Региональные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 14:31, курсовая работа

Краткое описание

Региональный бюджет — центральное звено финансовой системы субъекта РФ. Он является основным инструментом перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах субъекта РФ. На региональном уровне происходит формирование основных направлений проводимой бюджетной политики, выбор бюджетных приоритетов.
Компонентом региональных финансов являются внебюджетные фонды субъектов РФ. Источниками формирования таких фондов служат добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы и др.Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования

Файлы: 1 файл

рег.фин.docx

— 72.58 Кб (Скачать)

 

Доходы государственного бюджета — завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального  сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы  государственного бюджета — исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом (рис. 28).

Доходы государственного бюджета:

  • Налоги на доходы юридических и физических лиц
  • Поступления от реального сектора (налог на прибыль)
  • Поступление косвенных налогов и акцизов
  • Пошлины и неналоговые сборы
  • Региональные и местные налоги

Расходы государственного бюджета:

  • Промышленность
  • Социальная политика
  • Сельское хозяйство
  • Государственного управление
  • Международная деятельность
  • Оборона
  • Правоохранительная деятельность
  • Наука
  • Здравоохранение

 

                                       

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», ООО «Информационный центр «Эдвайзер». – Загл. с экрана.

2. О бюджете Тульской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов: закон Тульской области от 10 декабря 2009 г. № 1383-ЗТО // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», ООО «Информационный центр «Эдвайзер». – Загл. с экрана.

3. О бюджетном процессе в Тульской области: закон Тульской области от 9 июня 2008 г. № 1015-ЗТО // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», ООО «Информационный центр «Эдвайзер». – Загл. с экрана.

4. О бюджетных кредитах, предоставляемых из бюджета Тульской области бюджетам муниципальных образований Тульской области: закон Тульской области  15 мая 2006 г. № 696-ЗТО // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», ООО «Информационный центр «Эдвайзер». – Загл. с экрана.

5. Об областной целевой программе «Реформирование финансов Тульской области»: закон Тульской области от 23.11.2006 г.  № 751-ЗТО // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», ООО «Информационный центр «Эдвайзер». – Загл. с экрана.

6. О внесении изменений в Закон Тульской области «О транспортном налоге»: закон Тульской области от 7 июля 2008 г.  № 1033-ЗТО // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», ООО «Информационный центр «Эдвайзер». – Загл. с экрана.

7. О льготном налогообложении в 2009, 2010 и 2011 годах: закон Тульской области от 7 июля 2008 г. № 1032-ЗТО // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», ООО «Информационный центр «Эдвайзер». – Загл. с экрана.

8. О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Тульской  области: закон Тульской области от 9 августа 2005 г. № 615-ЗТО // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», ООО «Информационный центр «Эдвайзер». – Загл. с экрана.

9. О межбюджетных отношениях между органами государственной власти Тульской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Тульской области: закон Тульской области от 11 ноября 2005 г. № 639-ЗТО // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», ООО «Информационный центр «Эдвайзер». – Загл. с экрана.

10. О мерах по повышению результативности бюджетных расходов: постановление Правительства РФ от 22.05.2004 г. № 249 // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», ООО «Информационный центр «Эдвайзер». – Загл. с экрана].

11. О налоге на имущество организаций: закон Тульской области от 24 ноября 2003 г. № 414-ЗТО // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», ООО «Информационный центр «Эдвайзер». – Загл. с экрана].

12. О порядке предоставления отдельных межбюджетных трансфертов из бюджета  Тульской области бюджетам муниципальных образований Тульской области: закон Тульской области от 29 декабря 2006 г. № 782-ЗТО // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», ООО «Информационный центр «Эдвайзер». – Загл. с экрана].

13. О Программе социально-экономического развития Тульской области до 2010 года: закон Тульской области от 27 февраля 2007 г. № 801-ЗТО // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», ООО «Информационный центр «Эдвайзер». – Загл. с экрана].

14. О публичной независимой экспертизе законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства: закон Тульской области 17 декабря 2007 г. № 928-ЗТО // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», ООО «Информационный центр «Эдвайзер». – Загл. с экрана].

15. О Счетной палате Тульской области: закон Тульской области от 26 ноября 2008 г. № 1147-ЗТО // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», ООО «Информационный центр «Эдвайзер». – Загл. с экрана].

16. Артюхин Р.Е. Развитие отчетной стадии бюджетного процесса в Российской Федерации / Р.Е.Артюхин // Финансы. – 2007. - №7 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.buhi.ru/text/29073-1.html.

17.  Евдокимова И.А. Программа реформирования муниципальных финансов: опыт и результаты / И.А. Евдокимова // Финансы. – 2008. - № 1. – С.17-19.

18.  Иванов С.Ю. Реформа бюджетного процесса: достижения и перспективы / С.Ю. Иванов // Бюджет. - 2006. - № 1. – С.34-35.

19. Матвеева Е.Н. Актуальность внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, в Российской Федерации / Е.Н. Матвеева // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2007. -   № 22. – С.17-28.

20. Матузов Н.И. Теория государства и права  / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Юристъ. 2001. – 776 с.

21. Нестеренко Т.Г. Этапы бюджетной реформы / Т.Г. Нестеренко // Финансы. – 2008. - № 2. – С.3-7.

22. Поляк Г.Б. Территориальные финансы: учебник / Г.Б.Поляк. – М.: Вузовский учебник, 2003. – 479 с.

23. Управление региональными и муниципальными финансами / учеб. пособие для работников муниципальных финансовых органов.– СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2007. – 492 с.

24. Финансы: учебник /под ред. В.В. Ковалева. – М.: Проспект, 2007. – 640 с.

25. Финансы: учебник /под. ред. проф. М.В.Романовского, проф. О.В.Врублевской, проф .Б.М.Сабанти. – 2-ое изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2006. –464 с.

