Понятие банкротства и анализ финансовых предпосылок возможности банкротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Несостоятельность (банкротство) предприятия – это неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (услуг, работ), обеспечить обязательные платежи в бюджет с превышением обязательств должника над стоимостью его имущества или в силу неудовлетворительной структуры его баланса.
Банкротство – это признанная в судебном порядке или объявленная должником его неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и по уплате других обязательных платежей.

Файлы: 1 файл

Понятие банкротства и анализ финансовых предпосылок возможности банкротства.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

   Характер  задач и выполняемых функций  требует от арбитражных управляющих  специальных знаний и навыков. Претенденты  на должность управляющего должны иметь  юридическое или экономическое  образование, а также аттестат антикризисного управляющего, полученный в установленном порядке. Закон предусматривает также лицензирование деятельности арбитражных управляющих и их регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей. Арбитражный управляющий, отвечающий указанным требованиям должен также зарегистрироваться хотя бы в одном арбитражном суде, по назначению которого он обязуется исполнять функции арбитражного управляющего.

   Еще одним органом, участвующим во внешнем  управлении, является собрание кредиторов. Порядок созыва и деятельности собрания кредиторов, его правомочия довольно подробно регламентируются действующим Законом. В случае, если число кредиторов более 50, обязательно должен создаваться комитет кредиторов, представляющий интересы конкурсных кредиторов и осуществляющий контроль за деятельностью внешнего управляющего. Собрание кредиторов решает вопрос о введении внешнего управления, представляет суду кандидатуру внешнего управляющего, может ставить перед судом вопрос об освобождении внешнего управляющего от своих обязанностей, формирует комитет кредиторов, решает иные вопросы, связанные с проведением реорганизационных процедур. Комитет кредиторов также осуществляет ряд важных функций, в частности, именно его прерогативой является утверждение крупных сделок должника и сделок, в осуществлении которых имеется заинтересованность.

   По  окончании восстановительных мероприятий  внешний управляющий составляет отчет, который сначала передается собранию кредиторов, принимающему по результатам его рассмотрения решение об обращении с ходатайством в арбитражный суд либо о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника, либо об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении срока внешнего управления, либо с ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Кредиторы могут также принять решение о заключении с должником мирового соглашения. После этого решение собрания кредиторов вместе с отчетом управляющего передается на утверждение арбитражного суда, который принимает окончательное решение.

   Законом достаточно подробно регламентирует процедуру  внешнего управления. Его неоспоримым  достоинством является то, что регулирование  рассчитано на организации различных  форм собственности. Однако Закон имеет и ряд недостатков. Одним из них является выведение процедуры санации из-под контроля суда, отсутствие какой-либо ее регламентации. Если ранее данная процедура практически не применялась, поскольку ее проведение на условиях, установленных Законом от 19 ноября 1992 г., было невыгодно кредиторам, а порой и самому должнику, то сейчас она также обречена - будучи практически бесконтрольной, не регламентированной законодательно, она может быть использована для злоупотребления кредиторов, раздела между ними имущества должника, а отнюдь не на действительное восстановление его платежеспособности. 

   3.3. Конкурсное производство

   Конкурсное  производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному  банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

   При установлении в ходе рассмотрения дела о признании должника банкротом  признаков банкротства, предусмотренных  ст. ст. 3, 164, 167, п. 1 ст. 174 и 177 ФЗ РФ "О  несостоятельности (банкротстве)" арбитражный  суд принимает решение о банкротстве должника и об открытии конкурсного производства.

   В решении арбитражного суда о признании  банкротом должника - юридического лица и об открытии конкурсного производства содержатся следующие указания: о  признании должника банкротом; об открытии конкурсного производства; о назначении конкурсного управляющего.

   Если  принятию решения предшествовала процедура  наблюдения или внешнего управления, в решении указывается о ее прекращении.

   Открытие  конкурсного производства означает, что срок исполнения всех денежных обязательств должника будет считаться наступившим, прекратится начисление неустоек, финансовых санкций и процентов по всем видам задолженности должника; все требования к должнику, включая требования налоговых органов, могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.

