Региональные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 14:31, курсовая работа

Краткое описание

Региональный бюджет — центральное звено финансовой системы субъекта РФ. Он является основным инструментом перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах субъекта РФ. На региональном уровне происходит формирование основных направлений проводимой бюджетной политики, выбор бюджетных приоритетов.
Компонентом региональных финансов являются внебюджетные фонды субъектов РФ. Источниками формирования таких фондов служат добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы и др.Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования

Файлы: 1 файл

рег.фин.docx

— 72.58 Кб (Скачать)

Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, — в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

Доходы местных бюджетов могут быть переданы другим местным  бюджетам по ставкам или нормативам, определяемым правовыми актами органов  местного самоуправления.

Представительные органы местного самоуправления вводят местные  налоги и сборы, устанавливают размеры  ставок по ним и предоставляют  льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством  РФ.

Правовые акты органов  местного самоуправления о внесении изменений и дополнений в налоговое  законодательство РФ в пределах их компетенции, вступающие в силу с  начала очередного финансового года, принимаются до утверждения местного бюджета на очередной финансовый год.

Внесение изменений и  дополнений в акты о местных налогах  и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового  года, возможно только путем внесения соответствующих изменений и  дополнений в решение о местном  бюджете на текущий финансовый год.

Органы местного самоуправления предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов  и других обязательных платежей в  местные бюджеты в соответствии с налоговым законодательством  РФ в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек  по уплате налогов и других обязательных платежей, определенных правовыми актами органов местного самоуправления о  бюджете. Они определяют порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей в части сумм федеральных налогов или сборов, региональных налогов или сборов, поступающих в местные бюджеты, только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам местного бюджета перед бюджетами других уровней бюджетной системы и соблюдении предельного размера дефицита местного бюджета и размера муниципального долга.

бабич

13.2. Региональная  и государственная национальная  политика РФ

Принципы федерализма  реализуются в региональной политике РФ. Основными ее целями являются:

  • обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в РФ, создание единого экономического пространства;
  • обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией РФ, независимо от экономических возможностей регионов;
  • выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
  • приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
  • становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

Важную роль в региональной политике играет местное самоуправление. Определение компетенции местного самоуправления исходит из принципа дополнительности, предусматривающего возложение субъектом РФ и Российской Федерацией на органы местного самоуправления такого количества полномочий, которое они в состоянии выполнить.

Новое геополитическое положение  России радикально изменило критерии рациональности территориальной организации  производства, специализации регионов, размещения отдельных предприятий.

Среди форм реализации региональной политики центральное место должно быть отведено разработке и осуществлению федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов.

Ведущим в области совершенствования  финансовых и налоговых отношений  между Российской Федерацией и ее субъектами, также между органами государственной власти и органами местного самоуправления является последовательное повышение уровня бюджетного самообеспечения субъектов РФ и муниципальных образований, составляющее основу бюджетного федерализма. С этой целью за субъектами РФ должны быть закреплены постоянные и достаточные финансовые и прежде всего налоговые источники доходов для самостоятельного формирования бюджетов.

Для реализации задач  региональной экономической политики в бюджетно-налоговой сфере необходимо обеспечить:

1) бездефицитность бюджетов большинства субъектов РФ путем изменения налоговой системы;

2) законодательное разграничение  полномочий между федеральными  органами государственной власти, органами государственной власти  субъектов РФ, а также органами  местного самоуправления по осуществлению  социально-экономической политики;

3) формирование доходных  и расходных статей соответствующих  бюджетов, сбор и использование  налогов и других обязательных  платежей;

4) возможность при формировании  бюджетов определять и учитывать  финансовый и налоговый потенциал  каждого субъекта РФ;

5) сбалансированность бюджетов  всех уровней, согласованные между  Российской Федерацией и ее  субъектами соответствующие расчетные  принципы и методы;

6) право (в пределах  автономных финансовых ресурсов) самостоятельного принятия каждым  органом власти на соответствующем  уровне решений о направлениях  и масштабах использования бюджетных  средств;

7) контроль за целевым расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета на социально-экономическое развитие регионов.

Региональные особенности  процессов социального развития требуют адекватного отражения  при формировании системы мер  государственного регулирования, направленных на создание равных условий для социального  развития населения всех регионов и  предотвращение возникновения социальной напряженности.

Большинство вопросов развития образования, здравоохранения и  культуры, жилищного и коммунального  хозяйства, социально-бытового обслуживания населения и ряд других должны решаться на уровне органов государственной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления.

