Оценка интеллектуального капитала современной компании в условиях российской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 07:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение условий и факторов применения и оценки интеллектуального капитала современной компании в условиях российской экономики.
Задачи курсовой работы являются:
-определить концепции интеллектуального капитала;
-рассмотреть интеллектуальный капитал с точки зрения основного ресурса современной компании;
-выяснить, как происходит комплексная оценка интеллектуального капитала;
-изучить зарубежную практику применения интеллектуально капитала;
-проанализировать российскую практику применения интеллектуального капитала;
- на примере работы консалтинговый компаний посмотреть, как происходит работа оценки интеллектуального капитала;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА
1.1 Концепция интеллектуального капитала……………………...…......6
1.2 Интеллектуальный капитал как основной ресурс современной компании……………….…………………………………………………….......13
1.3 Комплексная оценка интеллектуального капитала …… ……….…17
ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
2.1 Развитие практики применения интеллектуального капитала в зарубежных компаниях…………………………………………………………23
2.2 Российская практика применения интеллектуального капитала………………………………….………………………………………25
2.3 Анализ оценки интеллектуального капитала компании на примере деятельность ООО «Титан» и предприятия ОАО "Пензенский арматурный завод"……………………………………………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….…………………………39
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………..……………...……..42
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

ЧИСТОВАЯ КУРСОВАЯ (Автосохраненный).docx

— 129.62 Кб (Скачать)

 

Становление институциональной инфраструктуры формирования интеллектуального капитала в России не завершено, поскольку  некоторые ее элементы недостаточно оформились или отсутствуют: малый  инновационный бизнес, венчурный  капитал, технологическое брокерство и др. В силу незавершенности становления институциональной инфраструктуры формирования интеллектуального капитала в российской экономке, возникает необходимость совершенствования институциональных условий формирования интеллектуального капитала.[11]

Институциональные условия формирования интеллектуального  капитала являются центром пересечения  рыночных систем и государственных  регулирования. Учитывая специфику  производства и распространения  знаний, решающая роль в обеспечении институциональной среды, необходимых институциональных условий формирования интеллектуального  капитала принадлежит государству. Пока в стране отсутствует платежеспособный инновационный спрос, реальной альтернативы государственной поддержки науки и инноваций нет.

В целях  активизации инновационного процесса в экономике России необходимо прежде всего добиться признания науки в качестве общенационального приоритета. Одновременно предстоит определить круг государственных приоритетов в сфере науки. Кроме того, необходимо иметь четкое представление о месте России в мировом инновационном процессе.[15]

В российских  компаниях  доля использования интеллектуальных ресурсов является недостаточной, о чем свидетельствует соотношение материальных и нематериальных активов в балансовой стоимости этих компаний. В этой связи полезен опыт США, Великобритании и ряда других стран, позволяющий выработать экономически обоснованные подходы по повышению уровня  интеллектуального  потенциала российских компаний. Д. Тобин, лауреат Нобелевской премии в области экономики, предложил показатель интеллектуальности. Для интегральной стоимостной  оценки  величины  интеллектуального   капитала  в западной экономической литературе, а также в практике деятельности многих фирм Запада и Востока применяется коэффициент Тобина – отношение рыночной цены компании к цене замещения ее реальных активов: зданий, сооружений, оборудования и запасов. Рыночная цена компании может быть определена на основе данных о капитализации фирмы, которые основываются на  оценках  фондового рынка. Однако наиболее достоверно эта цена проявляется лишь при реальной покупке ее другой компанией.

Если  q<1, т.е. объект стоит дешевле, чем его замена, предприятию нет смысла инвестировать в аналогичный объект. И наоборот, выгоднее купить новый объект, если его приобретение обойдется предприятию дешевле. Замечена закономерность: высокое значение коэффициента q и значительная величина ИК отражают ценность вложений в технологию и человеческий  капитал. Коэффициент q, помимо прочего, может характеризовать степень эквивалентности товарного обмена предприятия, степень его выгодности для предприятия. Например, при q = 2 (рыночная стоимость предприятия вдвое дороже стоимости его гипотетической замены) предприятие извлекает из этого вида собственности большую (выше средней в этом виде деятельности) выгоду и не ощущает на себе действие закона убывающих возвратов. В этом смысле q является показателем монопольной ренты, то есть способностью предприятия получать более высокую прибыль благодаря тому, что у него есть нечто такое, чего нет у других.

Сегодня для большинства компаний значения коэффициента Тобина колеблются от 5 до 10. Для наукоемких фирм этот коэффициент еще больше. Так, в 1995 г., когда компания IBM поглотила Lotus, заплатив за нее 3,5 млрд долл., материальные активы которой оценивались в 230 млн долл., коэффициент Тобина достиг 15,2. Для отдельных компаний, действующих в сфере производства программного обеспечения и Интернет-технологий, коэффициент Тобина может достигать нескольких сотен. Это означает, что в данных компаниях материальный  капитал  практически не принимает участия в создании стоимости, главный производственный фактор в них –  интеллектуальный   капитал . В развитых странах в течение 1960 – 70-х годов в среднеем значение коэффициента Тобина изменялосься мало, колеблясь между величинами 1 и 2. С начала 1980-х годов наблюдается резкий рост этого коэффициента, который к началу XXI столетия достиг величины 6 – 7. При этом у высокотехнологичных и других наукоемких компаний его средняя величина еще выше.

