субъектов РФ в процессе осуществления  бюджетного регулирования и органы местного самоуправления в ходе формирования местных бюджетов руководствуются  государственными минимальными социальными  стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной  обеспеченности.

В качестве составной части  местных бюджетов предусматриваются сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок разработки, утверждения и исполнения этих смет определяется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.

Доходная часть местных  бюджетов состоит из собственных  доходов и поступлений от регулирующих доходов, средств по взаимным расчетам, финансовой помощи в различных формах: дотации, субвенции, средства фонда  финансовой поддержки муниципальных  образований.

Собственные доходы местных бюджетов включают: местные налоги и сборы, другие собственные доходы, доли федеральных; налогов и налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе.

К собственным доходам  местных бюджетов также относятся:

  • доходы от приватизации и реализации муниципального имущества; не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования;
  • доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещения, и муниципальных земель;
  • платежи за пользование недрами и природными ресурсами;
  • доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;
  • штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты;
  • государственная пошлина;
  • не менее 50% налога на имущество предприятий;
  • подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами  разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе, включают в среднем по субъекту РФ:

  • часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50%;
  • часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5%;
  • часть налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства, кроме драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, в пределах не менее 10%;
  • часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия в пределах не менее 5%;
  • часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров, кроме акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары, в пределах не менее 10%.

Размеры минимальных долей  федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются законодательными органами субъекта РФ. Расчет долей  федеральных налогов, подлежащих закреплению  за муниципальными образованиями, производится исходя из общего объема средств, переданных субъекту РФ по каждому из этих налогов. В этих пределах законодательный  орган субъекта РФ устанавливает  для каждого муниципального образования  доли соответствующих федеральных  налогов, закрепляемых на постоянной основе, исходя из их среднего уровня по субъекту РФ. Доли таких налогов рассчитываются по фактическим данным базового года. Сверх этих долей законодательный  орган субъекта РФ может устанавливать  нормативы отчислений в местные  бюджеты от регулирующих доходов  на планируемый финансовый год, а  также на долговременной основе.

Информация о работе Региональные финансы