Оценка финансового состояния ОАО «ФлексоПринт»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель работы – на основе исследования финансового состояния предприятия «ФлексоПринт» выявить его основные проблемы и предложить варианты их решения.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
– изучить методологию финансового анализа;
– провести оценку финансового состояния ОАО «ФлексоПринт»:
• анализ ликвидности и платежеспособности;
• анализ финансовой устойчивости;
• анализ рентабельности и доходности;
– разработать управленческие решения по результатам анализа.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….
3 – 4
Глава 1. Теоретические основы финансового анализа…………..
5
Сущность финансового анализа………………………........
5 –10
Методологические основы финансового анализа…………
10 – 16
Глава 2. Оценка финансового состояния ОАО «ФлексоПринт»…
17
2.1. Анализ ликвидности и платежеспособности ОАО «ФлексоПринт».................…………………………..………………

17 – 25
2.2. Анализ финансовой устойчивости ОАО «ФлексоПринт»....
25 – 31
2.3. Анализ рентабельности и доходности ОАО «ФлексоПринт»……………………………....……………………..

31 – 38
2.4. Возможные управленческие решения на основе результатов анализа………………………………………………..

38 – 42
Заключение………………………………………………………….
43 – 44
Список используемой литературы………………………………...
45 – 47
Приложения…………………………………………………………
48 – 60

Файлы: 1 файл

Kursovaya_2.doc

— 843.50 Кб (Скачать)

 

 

        1.  Анализ рентабельности и доходности

 

В системе показателей  эффективности деятельности предприятий  важнейшее место принадлежит  рентабельности.

Рентабельность  — один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства на предприятии, характеризующий уровень отдачи затрат и степень средств в процессе производства и реализации продукции.

Показатели  рентабельности характеризуют эффективность  работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Анализ рентабельности ОАО «ФлексоПринт» проведем с помощью приложения 10 и начнем с определения рентабельности продаж (рис. 6).

Рентабельность  продаж по прибыли от продаж показывает, сколько прибыли приходится на каждый рубль выручки.

В 2009 году значение показателя было равно 0,0442, затем в 2010 наблюдался прирост коэффициента на 58,28% до 0,07. Это говорит нам о повышении спроса на продукцию, повышении уровня производственной и сбытовой деятельности. Однако, в 2011 году произошло уменьшение рентабельности продаж на 35,54% за счет увеличения расходов на рекламу и обучение персонала.

Рисунок 6. Динамика показателей рентабельности продаж и производства продукции ОАО «ФлексоПринт» за 2009-2011 гг.

Рентабельность  продаж по чистой прибыли показывает, сколько чистой прибыли приходится на каждый рубль выручки.

В 2009 году показатель был равен 1,218, а в 2010 году произошел его рост в 2,5 раза до 4,2831из-за увеличения объема продаж и снижения налоговых обязательств. В 2011 году произошло снижение уровня рентабельности продаж по чистой прибыли на 47,54% (0,0451), что обусловлено ростом расходов (коммерческих, управленческих, прочих), налоговых обязательств и процентов к уплате (из-за получения кредитов). Таким образом, на каждый рубль выручки в 2011 году приходилось на 2,03 руб. чистой прибыли меньше, чем в 2010 году, но на 1,03 руб. больше, чем в 2009 году.

Рентабельность  производства продукции показывает, сколько рублей прибыли от продаж приходится на 1руб. затрат на производство.

В 2010 году произошел  рост показателя на 62,07% (с 5,3701 до 8,7032) за счет увеличения объемов реализации, а, следовательно, и прибыли от продаж. В 2011 году значение данного показателя уменьшилось на 37,61% (до5,4301) вследствие снижения прибыли от продаж из-за повышения коммерческих и управленческих расходов. По данным приложения 10, в 2010 году на 1 руб. затрат приходилось прибыли от продаж на 3,33 руб. больше, чем в 2009, а в 2011 году на 3,27 руб. меньше, чем в 2010 году.

Далее проведем анализ рентабельности активов (рис. 7).

Рисунок 7. Динамика показателей рентабельности активов ОАО «ФлексоПринт» за 2009-2011 гг.

Рентабельность  внеоборотных активов характеризует  величину бухгалтерской прибыли, приходящейся на каждый рубль внеоборотных активов.

В 2009 году значение данного показателя было равно 6,0934. В 2010 году произошел рост коэффициента почти в 4 раза, что обусловлено ростом бухгалтерской прибыли за счет увеличения объемов производства. В 2011 году показатель снизился на 87,14% (до 3,69) из-за роста расходов на управление предприятием (подготовка кадров).

Рентабельность  оборотных активов показывает величину бухгалтерской прибыли, приходящейся на каждый рубль оборотных активов.

В 2009 году показатель был равен 2,63, а в 2010 произошел  рост в 2 раза. Это произошло вследствие увеличения оборотных активов и выручки организации. В 2011 году возросли заемные средства, а, следовательно, и проценты к уплате, что привело к снижению коэффициента на 74,99% (до 2,0738).