Если  цена компании существенно превосходит  цену ее материальных активов, то это  означает, что по достоинству оценены  ее нематериальные активы – талант персонала, эффективность управляющих  систем, менеджмента и др. Покупатель, таким образом, приобретает в  основном не физические, а нематериальные активы.

Тенденции роста коэффициента Тобина проявляются и в российских успешно функционирующих компаниях. Рассмотрим выборочные данные коэффициента Тобина по некоторым российским компаниям:

- Росбизнесконсалтинг — 9,9;

- ЮКОС — 5,3;

- Вимм-билль-данн — 3,9;

- Вымпелком — 2,7;

- Балтика — 2,5;

- Приморское морское пароходство  — 2,3;

- Норильский никель — 1,6;

- Сургутнефтегаз, Северсталь — 1,2;

- МГТС, Ростелеком — 1,1;

- Славнефть-Мегионнефтегаз, Лукойл, РАО ЕЭС России — 1,0;

- Северо-Западное пароходство,  Татнефть, Мосэнерго — 0,5.

Ряд компаний, которые характеризуются  высоким уровнем конкурентоспособности, использованием современных методов  и технологий менеджмента, которые  создали собственный дорогостоящий  бренд, – имеют достаточно высокий  коэффициент Тобина. Это свидетельствует о том, что эти компании обладают значительным  интеллектуальным   капиталом . Среди них Балтика, Вимм-Билль-Данн, Вымпелком, Норильский никель, Росбизнесконсалтинг, Приморское морское пароходство. Основными факторами, формирующими  интеллектуальный   капитал  Балтики, стали собственная система дистрибуции и устойчивый бренд, Вимм-Билль-Данна – устойчивый и популярный бренд и успешная стратегия развития. Росбизнескосалтинг – компания, которая занимается распространением, переработкой и сбором информации, поэтому она обладает в основном именно  интеллектуальным   капиталом . Вымпелком действует в сфере телекоммуникаций и благодаря этому также имеет традиционно высокий коэффициент Тобина. Коэффициенты Тобина транспортных компаний различаются; при этом, как правило, они выше у более успешных компаний.

Интересно сравнить величину коэффициента Тобина у российских нефтяных компаний. Можно отметить, что в 2003 г. капитализация именно ЮКОСа резко отличалась от капитализации других аналогичных компаний. Это говорит о том, что именно  интеллектуальный   капитал  в виде продуманного менеджмента, выхода на международный фондовый рынок, рациональной организационной структуры, эффективной системы работы с кадрами компании стал доминировать в ЮКОСе над физическим капиталом. Этого нельзя сказать о многих других нефтяных компаниях России.

То, что коэффициент Тобина меньше единицы, говорит о том, что компания имеет отрицательную величину  интеллектуального   капитала . Это означает, что уровень менеджмента, организационная структура компании, связи с потребителями таковы, что они не добавляют, а убавляют капитал компании.

Строго говоря, если сохраняется  возможность продажи активов  компании по ценам, которые зафиксированы  в балансе, то такая компания в  условиях свободного рынка подлежит ликвидации и продаже. На практике этого  не происходит по ряду причин. Иногда просто не находится покупателя. В других случаях власти препятствуют ликвидации компании и соответственно того или  иного производства потому, что это  влечет за собой резкое ухудшение  социальной обстановки в связи с  высвобождением большого числа работников.

Значения коэффициента Тобина меньше единицы могут говорить также о том, что компания недооценена. В каждом конкретном случае причина такого положения вещей индивидуальна, однако данный факт сигнализирует о серьезных проблемах того или иного бизнеса.

Преимущества коэффициента Тобина особенно очевидны, когда предприятие приближается или уже вышло на грань нестационарного функционирования (нарушение стабильности денежных потоков, намечающийся спад на устоявшийся спрос выпускаемых товаров и услуг, и т.д.) и ему необходим решительный и качественный рывок в освоении новшеств, т.е. в технологическом развитии и выходе на новые рынки. 

Интеллектуальный   капитал  можно оценивать не только с помощью финансовых показателей, среди которых – коэффициент Тобина. Нефинансовые  оценки  производятся для анализа конкурентоспособности организации, а также факторов этой конкурентоспособности. Они могут использоваться внешними и внутренними потребителями (начиная от персонала и кончая инвесторами и акционерами). Эти  оценки  учитываются при определении стратегии, долгосрочных трендов в развитии организации.[13]

 

2.3 Анализ  оценки интеллектуального капитала компании на примере деятельность ООО  «Титан»  и предприятия ОАО "Пензенский арматурный завод"

В современных  условиях человеческий капитал является главной ценностью общества, определяющим фактором устойчивого развития и  экономического роста, поскольку конкурентные преимущества экономических систем во многом достигаются не за счет природных  ресурсов, а за счет знаний, информации, инноваций, источником которых выступает  человек.