   Сообщение о признании должника банкротом  публикуется арбитражным судом  в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и официальном  издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому  оздоровлению. Данная публикация осуществляется за счет имущества должника, а при отсутствии у должника средств - за счет кредитора, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

   Продолжительность периода, на который вводится конкурсное производство, зависит от конкретных обстоятельств и временных условий, необходимых для реализации мероприятий, в частности, анализа финансового состояния должника, принятия мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущество должника, находящегося у третьих лиц, конкурсным управляющим. Закон РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" не устанавливал срок конкурсного производства. Следует отметить, что процедура конкурсного производства, назначенная в соответствии с указанным Законом, будет производиться только в соответствии с данным Законом. Следовательно, в настоящее время в том случае, если открыто конкурсное производство, арбитражные суды могут лишь устанавливать сроки представления отчета конкурсного управляющего. Введение срока конкурсного производства было вызвано необходимостью, так как по некоторым делам конкурсное производство не закончено и по настоящее время. Конкурсные управляющие, получая вознаграждение, не торопятся его завершать. Закон о банкротстве устанавливает продолжительность указанной ликвидационной процедуры - один год. Вместе с тем, Закон о банкротстве допускает возможность продления указанного срока на шесть месяцев. Продажа имущества должника, предъявление исков о признании недействительными сделок, совершенных должником, исполнение решений по указанным искам, поиск и возврат имущества должника могут являться основанием для продления срока конкурсного производства. При таких обстоятельствах по ходатайству собрания кредиторов или конкурсного управляющего (по аналогии с продлением срока внешнего управления - п. 5 ст. 68 Закона) арбитражный суд выносит определение о продлении указанного срока. Необходимо обратить внимание на то, что данное определение обжалованию не подлежит.

   При необходимости, в исключительных случаях, в частности при возврате имущества и денежных средств должника, находящихся за границей, арбитражный суд вправе продлить срок конкурсного производства сверх 18 месяцев. В этом случае арбитражный суд выносит определение о продлении срока конкурсного производства. Указанное определение может быть обжаловано.

   Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного  производства подлежит немедленному исполнению, если иное не установлено арбитражным  судом.

   Указанное решение арбитражного суда направляется участникам конкурсного производства (лицам, участвующим в деле (ст. 30 Закона о банкротстве) и другим заинтересованным лицам, в частности трудовому коллективу, собственнику имущества должника - унитарного предприятия, в банки и иные кредитные организации, в которых находятся счета должника, и т.п. Заинтересованность этих лиц вытекает из ряда норм Закона.

   При принятии решения арбитражный суд  назначает конкурсного управляющего.

   Необходимо  иметь в виду, что арбитражный  суд, в установленных Законом о банкротстве случаях, вправе в решении о признании должника банкротом не указывать о назначении конкурсного управляющего. Так, в случае признания отсутствующего должника банкротом решение арбитражного суда направляется в госорган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, который в недельный срок со дня получения данного решения представляет суду кандидатуру конкурсного управляющего. Арбитражный суд в указанном случае выносит определение о назначении конкурсного управляющего в месячный срок с момента принятия решения о банкротстве.

   Конкурсный  управляющий назначается в порядке, предусмотренном ст. ст 71-72 Закона.

   Собрание  кредиторов утверждает кандидатуру  конкурсного управляющего. Любой  из конкурсных кредиторов, налоговый  или иной уполномоченный орган, должник, а также собственник имущества должника - унитарного предприятия вправе предложить указанную кандидатуру собранию кредиторов.

   Предложенной  арбитражном суду для назначения считается кандидатура, получившая наибольшее число голосов кредиторов в соответствии с порядком принятия решений собранием кредиторов, предусмотренным ст. 14 Закона о банкротстве.

   В том случае, если собранием кредиторов не представлено в арбитражный суд  ни одной кандидатуры конкурсного  управляющего, арбитражный суд назначает  конкурсного управляющего по предложению иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, или из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве управляющих.

