Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 14:31, курсовая работа
Региональный бюджет — центральное звено финансовой системы субъекта РФ. Он является основным инструментом перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах субъекта РФ. На региональном уровне происходит формирование основных направлений проводимой бюджетной политики, выбор бюджетных приоритетов.
Компонентом региональных финансов являются внебюджетные фонды субъектов РФ. Источниками формирования таких фондов служат добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы и др.Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования
Одним из важнейших элементов
управления является финансовый контроль,
который предопределяется сущностью
финансов как системы денежных отношений,
связанных с работой над
Региональный финансовый контроль – это проверка территориальными уполномоченными органами государственной власти соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных требований законодательства, норм. Правил, установленных властью [22, с.440].
К задачам финансового контроля относятся:
1. Проверка состояния и эффективности использования финансовых, трудовых, и материальных ресурсов предприятий и учреждений.
2. Выявление резервов роста финансовых ресурсов.
3. Проверка правильности составления и исполнения бюджета.
4. Проверка правильности ведения бухучета.
5. Обеспечение соблюдения действующего законодательства в области налогообложения юридических лиц.
Объектами финансового контроля в региональной финансовой системе являются поступления всех видов доходов бюджета и взносов во внебюджетные фонды, кредитных и заемных средств, а также использования этих средств.
Контроль является функцией управления и может присутствовать на всех стадиях бюджетного процесса. Он осуществляется и законодательными, и исполнительными органами власти.
Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Начиная с 2004 г. в Российской
Федерации в активную стадию вошла
реализация реформы бюджетного процесса.
Концепцией реформирования бюджетного
процесса в РФ в 2004 - 2006 гг., одобренной
Постановлением Правительства РФ от
22 мая 2004 г. N 249, предусмотрено проведение
радикальных изменений
Основные этапы бюджетного процесса представлены на рис. 1.4.
Рис.1.4. Стадии бюджетного процесса [23, с.48]
Государственный и муниципальный финансовый контроль в научной литературе выделяется в отельную стадию бюджетного процесса. Под ним понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти [16, с.57].
В зависимости от стадии проведения контроля законодательными (представительными) органами власти выделяются следующие формы:
· предварительный контроль — проводится на этапе составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета законодательным (представительным) органом власти. Специфика предварительного контроля заключается в том, что он носит предупреждающий характер и нацелен на корректировку проекта бюджета до момента его принятия;
· текущий (оперативный) контроль — осуществляется в процессе исполнения бюджета и направлен на обеспечение финансовой дисциплины, соблюдение установленных норм и порядка, выявление и пресечение нарушений в бюджетной сфере;
· последующий контроль — это ревизия уже исполненного бюджета, которая проводится по окончании финансового года. Анализируются эффективность и целесообразность произведенных расходов, полнота и своевременность зачисления доходов по отдельным источникам, причины отклонения фактических показателей от бюджетного плана [23, с.57-58].
Новацией Бюджетного кодекса является создание в органах исполнительной власти подразделений внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), которые будут осуществлять разработку и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета.
Бюджетный процесс осуществляется органами, наделенными в соответствии с законодатель ством бюджетными полномочиями, то есть правами и обязанностями участников бюджетного процесса.
Участники бюджетного процесса, обладающие бюджетными полномочиями на федеральном и региональном уровнях представлены на рис. 1.5.
Рис. 1.5. Участники бюджетного процесса, обладающие бюджетными полномочиями на федеральном и региональном уровнях [1; 3]
К наиболее важным учреждениям,
участвующим в управлении региональными
финансами относятся: региональные
подразделения центральных
Региональные исполнительные органы власти органы обеспечивают: разработку и реализацию единой финансовой политики администрации субъекта РФ, составление и исполнение регионального бюджета, исполнительно-распорядительные функции в сфере управления финансами территорий. В соответствии с основными задачами они осуществляют следующие функции:
1) В области формирования единой финансовой политики: совершенствуют систему управления финансами территорий и систему аккумуляции финансовых ресурсов; определяют порядок формирования и использования территориальных внебюджетных фондов, формируют региональную бюджетную политику, определяют порядок мобилизации доходов и финансирования расходов.
