Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:47, курсовая работа
Несостоятельность (банкротство) предприятия – это неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (услуг, работ), обеспечить обязательные платежи в бюджет с превышением обязательств должника над стоимостью его имущества или в силу неудовлетворительной структуры его баланса.
Банкротство – это признанная в судебном порядке или объявленная должником его неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и по уплате других обязательных платежей.
С утверждением мирового соглашения прекращаются полномочия арбитражного управляющего, но управляющий юридического лица исполняет обязанности до момента назначения (избрания) руководителя должника.
Поскольку мировое соглашение вступает в силу немедленно после его утверждения, с этого момента начинается и его реализация, т.е. погашение задолженности в соответствии с условиями мирового соглашения.
Серьезной новеллой Закона о банкротстве является отказ от имевшегося в предыдущем Законе требования о погашении 35% требований в течение двух недель после утверждения мирового соглашения арбитражным судом. Это практически неисполнимое условие тормозило заключение и реализацию мирового соглашения, не вошло в действующий Закон о банкротстве.
Существенным последствием заключения и утверждения мирового соглашения является прекращение моратория на удовлетворение требований кредиторов, введенного в соответствии со ст. 69 Закона о банкротстве.
В Законе о банкротстве подробно регламентированы основания отказа в утверждении мирового соглашения арбитражным судом (ст. 125) и последствия отказа (ст. 126).
Регламентация этих норм в Законе о банкротстве отличается от правила, содержащегося в АПК РФ.
Согласно ст. 37 АПК РФ мировое соглашение должно быть законным и не нарушать права других лиц. Если одно из этих требований нарушено, арбитражный суд отказывает в утверждении мирового соглашения.
Закон о банкротстве предусматривает более широкий круг оснований для отказа в утверждении мирового соглашения.
Закон о банкротстве предусматривает исчерпывающий перечень оснований для обязательного отказа в утверждении мирового соглашения и основания, по которым арбитражный суд вправе отказать в утверждении мирового соглашения.
Безусловным основанием для отказа в утверждении мирового соглашения является нарушение п. 1 ст. 123 Закона о банкротстве, т.е. если не погашена задолженность по требованиям кредиторов первой и второй очереди. К ним относятся, в соответствии с п. 2 ст. 106 Закона о банкротстве, требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, выплата выходных пособий и оплата труда лицам, работающим по трудовому договору, в том числе по контракту, а также выплата вознаграждений по авторским договорам. Таким образом прямое нарушение закона, влекущее нарушение прав граждан, является безусловным основанием отказа в утверждении мирового соглашения.
Разрешая этот вопрос, арбитражный суд анализирует представленные с мировым соглашением документы в подтверждение погашения задолженности кредиторам этих двух очередей, а также письменные возражения, которыми могут оспариваться факт выплаты или размер выплаченных сумм.
Если такие основания, как нарушение порядка заключения мирового соглашения, несоблюдение мирового соглашения, несоблюдение его формы, нарушение прав третьих лиц, не всегда могут влечь отказ в утверждении мирового соглашения, то представляется, что одно из оснований, а именно противоречие условий мирового соглашения федеральным законам и иным правовым актам Российской Федерации, всегда должно влечь за собой отказ в удовлетворении мирового соглашения.
Определения об утверждении или отказе в утверждении мирового соглашения направляются лицам, участвующим в деле (ст. 30 Закона о банкротстве), а если в мировом соглашении участвуют третьи лица, то и этим лицам. При этом необходимо иметь в виду, что упоминаемые в Законе о банкротстве третьи лица не имеют ничего общего с третьими лицами, участвующими в исковом производстве в соответствии с АПК РФ (ст. ст. 38, 39). В деле о банкротстве участие третьих лиц определено в п. 3 ст. 120 Закона о банкротстве.
В соответствии со ст. ст. 160 и 179 АПК РФ определения арбитражного суда могут быть обжалованы в случаях, когда это предусмотрено настоящим кодексом. А согласно ст. 55 Закона о банкротстве определения арбитражного суда, не предусмотренные АПК РФ, могут быть обжалованы в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве.
Таким образом, определения о прекращении производства по делу в связи с утверждением мирового соглашения и об отказе в его утверждении могут быть обжалованы.
Арбитражный суд отказывает в утверждении мирового соглашения по основаниям, предусмотренным в ст. 125. В этих случаях мировое соглашение считается незаключенным и все договоренности не действуют, равно как и решение собрания кредиторов о его заключении.
Вместе
с тем Закон о банкротстве
предусматривает возможность
В случае отказа арбитражного суда в утверждении мирового соглашения рассмотрение дела продолжается с того момента, на котором оно было остановлено к моменту подписания мирового соглашения, т.е. продолжается соответствующая процедура дела о банкротстве.