Рентабельность  чистого оборотного капитала показывает величину бухгалтерской прибыли, приходящейся на каждый рубль чистого оборотного капитала.

В 2010 году наблюдался повышение данного показателя в 7,34 раза (с 4,4271 до 32,4777). Изменение связано с ростом чистой прибыли на 4288 тыс. руб. В 2011 году коэффициент снизился на 39,15% из-за увеличения расходов и отложенных налоговых обязательств.

Рентабельность  собственного капитала является важнейшим для оценки инвестиционной привлекательности компании в долгосрочном плане. Коэффициент показывает, какую прибыль приносит каждый рубль, вложенный в бизнес компании её владельцами.

Так в 2009 году на рубль собственного капитала приходилось 7,91 руб. чистой прибыли. В 2010 году показатель увеличился в 2,5 раза, т. к. выросла чистая прибыль. В 2011 году коэффициент снизился на 39,15%, что обусловлено повышением обязательств организации.

Далее проанализируем динамику остальных показателей  рентабельности предприятия, приведенных на рисунке 8, 9.

  Рисунок 8. Динамика показателей рентабельности ОАО «ФлексоПринт»   за 2009-2011 гг.

Общая рентабельность показывает, сколько денежных единиц затрачено предприятием для получения  рубля прибыли независимо от источников привлечения средств.

В 2009 году данный показатель был равен 0,014. В 2010 произошел рост показателя в 2,66 раза, значит для получения 1 руб. прибыли потребовалось в 20 раз больше единиц затрат. В 2011 году наблюдался спад показателя на 47,55%. Данные колебания могут быть обусловлены непропорциональным ростом выручки и чистой прибыли из-за увеличения расходов и обязательств по кредитам и займам.

Фондорентабельность показывает эффективность использования  основных средств.

В ОАО «ФлексоПринт»  в 2009 году значение коэффициента равно 0,0609. В 2010 году показатель вырос до 0,2871, что означает улучшение эффективности использования основных средств, т.к. их стоимость не увеличилась, а прибыль выросла. В 2011 году произошло снижение фондорентабельности на 87,14%, что вызвано покупкой оборудования и сокращением прибыли из-за роста обязательств по кредитам.

Рентабельность  основной деятельности (окупаемость  издержек) показывает, сколько прибыли от продажи приходится на 1 рубль затрат.

В нашем случае значения показателя в 2009 году были равны 1,6951. В 2010 году коэффициент вырос в 2,75 раза вследствие увеличения прибыли предприятия. В 2011 году произошел спад на 76,28% из-за роста платежей по кредитам.

Рентабельность  перманентного капитала показывает эффективность использования капитала, вложенного (инвестированного) в деятельность организации на длительный срок.

В 2009 коэффициент  равен 3,8611, в 2010 году произошло резкое увеличение в 6 раз (до27,1872), причем выросла  как чистая прибыль, так и стоимость  капитала организации, что говорит об эффективном финансовом менеджменте в части управления долгосрочным капиталом. Однако, в 2011 году показатель снизился на 77,3% из-за уменьшения прибыли и роста долгосрочных обязательств (получение кредитов).

Рисунок 9. Динамика показателей рентабельности ОАО «ФлексоПринт» за 2009-2011 гг.

Период окупаемости  собственного капитала имеет большое значение для собственников и акционеров, поскольку через оценку его величины и динамики они, как правило, делают выводы об эффективности управления их капиталом.

В анализируемом  предприятии в 2009 году показатель был  равен 11,0221. В 2010 он снизился на 71,23% (до 3,6357), что означает сокращение времени окупаемости собственного капитала. Это происходит за счет увеличения объемов производства, а значит и чистой прибыли. В 2011 году коэффициент повысился на 64,35% из-за сокращения прибыли за счет роста долгосрочных обязательств.

Далее проведем анализ доходности ОАО «ФлексоПринт».

Из приложения 11 видим, общие доходы предприятия за 2010 год увеличились по сравнению с 2009 годом на 25,06% (с 103614 тыс. руб. до 129580 тыс. руб.), а в 2011 году еще на 17,62%. Это связано в основном с повышением объемов реализации продукции. Операционные доходы также растут в динамике, что обусловлено увеличением прочих доходов. Внереализационных доходов организация не имеет. Основная доля в общих доходах принадлежит доходам от обычных видов деятельности (примерно 96,5%).

В структуре  общих расходов большая доля принадлежит  расходам по обычным видам деятельности (в среднем 95%). Доля внереализационных расходов хотя и незначительная, но в динамике они увеличиваются, что является отрицательным фактором.