   При отсутствии и таковой возможности  арбитражный суд назначает конкурсного  управляющего из числа кандидатур, предложенных государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. В качестве кандидатуры конкурсного управляющего может рассматриваться лицо, осуществлявшее полномочия внешнего управляющего.

   Определение о назначении конкурсного управляющего подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

   Арбитражный суд по ходатайству конкурсного  управляющего, одобренному собранием  кредиторов или комитетом кредиторов, вправе назначить нескольких конкурсных управляющих. Необходимость в назначении нескольких конкурсных управляющих может возникнуть, в частности, в случае нахождения части имущества должника за границей, расположения имущества должника в разных регионах страны. Арбитражный суд распределяет обязанности между конкурсными управляющими и определяет пределы ответственности каждого из них.

   Арбитражный суд по собственной инициативе не вправе назначить нового конкурсного  управляющего при невыполнении прежним  своих обязанностей. Закон о банкротстве  устанавливает, что арбитражный  суд назначает нового конкурсного управляющего только по ходатайству собрания кредиторов или комитета кредиторов.

   К неисполнению или ненадлежащему  исполнению конкурсным управляющим  возложенных на него обязанностей относится  невыполнение функций, предусмотренных  п. 3 ст. 101 Закона о банкротстве, в  частности непринятие мер, направленных на поиск, выявление и возврат  имущества должника, находящегося у третьих лиц, невзыскание дебиторской задолженности и т.п., то есть уклонение от формирования конкурсной массы и удовлетворения требований кредиторов.

   Определение арбитражного суда об отстранении конкурсного  управляющего от исполнения им обязанностей конкурсного управляющего подлежит немедленному исполнению. Данное определение может быть обжаловано.

   Ст. 98 Закона о банкротстве посвящается  последствиям открытия конкурсного  производства. Следует иметь в  виду, что в статье дан исчерпывающий перечень последствий открытия конкурсного производства для должника.

   Так, с открытием конкурсного производства наступает срок исполнения всех денежных обязательств и обязательных платежей. Это означает, что кредиторы по денежным обязательствам, а также по отсроченным обязательным платежам, если даже срок исполнения указанных обязательств еще не наступил, вправе предъявить к должнику свои требования в установленный ст. 100 Закона о банкротстве срок.

   После открытия конкурсного производства, как уже отмечалось, прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника. Это относится к кредитам банка, неоплаченным платежным требованиям, невыполненным обязательствам, то есть ко всем случаям, когда кредиторы должника имели право при обычных условиях на получение указанных санкций.

   Кроме того, сведения о финансовом состоянии  должника уже не относятся к категории  сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной. Так, согласно абз. 3 п. 3 ст. 16 Закона о банкротстве комитет кредиторов вправе требовать от конкурсного управляющего любую информацию о ходе конкурсного производства, в том числе о финансовом состоянии должника.

   Автоматически при открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению имуществом. Например, меры по обеспечению требований кредиторов, предусмотренные ст. 44 Закона о банкротстве, действуют до момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и назначения конкурсного управляющего. Арбитражный суд и суд общей юрисдикции не вправе наложить новые аресты на имущество должника, а также ввести иные ограничения по распоряжению его имуществом.

   С момента открытия конкурсного производства все требования к должнику могут  быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.

   Надо  иметь в виду, что под предъявленными требованиями кредиторов понимаются требования всех кредиторов, предъявленные к должнику в деле о банкротстве с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, в том числе и на стадии внешнего управления и конкурсного производства. При этом требования, предъявленные в процедурах наблюдения или внешнего управления, не должны повторно предъявляться во внешнем управлении или в конкурсном производстве. Видимо, предъявленными можно признать также требования граждан, по которым арбитражным судам направлены судебными приставами-исполнителями исполнительные листы.

   Вместе  с тем, Закон о банкротстве  допускает исполнение обязательств должника, но только в случаях и  порядке, предусмотренных гл. VI Закона. Например, согласно п. 1 ст. 106 Закона вне  очереди удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства.

Информация о работе Понятие банкротства и анализ финансовых предпосылок возможности банкротства