Закон о банкротстве предусмотрел возможность признания недействительным заключенного и утвержденного арбитражным судом мирового соглашения (ст. 127), при этом значительно расширил круг оснований для такого признания по сравнению с Законом 1992 года.
Эта норма Закона о банкротстве основана на правовой природе мирового соглашения как гражданско-правовой сделки.
Закон определил лиц, которые вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании мирового соглашения недействительным. К ним относятся должник, кредитор и прокурор. При этом следует учитывать, что хотя в мировом соглашении участвуют только конкурсные кредиторы, с заявлением о признании сделки недействительной могут обратиться и кредиторы, не являющиеся конкурсными.
Хотя в ст. 127 не предусмотрено право третьих лиц, участвующих в заключении мирового соглашения, обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании мирового соглашения недействительным, они должны обладать таким правом, поскольку недействительным мировым соглашением могут быть нарушены и их законные права и интересы.
Закон о банкротстве установил, что мировое соглашение может быть признано недействительным как по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации - ГК РФ, так и по основаниям, характерным только для дела о банкротстве. Перечень этих оснований является исчерпывающим.
К ним относятся: установление в соглашении преимуществ для отдельных кредиторов или ущемление прав и законных интересов отдельных кредиторов, в частности, если худшие условия будут установлены для кредиторов, не принимавших участие в собрании или возразивших против заключения мирового соглашения; если исполнение мирового соглашения может привести должника к банкротству, в частности, если при заключении и утверждении мирового соглашения не были учтены долги перед бюджетом и иные обязательные платежи, а выполнение мирового соглашения и погашение указанных долгов приведет к банкротству.
Поскольку мировое соглашение является оспоримой сделкой, для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании мирового соглашения недействительным действует сокращенный срок исковой давности, а именно один год с момента, когда заявитель узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания мирового соглашения недействительным (п. 2 ст. 161 ГК РФ).
Последствием признания мирового соглашения недействительным является возобновление производства по делу, о чем выносится определение. Это определение должно отвечать требованиям ст. 140 АПК РФ, в нем, в частности, указывается время рассмотрения дела. Определение может быть обжаловано, как это предусмотрено в п. 1 ст. 128 Закона о банкротстве. Жалоба подается в арбитражный суд в соответствии с правилами, установленными АПК РФ, в том числе с уплатой государственной пошлины по жалобе.
Как уже указывалось ранее, рассмотрение дела начинается с того момента, когда было вынесено определение об утверждении мирового соглашения.
Каковы же последствия уже произведенных действий во исполнение мирового соглашения? Они изложены в ст. 128 Закона о банкротстве и неодинаковы для кредиторов разных очередей.
Полученное кредиторами первой и второй очереди в счет погашения задолженности по мировому соглашению не подлежит возвращению.
В отношении остальных кредиторов Закон о банкротстве решает такие вопросы по-разному.
Требования кредиторов, по которым была произведена отсрочка и (или) рассрочка причитающихся им платежей или скидка с долгов, восстанавливаются в неудовлетворенной их части в размере, существовавшем на момент заключения мирового соглашения без учета размера скидок, рассрочек и отсрочек. При этом кредиторы, получившие удовлетворение в объеме, предусмотренном мировым соглашением с соблюдением требований Закона о банкротстве, не должны возвращать полученное по мировому соглашению. Эти требования считаются погашенными.
Иная судьба предписана Законом о банкротстве кредиторам, чьи требования удовлетворены по мировому соглашению за счет требований кредиторов, чьи права были незаконно ущемлены. Эти кредиторы должны возвратить должнику все полученное ими по мировому соглашению, а их требования сохраняются в размере, существовавшем на момент заключения мирового соглашения.
При применении ст. 128 Закона о банкротстве следует иметь в виду, что в ней предусмотрены лишь особенности, характерные для дела о банкротстве. Независимо от правил этой статьи при признании арбитражным судом сделки недействительной во всем, что не урегулировано этой статьей, применяются нормы, предусмотренные параграфом 2 гл. 9 ГК РФ.
Закон
о банкротстве предусматривает
особенности расторжения
Такое соглашение может быть расторгнуто только по решению арбитражного суда.
Мировое соглашение может быть расторгнуто в целом, в отношении нескольких кредиторов или только в отношении отдельного кредитора. В двух последних случаях мировое соглашение сохраняет силу в отношении остальных конкурсных кредиторов.