В российской экономической науке подходы  к оценке человеческого капитала далеко не однозначны. Их можно условно разделить на три направления: инвестиционная оценка (работы С.А. Дятлова, И.В. Ильинского и др.), амортизационная оценка (работы М.М. Критского, Л.Г. Симкиной и др.), оценка по доходам (работы В.Т. Смирнова, Е.М. Самородова и др.). 

Гудвилл 

Гудвилл - это совокупность таких факторов, как деловая репутация, известность, надежность, доброе имя фирмы (бренд), узнаваемость торговой марки, деловые связи, выгодность местоположения, опыт руководителей и прочих, не идентифицируемых отдельно от фирмы, которая позволяет сделать заключение о будущем превышении прибыльности данной фирмы по сравнению со средней прибыльностью аналогичных фирм. Определяется как разница между оценкой компании фондовой биржей и суммой чистых, нетто-активов, зарегистрированных в балансе компании.[17] 

В данной методике используются следующие определения

Оценочная стоимость работника - расчетная величина, равная произведению выплачиваемой или предполагаемой заработной платы работника на коэффициент Гкп (гудвилл кадрового потенциала):

S = ЗП x Гкп ,

где S - оценочная стоимость работника, руб.;

ЗП - предполагаемая или выплачиваемая  заработная плата работнику, руб.;

Гкп - коэффициент (гудвилл кадрового потенциала работника). Расчетная величина.

Гудвилл кадрового потенциала работника - коэффициент, который отображает реальную, рыночную, индивидуальную стоимость работника не как штатную единицу, а как конкретного человека, умеющего выполнять те или иные функции, решать те или иные задачи.

Представление о том, какие параметры  могут быть учтены при определении Гкп, дано в табл. 2. Так, как отмечает В. Аллавердян, на Гкп влияют и психологический климат в коллективе, и профессиональный уровень работника, и время, необходимое на него (понятно, чем больше требуется времени, тем дороже становится работник).

Таблица 2. Определение гудвилла кадрового потенциала

№ п/п

Параметры

Значение коэффициента

1.

Психологический климат,     
сложившийся в коллективе: 

                                                                                        

 

отличный 

0,2

Приемлемый

0,1

Нервозная обстановка

0

2.

Профессиональный уровень    
работника:

 

высокий

0,5

средний

0,2

Низкий

0

3.

Время, необходимое на       
адаптацию работника на      
новом рабочем месте :

 

Значение коэффициента

для       
управленческого 
персонала  

для    
сбытовиков

для менеджеров 
и младшего   
обслуживающего 
персонала

0,5 месяца

От 1 до 4

От 0,5 до 2

От 0 до 1

1 месяц

     

1,5 месяца

     

2 месяца

     

Примечание. Данные коэффициенты расставляются вручную в зависимости от   сложности задач, которые стоят перед каждым конкретным работником.       





Преимуществом данной методики, является учет гудвилла кадрового потенциала работника, что позволяет наиболее точно определить его стоимостную оценку. Однако, по нашему мнению, предлагаемые параметры для расчета гудвилла представлены не в полном объеме.

Предлагается стоимость человеческого капитала работника предприятия определять как произведение выплачиваемой заработной платы на гудвилл человеческого капитала плюс инвестиции в человеческий капитал за период работы в организации:

S = ЗП x Гчк + И x t ,

где S - оценочная стоимость работника, руб.;

ЗП - предполагаемая или выплачиваемая  заработная плата работнику, руб.;

Гчк - коэффициент (гудвилл человеческого капитала работника);

И - инвестиции за один год;

t - период.

Для определения стоимости человеческого  капитала всех работников предприятия  берутся годовой фонд заработной платы и общий объем инвестиций в человеческий капитал предприятия. Кроме того, гудвилл человеческого капитала можно представить как сумму коэффициентов (индексов), учитывающих прибыль предприятия, общие затраты на персонал и профессиональный уровень сотрудников:

Гчк = индекс прибыли человеческого капитала + индекс стоимости человеческого капитала + коэффициент профессиональной перспективности Гчк = Иприб + Ист + Кпп.

В свою очередь:

Индекс прибыли человеческого капитала = прибыль: эквивалент полного рабочего времени сотрудника.

Индекс стоимости человеческого  капитала = общие расходы на персона: эквивалент полного рабочего времени сотрудника.  

Данные по прибыли и общим  расходам на персонал есть в балансе  организации. Эквивалент полного рабочего времени сотрудника определяется следующим  образом: 

Эквивалент полного рабочего времени = (количество рабочих дней в году x 8 часов в день) - отпуск (в часах) - праздничные дни (количество часов) - отсутствие по причинам личного характера/болезни (в часах). 

Коэффициент профессиональной перспективности рассчитывается исходя из данных об образовании работника, его стаже и возрасте по формуле:

К = Оу. обр. x (1 + С : 4 + Вт : 18),

где Оу. обр. - оценка уровня образования, которая обычно принимается (составляет 0,15 для лиц, имеющих незаконченное среднее образование):

Информация о работе Оценка интеллектуального капитала современной компании в условиях российской экономики