Выручка от продаж в 2010 году растет на 25,06%(до 129580  тыс. руб.), а в 2011 году еще на 17,62%. Это говорит о том, что спрос на продукцию предприятия постоянно увеличивается. Прибыль от продаж в 2010 году по отношению к 2009 году возрастает на 98%( с 4584 тыс. руб. до 9074 тыс. руб.), но в 2011 сокращается на 21% (до 6879 тыс. руб). Такая ситуация обусловлена ростом управленческих и коммерческих расходов (реклама, обучение персонала). Наибольшая доля в структуре прибыли принадлежит прибыли от продаж (в среднем 5%).

Обычно еще  рассчитывают такой показатель, как  порог рентабельности и запас  финансовой прочности (рис. 10).

Рисунок 10. Динамика порога рентабельности и запаса финансовой прочности ОАО «ФлексоПринт» за 2009-2011 гг.

Порог рентабельности – величина выручки, при которой  предприятие покрывает свои расходы  на производство и реализацию продукции без получения прибыли и убытков.

Мы видим, что  в динамике значение показателя увеличивается: в 2010 году на 22,14% (до 104247 тыс. руб.), в 2011 году еще на 21,51%. За весь анализируемый период прибыль превышала порог рентабельности, значит, предприятие работает эффективно.

Запас финансовой прочности показывает, насколько  можно сокращать производство продукции, не имея при этом убытков.

Из рисунка 10 видно, что коэффициент из года в год увеличивается. Так в 2009 году можно было уменьшить производство на 17,63% (до 18265,19 тыс. руб.), в 2010 году на 19,55% (до 25332,5 тыс. руб.), в 2011 году на 16,89% (до25739,4 тыс. руб.) без серьезной угрозы для своего финансового положения.

Проведя анализ рентабельности и доходности ОАО  «ФлексоПринт» мы выяснили, что доходы предприятия покрывают расходы, есть запас финансовой прочности и в общем, предприятие работает эффективно.

 

 

2.4.   Возможные управленческие решения  на основе результатов анализа

 

Управленческое  решение – результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели.

Управленческие  решения, принимаемые на базе рассмотрения финансовой отчетности, находятся в  зависимости от многочисленных факторов, таких как: отраслевой принадлежности компании; условий кредитования и стоимости заемных источников; выработавшейся структуры источников и рациональности их размещения в активах; масштабности инвестиционных проектов; оборачиваемости и рентабельности; организации денежного оборота и т.д.

По результатам  анализа ОАО «ФлексоПринт» испытывает некоторые трудности, которые носят временной характер. Об этом нам говорит большое количество заемных средств по сравнению с собственными средствами, недостаток ликвидных активов, увеличение срока окупаемости капитала, неустойчивое финансовое положение и другое. Поэтому ниже предложим решения некоторых проблем организации.

Во-первых, предприятию необходимо избавиться от части труднореализуемых активов и ориентироваться на приобретение более ликвидных, чтобы их хватало хотя бы на покрытие срочных обязательств.

Не смотря на увеличение стоимости имущества  предприятия в динамике, его финансовая устойчивость ухудшилась по ряду показателей. Имея на балансе значительную по величине стоимость оборотных активов, предприятие нуждается в большей величине собственных оборотных средств. Такое положение на предприятии сложилось из-за замораживания части оборотных средств в виде материальных запасов. За анализируемый период предприятие не смогло уменьшить запасов на складах, однако это связано с тем, что материалы для изготовления продукции приобретаются заграницей за валюту. Как известно, курс валют плавающий, значит, в нашем случае увеличение запасов не является отрицательным фактором и возможно их дальнейшее заготовление. Этим же объясняются изменения в себестоимости продукции.

То, что показатели, характеризующие платежеспособность, находятся на уровне ниже нормы, объясняется, в основном, наличием у предприятия значительной суммы кредиторской задолженности, которая увеличилась в 2010 году почти в 2 раза. Это связано с покупкой оборудования (печатных станков), которое нуждается в постоянном обновлении из-за появления новых технологий печати (для того, чтобы продукция организации оставалась конкурентоспособной). К тому же тот факт, что предприятие получает кредиты от банков, говорит нам о доверии к нему. Однако здесь нужно быть осторожным, т.к. в случае уменьшения доходов понизится способность отвечать по своим обязательствам.

Для решения данной проблемы предприятию необходимо четко структурировать все долги по срокам выплаты и стараться выплачивать их в порядке очередности. Снижению задолженности способствует эффективное управление ею посредством анализа давности сроков. Такой анализ выявляет, кто из кредиторов долго ждет оплаты и, скорее всего, начнет проявлять нетерпение.

Погашение кредиторской задолженности на ОАО «ФлексоПринт» можно осуществить за счет выплаченной дебиторской задолженности, которая на конец 2011 года составляет 24879 тыс. руб.

Также можно рекомендовать при возможности производить частично-досрочное погашение кредитов, что в сумме уменьшит выплаченные проценты.

Информация о работе Оценка финансового состояния ОАО «ФлексоПринт»