В законе о банкротстве установлены основания, по которым арбитражный суд вправе расторгнуть мировое соглашение, а именно, в случае неисполнения должником условий мирового соглашения в отношении не менее 1/3 требований конкурсных кредиторов, которые вправе заключить мировое соглашение, т.е. кредиторов третьей и пятой очередей.
О последствиях расторжения мирового соглашения Закон о банкротстве отсылает к нормам ст. 128, т.е. возобновляется производство по делу в отношении тех кредиторов, в отношении которых расторгнуто мировое соглашение. Только они являются лицами, участвующими в деле, после возобновления производства по делу, если мировое соглашение не расторгнуто в целом.
В
случаях, когда должник не исполняет
свои обязательства по мировому соглашению,
кредиторы вправе в соответствии
со ст. 130 Закона о банкротстве предъявить
свои требования к должнику, в объеме,
предусмотренном мировым соглашением,
обратившись с иском в суд. В этом случае
дело будет рассматриваться по общим правилам,
установленным процессуальным законодательством
Российской Федерации.
4. Прогнозирование банкротства
В современных
экономических условиях прогнозирование
банкротства осуществляется с использованием
методологического аппарата анализа экономического
и финансового состояния хозяйствующих
субъектов. Методическое обеспечение
финансового анализа - инструмент, который
необходим для наиболее эффективного
управления финансово-хозяйственной деятельностью
организации, отрасли, региона.
Проблема определения признаков несостоятельности
предприятия очень сложная. Прогнозирование
банкротства осуществляется с помощью
различных методик, подходов и методов.
Среди централизованно утвержденных в
настоящее время можно выделить следующие:
1) Методические положения по оценке финансового
состояния предприятий и установлению
неудовлетворительной структуры баланса,
утвержденные распоряжением Федерального
управления по делам о несостоятельности
(банкротстве) "№ 31-р от 12.08.1994 г. В соответствии
с указанным нормативным документом анализ
баланса предприятия осуществляется на
основе трех основных показателей -
коэффициента текущей ликвидности (норматив
2,0), коэффициента обеспеченности собственными
средствами (норматив 0,1) и коэффициента
восстановления (утраты) платежеспособности
(норматив 1,0). Структура баланса предприятия
считается неудовлетворительной, если
значение хотя бы одного из первых двух
показателей меньше нормативного уровня.
В этом случае определяется коэффициент
восстановления платежеспособности. Если
он принимает значение больше 1,0, то это
свидетельствует о реальной возможности
предприятия восстановить свою платежеспособность,
и наоборот. По данной методике устанавливается
связь неплатежеспособности предприятия
с задолженностью государства перед ним.
Анализ финансового состояния неплатежеспособного
предприятия проводится по следующей
методике: анализ динамики валюты баланса,
анализ структуры активов и пассивов предприятия,
анализ источников собственных средств,
анализ структуры краткосрочной кредиторской
задолженности, анализ основных средств
и прочих внеоборотных активов, анализ
структуры оборотных средств, анализ результатов
финансовой деятельности.
2) Методические рекомендации по реформе
предприятий (организаций), утвержденные
приказом Министерства экономики Российской
Федерации № 118 от 01.10.1997 г. Указанные методические
рекомендации состоят из следующих разделов
- типовая (примерная программа) реформы
предприятия; методические рекомендации
по разработке снабженческо-сбытовой
политики; методические рекомендации
по разработке ценовой политики; методические
рекомендации по разработке финансовой
политики; методические рекомендации
по разработке инвестиционной политики;
методические рекомендации по разработке
кадровой политики. В качестве основных
направлений реформирования, при прочих
равных условиях, названы анализ финансово-хозяйственной
деятельности, рыночная оценка активов,
выработка стратегии развития предприятия.
Основным блоком при анализе прогнозирования
возможного банкротства являются методические
рекомендации по разработке финансовой
политики предприятия. Главными элементами
финансового анализа в целях формирования
финансовой стратегии являются - анализ
бухгалтерской отчетности; горизонтальный
анализ; вертикальный анализ; трендовый
анализ; анализ финансовых коэффициентов.
Система коэффициентов состоит из показателей
ликвидности, финансовой устойчивости,
интенсивности использования ресурсов
и деловой активности. В соответствии
со значениями данных показателей делается
оценка аспекта финансового состояния
от "отлично" до "неудовлетворительно".
Именно последняя оценка свидетельствует
о несостоятельности предприятия.
3) Порядок формирования перечня крупных,
экономически или социально значимых
организаций, утвержденный распоряжением
Федеральной службы России по финансовому
оздоровлению и банкротству № 226-р от 20.12.2000
г. В соответствии со значением показателя
степени платежеспособности по текущим
обязательствам организации ранжируются
на три группы - платежеспособные, неплатежеспособные
организации первой категории, неплатежеспособные
организации второй категории.