2) В области решения задач финансового воздействия на оптимизацию развития экономики и социальной сферы территории: осуществляют разработку финансового, налогового и кредитного механизмов, финансово-экономических мер по развитию рыночных отношений, повышению эффективности экономики региона; участвуют в прогнозировании финансовой базы социально-экономического развития на финансовый год, среднесрочную и долгосрочную перспективу.
3) В области управления бюджетным процессом: формируют проекты бюджетов, обеспечивают их исполнение, корректировки бюджетных назначений с учетом динамики цен и поступлений доходов в бюджет, осуществляют контроль за исполнением бюджета, целевым и рациональным использованием средств, выделяемых из регионального бюджета.
4) В области обеспечения доходов бюджета: готовят предложения по совершенствованию регионального налогового законодательства.
Не менее важную роль играют органы законодательной (представительной) власти субъекта РФ. Так, например, Тульская областная Дума, как орган, участвующий в управлении региональными финансами: устанавливает порядок составления и рассмотрения проекта бюджета области, утверждения и исполнения бюджета области, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении; рассматривает и утверждает бюджет области; рассматривает и утверждает отчет об исполнении бюджета области; определяет порядок направления в доходов бюджета области; устанавливает порядок и условия предоставления бюджетных кредитов [3].
Постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образованным Тульской областной Думой, является Счетная палата Тульской области. Задачами счетной палаты являются: 1) организация и осуществление финансового контроля за исполнением бюджета Тульской области и бюджета Тульского территориального фонда обязательного медицинского страхования; 2) проведение финансовой экспертизы проектов бюджета области и бюджета фонда, нормативных правовых актов бюджетного законодательства Тульской области; 3) организация и осуществление оценки эффективности расходования средств бюджета области; 4) анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета области и бюджета фонда и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также совершенствование бюджетного процесса в целом [15].
Успех бюджетной реформы,
предполагающий наделение бюджетных
менеджеров широкими полномочиями по
управлению расходами и контролю
за результатами, будет зависеть от
создания и укрепления институтов,
регулирующих их иерархическую и
публичную подотчетность, открытость
для общественности всех операций и
решений в рамках выполнения конкретных
функций, поддержание и
Важнейшим элементом управления региональными финансами на каждом этапе является анализ бюджетных показателей: их обоснованности, структуры, динамики и других параметров. В ходе анализа выявляются приоритеты бюджетной политики с целью информирования общественности и воздействия на бюджетную политику, встраивания инициативных программ и проектов.
Региональные финансы
Одной из важнейших составных
частей финансовой системы государства
являются региональные финансы, которые
охватывают региональные бюджеты административно-
Региональные финансы
обеспечивают финансирование широкого
круга мероприятий, связанных с
социально-культурным и коммунально-бытовым
обслуживанием населения. Таким
образом, региональные финансы - это
система экономических
В последние десятилетия во многих государствам наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных финансов усиливается, а сфера их использования расширяется. Величина региональных финансов растет, и во многих странах она составляет превалирующую часть финансовых ресурсов государства.
Через региональные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств региональных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.
С помощью региональных финансов
государство осуществляет выравнивание
уровней экономического и социального
развития территорий, которые в результате
исторических, географических, военных
и других условий отстали от других
районов страны. С этой целью разрабатываются
региональные программы. Средства на их
осуществление формируются за счет
источников доходов бюджетов соответствующих
административно-
Региональным бюджетам выделяются отчисления от государственных налогов, но чаще всего субвенции, т. е. финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др.).
Региональные финансы - это не только система экономических отношений. Они являются и совокупностью денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Главным направлением использования региональных финансов является финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансирования стали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятий, организаций). В Российской Федерации к таким бюджетам относятся бюджеты республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, районов, городов, районов в городах, поселковых и сельских органов самоуправления.
В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии регионов. Это вызывает необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы региональных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов регионов.
Одной из составляющих региональных финансов являются средства субъектов хозяйствования. К таким средствам относятся, во-первых, финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности. Чаще всего это коммунальные предприятия. Во-вторых, финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов.
В нашей стране, особенно
в новых городах, возникших на
базе строящихся предприятий, нередко
почти вся социальная инфраструктура
находится в ведомственном