В решении крупномасштабных социальных проблем требуется участие  федеральных органов государственной  власти, в том числе в проведении активной государственной политики, направленной на:

  • противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации острым проявлениям депопуляции населения;
  • предотвращение обнищания населения и минимизацию отрицательных последствий безработицы, особенно в слаборазвитых регионах;
  • регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев в районах, располагающих для этого необходимыми условиями, в соответствии с федеральной и региональными миграционными программами;
  • содействие развитию и совершенствованию системы образования на региональном уровне во взаимодействии с федеральной системой высшего и послевузовского образования;
  • оказание помощи населению регионов, попавших в кризисную ситуацию в результате стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф, военных действий, острых межнациональных конфликтов.

Основным элементом социальной политики является повышение уровня минимальных государственных гарантий — минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен.

Главными целями региональной политики в области  доходов являются:

1) обеспечение максимально  благоприятных экономических, правовых  и организационных условий для  роста заработной платы, пенсий, пособий и других денежных  доходов граждан;

2) стабилизация уровня  жизни населения, создание прочной  основы для его повышения во  всех регионах.

34.2. Региональная  финансовая политика

Финансы субъектов РФ —  одна из важнейших составных частей государственных финансов. Они реализуются  в рамках субъектов РФ в пределах их компетенции в вопросах законодательного регулирования, организации и управления финансовыми потоками.

Функционирование и развитие финансов субъектов РФ основываются на концепции региональной экономической  политики.

Основными целями региональной финансовой политики являются:

  • обеспечение основ бюджетно-налогового федерализма в РФ, основанного на едином экономическом пространстве;
  • обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты;
  • выравнивание условий социально-экономического и финансового развития регионов;
  • приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
  • становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

Главная цель региональной финансовой политики — стабилизация производства и обеспечение экономического роста.

Одним из главных условий  реализации региональной финансовой политики является обеспечение единства экономического пространства страны, определяемого общностью денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированным развитием основных финансово-экономических институциональных структур.

Региональная финансовая политика во многом зависит от системы  территориального разделения труда  и производственной специализации  хозяйства регионов РФ и обеспечивается следующими методами:

1) финансирование модернизации  структуры хозяйства индустриально  развитых районов;

2) обеспечение условий  для привлечения финансовых ресурсов  российских и иностранных инвесторов  к созданию эксплуатации предприятий  в слаборазвитых районах, к  развитию производств, в продукции  которых заинтересована российская  экономика;

3) привлечение инвестиций  регионов РФ и иностранных  государств в развитие общероссийской инфраструктуры и ее включения в систему мировых коммуникаций;

4) обеспечение государственного  регулирования цен на продукцию  естественных монополий, выравнивающего  условия предпринимательской деятельности  в различных районах.

Важнейшими исходными  пунктами региональной финансовой политики являются прогнозирование платежеспособного  спроса и его регионального распределения, изучение региональных финансово-кредитных  рынков, оценка финансовых возможностей регионов, стимулирование развития собственного финансового потенциала регионов для  решения важнейших социально-экономических  проблем их развития.

Среди форм реализации региональной финансовой политики особое место занимают разработка и осуществление федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также на долевой основе.

Основными формами реализации региональной финансовой политики наряду с федеральными целевыми программами  развития регионов и отраслей с долевым  государственным финансированием  являются:

  • участие финансовых ресурсов государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации;
  • размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;
  • финансовая поддержка наукоемких производств и развитие высоких технологий;
  • создание финансовых условий для формирования свободных экономических зон и технополисов в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру;
  • финансовое содействие малому и среднему бизнесу. Совершенствование финансовых и налоговых отношений между РФ и ее субъектами, а также между органами государственной власти и местного самоуправления направлено на повышение уровнябюджетного самообеспечения субъектов РФ и муниципальных образований. Для этого необходимо закрепление за субъектами РФ постоянных финансовых, и прежде всего налоговых, источников доходов для самостоятельного формирования бюджетов. Это позволит уменьшить неоправданные встречные финансовые потоки между бюджетами различных уровней, снизить объемы федеральной финансовой поддержки регионов, способных к самофинансированию.

Для реализации задач региональной экономической политики в бюджетно-налоговой  сфере необходимо обеспечить:

1) бездефицитность бюджетов большинства субъектов РФ;

2) законодательное разграничение  полномочий между федеральными  органами государственной власти, органами государственной власти  субъектов РФ, а также органами  местного самоуправления по осуществлению  социально-экономической политики, формированию доходных и расходных  статей соответствующих бюджетов, сбору и использованию налогов  и других обязательных платежей;

Информация о работе Региональные финансы