4) Методические указания по проведению
анализа финансового состояния организаций,
утвержденные приказом Федеральной службы
России по финансовому оздоровлению и
банкротству № 16 от 23.01.2001 г. В рамках данных
методических указаний используются показатели,
характеризующие различные аспекты экономической
деятельности. Система показателей включает
общие показатели (К1, К2, К3); показатели
платежеспособности и финансовой устойчивости
(К4, К5, К6, К7, К8, К9, К10, К11, К12, К13); показатели
эффективности использования оборотного
капитала (деловой активности), доходности
и финансового результата (рентабельности)
(К14, К15, К16, К17, К18, К19); показатели эффективности
использования внеоборотного капитала
и инвестиционной активности организации
(К20, К21); показатели исполнения обязательств
перед бюджетом и государственными внебюджетными
фондами (К22, К23, К24, К25, К26).
5) Правила проведения арбитражными управляющими
финансового анализа, утвержденные постановлением
Правительства Российской Федерации №
367 от 25.06.2003 г. В рамках указанного документа
арбитражный управляющий анализирует
финансовое состояние должника, его финансовую,
операционную и инвестиционную деятельность,
положение на товарных и иных рынках, безубыточность
производства. Осуществляется анализ
как внутренних, так и внешних условий
деятельности. Производится оценка следующей
системы коэффициентов - коэффициенты,
характеризующие платежеспособность
должника; коэффициенты, характеризующие
финансовую устойчивость должника; коэффициенты,
характеризующие деловую активность должника.
6) Временные правила проверки арбитражным
управляющим наличия признаков фиктивного
и преднамеренного банкротства, утвержденные
постановлением Правительства Российской
Федерации № 855 от 27.12.2004 г. Признаком фиктивного
банкротства является наличие у должника
возможности удовлетворить требования
кредиторов в полном объеме. Определение
признаков фиктивного банкротства проводится
в случае возбуждения производства по
делу о банкротстве по заявлению должника.
В случае, если анализ значений и динамики
за период не менее двух лет коэффициентов
абсолютной ликвидности, текущей ликвидности,
обеспеченности обязательств должника
его активами, степени платежеспособности
по текущим обязательствам указывает
на наличие у него возможности удовлетворить
в полном объеме требования кредиторов
по денежным обязательствам и (или) об
уплате обязательных платежей без существенного
осложнения или прекращения хозяйственной
деятельности, делается вывод о наличии
признаков фиктивного банкротства должника,
и наоборот. Признаки преднамеренного
банкротства выявляются как в течение
периода, предшествующего возбуждению
дела о банкротстве, так и в ходе процедур
банкротства. Выявление признаков преднамеренного
банкротства осуществляется в два этапа.
На первом проводится анализ значений
и динамики коэффициентов, характеризующих
платежеспособность должника, рассчитанных
за исследуемый период в соответствии
с правилами проведения арбитражными
управляющими финансового анализа. В случае
установления на первом этапе существенного
ухудшения значений двух и более коэффициентов
осуществляется анализ сделок должника
за исследуемый период. Анализируются
сделки, заключенные на условиях, не соответствующих
рыночным. По результатам анализа значений
и динамики коэффициентов, характеризующих
платежеспособность должника и его сделок,
делается один из следующих выводов: о
наличии признаков преднамеренного банкротства,
об отсутствии признаков преднамеренного
банкротства, о невозможности проведения
проверки наличия (отсутствия) признаков
преднамеренного банкротства при отсутствии
документов, необходимых для проведения
проверки.
7) Методика проведения Федеральной налоговой
службой учета и анализа финансового состояния
и платежеспособности стратегических
предприятий и организаций, утвержденная
приказом Министерства экономического
развития и торговли Российской Федерации
№ 104 от 21.04.2006 г. По этой методике производится
группировка организаций в соответствии
со степенью угрозы банкротства на пять
групп - от платежеспособных объектов
учета до объектов учета, в отношении которых
арбитражным судом принято к рассмотрению
заявление о признании его банкротом.
Такая группировка осуществляется с помощью
двух показателей - степени платежеспособности
по текущим обязательствам и коэффициента
текущей ликвидности.
8) Порядок проведения анализа и оценки
состояния конкурентной среды на товарном
рынке, утвержденный приказом Федеральной
антимонопольной службы России № 108 от
25.04.2006 г. В рамках данного исследования,
кроме всего прочего, осуществляется анализ
доли рынка и рыночного потенциала.
Информация о работе Понятие банкротства и анализ финансовых предпосылок возможности банкротства