26. Финансы: учебник / под ред. Г.Б.Поляка. -  3-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. –  703 с.

27. Шаститко А. Бюджетный процесс в стратегиях социально-экономического развития / А. Шаститко // Вопросы экономики. – 2008. - № 3, С.134-150.

28. Экономический словарь / под ред. А.И.Архипова. – М.: Проспект,  2004. –  624 с.

29. Юрин А.В. О концепции повышения эффективности межбюджетных отношений в 2009-2011 годах / А.В. Юрин // Финансы. – 2008. - № 6. - С.9-14.

 
 

 

 

 

 

Рис. 1.1. Состав региональных финансов РФ [25, с.30, 26, с.34]  

Региональный бюджет — центральное звено финансовой системы субъекта РФ. Он является основным инструментом перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах субъекта РФ. На региональном уровне происходит формирование основных направлений проводимой бюджетной политики, выбор бюджетных приоритетов.

Компонентом региональных финансов являются внебюджетные фонды субъектов  РФ. Источниками формирования таких  фондов служат добровольные взносы предприятий  и населения, специальные сборы  и др.Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования [1]. 

 Другой компонент финансов  субъекта РФ — государственный  кредит, т.е. средства, полученные  или предоставляемые субъектами Российской Федерации юридическим и физическим лицам.  

По экономическому содержанию и социальному назначению к региональным финансам можно отнести и средства субъек тов хозяйствования: финансы коммерческих и некоммерческих предприятий и организаций. Во-первых, это средства муниципальных предприятий и учреждений, находящихся в собственности территориальных органов власти, поэтому и результаты финансовой деятельности являются их собственностью. Во-вторых, это финансовые ресурсы предприятий, фирм, органи заций, используемые ими для финансирования социально-культур ных и жилищно-коммунальных объектов.

Наконец, составной частью региональных финансов явля ются финансовые ресурсы, создаваемые в результате деятельнос ти населения в рамках домашнего хозяйства. Таким образом, региональные финансы включают два бло ка: централизованные и децент рализованные финансы.

Централизованные финансы - система формирования и использования  фондов денежных средств, предназначенных  для обеспечения деятельности государственных  и муниципальных органов власти. Централизованные финансы региона  представлены бюджетом субъекта РФ, бюджетом территориального государственного внебюджетного  фонда, а также государственным  кредитом.

Децентрализованные финансы - форма организации денежных отношений, движения фондов денежных средств, формируемых  на уровне различных предприятий, организаций, иных субъектов хозяйственной деятельности, домохозяйств и отдельных граждан [24, с.57].

Далее в курсовой работе рассмотрим организационно-правовые основы региональных бюджетов, так как они  являются основной составной частью региональных финансов.

1.2. Организационно-правовые основы региональных бюджетов

Правовой основой функционирования территориальных финансов в Российской Федерации являются законодательные  акты, изданные в стране с момента

образования РФ. Многие из данных актов были изданы еще в середине 90-х годов ХХ века, вследствие чего к настоящему времени претерпели многочисленные изменения и поправки.

Бюджетное законодательство РФ закрепляет основы бюджетных правоотношений и регламентирует их. В статье 14 Бюджетного кодекса РФ закреплены организационно-правовые основы региональных бюджетов. 

 Каждый субъект Российской  Федерации имеет собственный  бюджет и бюджет территориального  государственного внебюджетного  фонда.   

Бюджетному Кодексу РФ принадлежит приоритет в сфере  нормативного регулирования бюджетных  правоотношений в России. Указы Президента РФ, постановления Правительства  РФ, акты феде ральных исполнительных органов власти, не могут противоречить Бюджетному кодексу (рис. 1.2), который базируется на приоритете международных правовых норм.

 

Рис. 1.2. Структура бюджетного законодательства РФ [1]

Бюджетное законо дательство формируется на трех уровнях бюджетной системы РФ: федеральном, региональном и местном (рис. 1.3). Со ответственно строится вертикальное распределение компетенции меж ду уровнями власти.Именно посредством проведения грамотной правовой политики регламентируется бюджетная сфера отношений, обеспечивается проведение финансовых реформ [20, с.495].

 

Рис. 1.3. Бюджетная система  РФ [23, с.36]. 

 Основой бюджетного  устройства Российской Федерации  является бюджетный федерализм, реализуемый посредством единой  бюджетно-налоговой политики государства  [28, с.86].  

Бюджетный федерализм –  принцип построения бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета  сочетать интересы федерации с интересами ее субъектов и органов местного самоуправления. 

 Для эффективного управления  регионами органам государственной  власти особенно важно соблюдать  принципы бюджетного федерализма,  под которыми понимают такое  устройство бюджетной системы,  при котором обеспечивается:

· самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым уровнем власти собственных доходных источников и права самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств в рамках действующего законодательства);

· разграничение расходных обязательств между органами государственной власти и управления различных уровней;

· соответствие объема расходных обязательств, возложенных на каждый уровень государственной власти и управления, доходным полномочиям;

· наличие формализованного механизма корректировки дисбаланса между расходными обязательствами и доходными полномочиями каждого уровня власти;

В рамках своей компетенции  органы государственной власти субъектов  РФ наделены полномочиями по совершенствованию  законодательства в сфере бюджетного устройства, бюджетного процесса, налогов, экономической и инвестиционной политики региона.

1.3. Особенности управления региональными финансами

Управление финансами  – это система форм, методов  и приемов, с помощью которых  осуществляется управление денежным оборотом и финансовыми ресурсами. Управление региональными финансами находится  в тесной связи с проводимой государством финансово-бюджетной политикой, действующим  финансово-бюджетным механизмом [22, с.426].

Информация о работе Региональные финансы